Л.С. Клейн
Муки науки.
Учёный и власть, учёный и деньги, учёный и мораль.
// М.: «Новое литературное обозрение». 2017. 576 с. ISBN 978-5-4448-0616-6
(Библиотека журнала «Неприкосновенный запас», ISSN 1815-7912)
[ аннотация: ]
Автору этой книги всегда было тесно внутри какой-то одной, отдельно взятой гуманитарной дисциплины, равно как и внутри той или иной научной догмы. Начав с полевой археологии, выдающийся учёный Л.С. Клейн (р. 1927) много времени и сил посвятил теоретическим проблемам, связанным в основами археологического знания. В студенческие годы выступил с докладом, критикующим господствовавшее тогда «новое учение о языке» Н.Я. Марра. В середине 1960-х инициировал новый раунд в споре о роли норманнов в становлении древнерусской государственности, выступив с «антипатриотичных» на тот момент «норманнских позиций». В середине 1980-х обратился к изучению «Илиады», поставив под сомнение как авторское единство этого текста, так и признанное со времён Г. Шлимана расположение древней Трои. Многолетние занятия археологией и культурной антропологией, вопросами этногенеза и становления гуманитарных наук, академические штудии и преподавательская деятельность обрели в последние годы ещё одну форму — интеллектуальную публицистику, предметом которой стало практическое существование научного знания. В собранных здесь эссе наука обретает почти утраченный ныне голос, не желая растворяться в хоре государственного и церковного патриотизма, разноголосице псевдонаучных разысканий и административных императивах академического начальства.
Содержание
От автора. Наука in vivo. — 5
I. Наука и власть.
1. Экспертиза разумности. — 7
2. Возвышение Европы и притязания Евразии. — 10
3. Донос на аспиранта. — 12
4. Язык сфинксов, или Мысли между строк. — 15
5. Фасады города и византийские эмали. — 27
6. Лохи из Петербурга. — 29
7. Несколько слов об амфорах и архарах. — 32
8. Учёные как класс. — 33
9. Куда ведёт проспект Сахарова? — 37
10. Кому из учёных на Руси было жить хорошо — и когда? — 41
11. Указующий перст глазами следующего поколения. — 45
II. Разгром Академии.
1. Нужна ли России Академия наук. — 51
2. Судьба Академии, судьба страны. — 52
3. Наука и империя. — 58
4. В университеты хочешь? Не хочешь? — 60
5. Рецепт реформы. — 63
III. Money, money, money...
1. Генералы науки. — 66
2. Гранты и гаранты. — 67
3. Процессия к Высокому Столу. — 70
4. Моё золотое время. — 72
5. Мой большой саббатикал. — 74
6. Сан-Суси без короля. — 76
7. Неприличный анекдот. — 79
8. Чаепитие в Кембридже. — 81
9. Разорванный договор. — 86
IV. Образование.
1. Азы науки и университеты. — 89
2. Стек. — 91
3. Кадровая политика. — 92
4. Проблемный семинар. — 96
5. Перелом. — 100
6. Смена поколений и проблема преемственности. — 102
7. От шпаргалки до мигалки. — 109
8. Документ о культуре и дух культуры. — 112
V. Brain drain.
1. Храм науки и хлам науки. — 129
2. Ave Caesar! — 131
3. Почему я не уехал? — 138
VI. Наука и религия.
1. Парадокс в названии. — 144
2. Верующий учёный. — 147
3. А индекс Хирша ни при чём. — 149
4. Божество и убожество. — 156
5. Дурные числа и златые горы. — 161
6. Икона И. Кона. — 164
7. Одинокий воитель. — 168
8. Популярно о Библии. — 169
9. О боге Одине и стеариновой свечке. — 174
10. Казус: археология для православных. — 178
11. Есть ли боги у животных? — 186
12. Благая весть от диакона. — 191
13. О правах эмбрионов. — 196
14. Дилемма Веркора. — 200
15. Вечен ли свет жизни? — 209
VII. Учёный и публикации.
1. Коллективный организатор? — 215
2. Невидимая литература. — 217
3. Пять барьеров к признанию. — 220
4. Об индексе Хирша и проделках с ним. — 222
5. Три шара и антиглобализм. — 226
6. Поздравление с оговоркой (автор — издатель — читатель). — 228
7. «Проблема решаема», но не решается. К обсуждению издательской проблемы. — 232
8. Прелестное письмо Руснауки. — 236
9. Туда, где цветут цитроны, или Дискурс об открытом доступе. — 239
10. Кто автор? Драма соавторства. — 243
VIII. Наука и публика.
1. Поп-наука. — 248
2. Доклад для домработницы. — 254
3. Интерпретация популяризации. — 257
4. Археология: разговор с народом. — 264
5. Ровесники, пишите мемуары! — 270
6. Загадка Льва Гумилёва. — 274
7. Трезво о Льве Гумилёве: ответ критикам. — 279
8. Письмо с того света. — 281
9. Трипольское зеркало. — 288
10. Варяги, антинорманизм и час истины. — 291
11. Любители в роли экспертов. — 297
12. Воинствующий дилетантизм на экране. — 304
13. О норманнах, славянах и ариях. Ещё раз о фильме Задорнова и не только. — 313
14. Фингал под левым глазом. Путешествие в девятый век. — 316
15. Археологи против чёрных. — 322
IX. Научная этика.
1. Плагиат глазами гипроскептика. — 330
2. Ариец Буровский и плагиат. — 341
3. Имитация работы и плагиат как ржавчина. — 345
4. Открытый лист. — 348
5. Диссертация для хорошего человека. — 351
6. Диссертации без обмана. Переписка с мастером. — 356
7. О диссертациях без обмана. — 363
8. Остепененный бандит. — 371
9. Липовые академии. — 374
10. Под оксфордской мантией. — 380
11. О светилах и «неграх». — 385
12. Два скандала в археологии. — 388
13. Где же Шлиман? — 393
14. Симулякры. — 397
15. Жертвоприношение и обрезание глазами скептика. — 401
X. Историческая перспектива.
1. В чём научность науки? Гуманитарий — это учёный? — 406
2. Назад в Ренессанс? — 411
3. Гомерическая история: очарование героического эпоса. — 416
4. Теория реставрации и новоделы. — 420
5. Что за комиссия, Создатель. — 423
6. Петрики наступают на историю, или Мемориальные законы. — 427
7. Всерьёз о судьбах марксизма. — 432
8. Царь недавно и встарь. — 435
9. Приглашение к застою. — 441
10. Дурной сон (почти антиутопия). — 448
11. Мораль Прыгунова, или Уроки истории остаются невыученными. — 454
12. О некоторых исходных понятиях. — 457
13. «Прекрасная эпоха». — 466
14. Аналогия. — 475
XI. Этничность.
1. Этнос не по Гумилёву. — 479
2. Евреи и казаки. — 489
3. Работа по-английски? — 493
4. Самый умный народ и русофобия. — 495
5. Сами с усами (к спору о варягах). — 498
6. Ярость синих и зелёных. Фанаты и наука. — 504
7. Странная любовь, патриотизм! — 509
8. Сенсация Тягнибеды. — 512
9. Этнографическая наука и национальный вопрос. — 514
10. Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат. — 520
11. Четырнадцать евреев? — 525
12. Великороссия и Россия — что больше? — 532
13. Преимущества русского народа. — 537
XII. Личное.
1. Итоговый обзор. — 541
2. Последний выбор. — 547
Алексей Ельяшевич. 70 лет в науке. — 551
|