Л.С. Клейн
История археологической мысли.
// В 2 т. Т. 1. СПб: СПбГУ. 2011а. 688 с.
ISBN 978-5-288-05166-1 (Т. 1); ISBN 978-5-288-05165-4
См. также Том 2.
Оглавление
Предисловие к курсу лекций 2004-2006 гг. — 6
Глава 1. Введение. Цели изучения и принципы изложения. — 9
1. Значение истории археологии. — 9
2. Предмет историографического рассмотрения. — 13
3. Книги по истории археологии (обзор литературы). — 14
4. «Проклятый вопрос» археологии. — 24
5. Методологические подходы. — 25
6. Движущие силы развития. — 30
7. Выбор структуры изложения. — 31
8. От периодов к течениям. — 33
9. Заключение. — 40
Часть I. Этапы продвижения к археологии.
Глава 2. Проблема начала археологии. — 42
1. Экспертиза отцовства. — 42
2. Когда возникла археология? — 44
3. Признаки науки. — 45
4. «Народная археология». — 48
5. Заключение. — 61
Глава 3. Ростки археологии в древнем мире. — 64
1. Терминологические неурядицы и их смысл. — 64
2. «Сакральная археология»: археологические знания на Древнем Востоке. — 65
3. Античные представления о первобытности. — 68
4. Древности в Гомеровском эпосе. — 72
5. Интерес к материальным древностям как к святыням («сакральная археология») в античном мире. — 73
6. Вкус к древностям. — 75
7. Почитание древностей в древней Восточной Азии. — 79
8. Археологические соображения в античном мире: Геродот и Фукидид. — 80
9. Термины и понятия. — 82
10. Живучесть «сакральной археологии». — 84
11. А была ли археология необходима? — 84
Глава 4. Средневековье и древности. — 87
1. Средневековый образ мышления. — 87
2. Древности из классического наследия. — 89
3. Средневековое увлечение древностями в Азии. — 92
4. «Народная археология» в средние века. — 94
5. Действия в рамках «сакральной археологии» в средние века. — 95
6. Археологические ситуации. — 98
7. Библейская история и короткая хронология. — 101
8. Новации эпохи Возрождения. — 102
9. Ориентация на классические древности. — 104
10. Заключение. — 107
Глава 5. Ранний антикварианизм. — 110
1. Антикварианизм как явление. — 110
2. Эпоха Реформации и её идеи. — 111
3. Занятия древностями в эпоху Реформации. Кэмден. — 113
4. Дилетанты и антикварии. — 116
5. Дискредитация «народной археологии». — 119
6. Научная революция и взгляд на древние эпохи. — 122
7. Антикварии Века Разума. Буре и Ворм. — 123
8. Предварительное заключение. — 129
Глава 6. Поздний антикварианизм. — 132
1. Перелом века. — 132
2. Антикварии Франции и Швеции в апогей Века Разума: Спон, Верелиус и Рудбек. — 133
3. Антикварии Англии в апогей Века Разума: Обри. — 139
4. Новации века Просвещения и материальные древности. — 143
5. Антикварии века Просвещения в Англии. Стъюкли. — 144
6. Антикварии века Просвещения в Скандинавии. — 146
7. Антикварии века Просвещения в Германии. — 147
8. Антикварии Франции Монфокон и Кейлюс. — 149
9. Первые раскопки Геркуланума и Помпей. — 153
10. Заключение. В преддверии археологии. — 154
Часть II. Становление отраслей археологии и формирование первых теоретических концепций.
Глава 7. Винкельман. — 158
1. Загадочное убийство. — 158
2. Прусское прозябание. — 159
3. Секретарь в Саксонии. — 161
4. Блаженная Италия. Осознание миссии. — 162
5. Стиль — это эпоха. — 166
6. «Отец археологии». — 169
7. Поцелуй Зевса. — 172
8. Два путешествия и три слоя тайны. — 173
9. Винкельмановский Ренессанс. — 177
Глава 8. Становление классической археологии. — 181
1. Плоды просвещения и античность. — 181
2. Дипломаты-антикварии. — 182
3. Археология Бонапартов. — 184
4. Открытие реальной Греции. — 187
5. Обнаружение двух чудес света. — 189
6. Открытие этрусков. — 190
7. Гёте и классические древности. — 192
8. Генеалогическое древо профессуры и археология. — 194
9. Профессора и их учение: Гейне, Герхард и др. — 197
10. Филологическая школа. — 202
11. Воздействие романтизма на раннюю классическую археологию: морфология и герменевтика. — 205
Глава 9. Зарождение отечественных археологий. — 209
1. Романтизм и археологи. — 209
2. Курганомания в Англии. — 211
3. Датская компенсация. — 214
4. Кристиан Томсен и его система трёх веков. — 215
5. Ворсо, продолжатель Томсена. — 221
6. Ворсо и средневековая археология. — 224
7. Свен Нильссон и его интеграция археологии с этнографией. — 226
8. Датская археологическая революция. — 227
9. Сопротивление трём векам. — 229
10. Стратиграфические доказательства. — 230
11. Этнические ярлычки: во славу предков. — 232
12. Заключение: некоторые уроки. — 235
Глава 10. Зарождение археологии внеевропейских земель. — 237
1. Отрасли археологии и её история. — 237
2. Зарождение ориенталистической археологии: Египет. — 238
3. Мариэтт-бей. — 242
4. Зарождение ориенталистической археологии: Святая Земля, Месопотамия и Персия. — 244
5. Открытие Ассирии: Ботта и Лэйярд. — 246
6. Ростки библейской археологии. — 250
7. Известия о памятниках Индии. — 251
8. Начало археологии Нового Света: цивилизация майя. — 251
9. Начало археологии Нового Света: «строители холмов». — 253
10. Россия и восточная археология. — 257
11. Заключение. — 257
12. Некоторые уроки. — 258
Глава 11. Открытие глубины прошлого. — 260
1. Библейская археология. — 260
2. Катастрофисты и флювиалисты. Наступление естествоиспытателей на Библейскую хронологию. — 261
3. Мамонт и человек. Хроника упущенных возможностей. — 265
4. Буше де Перт: путь к открытию. — 270
5. Буше де Перт: борьба за признание. — 273
6. Эдуард Ларте. — 278
7. Палеонтологическая периодизация палеолита. — 280
8. Эволюция рядом. — 281
9. Некоторые уроки. — 284
Глава 12. Дивергенция античной археологии. — 287
1. Расщепление на историю искусств и историю культуры. — 287
2. Экспансия искусствоведческой археологии на смежные отрасли. — 287
3. Воздействие века техники. — 289
4. Индивидуализм и дескриптивизм. — 292
5. Автономия формы. — 297
6. Воздействие немецкой культурно-исторической школы. — 300
7. Фиорелли в Помпеях. — 303
8. Александр Конце в Самофракии и Гуман в Пергаме. — 304
9. Эрнст Курциус в Олимпии. — 307
10. Шлиман в Трое. — 310
11. Заключение. — 312
Глава 13. Эволюционизм. — 315
1. Эволюционизм как учение. — 315
2. Эволюционизм в других науках. — 317
3. Эволюционизм Питта-Риверса. — 319
4. Лаббок, археолог и культур-антрополог. — 326
5. Габриэль де Мортилье. — 328
6. Эволюционизм и Европа. — 334
7. Эволюционисты в североамериканской археологии. — 335
8. Уход. — 337
9. Итоги. — 339
10. Некоторые уроки. — 340
Часть III. Культурно-историческая археология.
Глава 14. Начало культурно-исторической археологии и миграционизма. — 342
1. География и дух эпохи. — 342
2. Сопротивление системе трёх веков в Германии. — 343
3. Вирхов и концентрация на локальных культурах. — 345
4. Антропогеография Ратцеля и миграционизм. — 351
5. Фробениус и культурные круги. — 355
6. Кёльнская школа Гребнера. — 358
7. Культурные круги в Венской школе. — 362
8. Культурно-историческая археология. — 363
9. Некоторые уроки. — 363
Глава 15. Культура и диффузионизм. — 365
1. Формирование понятия «культура». — 365
2. Понятие «культура» у эволюционистов и в антропогеографии. — 366
3. Культура у диффузионистов. — 368
4. Археологическая культура. — 369
5. Диффузионизм как течение. — 370
6. Диффузионизм и политика. — 375
7. Миграции в системе диффузионизма. — 376
8. Расовая теория. — 377
9. Индоевропейское языкознание как база миграционизма. — 379
10. Демографическое, социальное и археологическое изучение миграций. — 382
11. Влияния и заимствования в системе диффузионизма. — 383
12. Психологическое обоснование имитации. — 383
13. Поддержка трансмиссий в языкознании и фольклористике. — 386
14. Некоторые уроки. — 387
Глава 16. Шлиман. — 389
1. Легенда о Шлимане. — 389
2. Биография и материалы. — 391
3. Воспитание. — 392
4. Андрей Аристович в Петербурге. — 393
5. Преобразование личности. — 394
6. Новый Одиссей. — 396
7. Первая кампания раскопок в Илионе и «Клад Приама». — 399
8. Шлиман в Микенах и «маска Агамемнона». — 402
9. Вторая кампания раскопок в Илионе — с Бюрнуфом и Вирховом. — 402
10. Шлиман в Орхомене. — 404
11. Третья кампания раскопок — с Дёрпфельдом. — 404
12. Шлиман в Тиринфе. — 404
13. Четвёртая кампания раскопок в Илионе и катастрофа. — 405
14. Судьба Шлимановских сокровищ. — 406
15. Значение Шлимана. — 407
16. Некоторые уроки. — 410
Глава 17. Имперский диффузионизм: истоки цивилизаций. — 412
1. Диффузия и диффузионизм. — 412
2. Шлиман на Крите. — 412
3. Эванс в Боснии и миграция бельгов. — 413
4. Эванс на Крите и раскопки Кносса. — 416
5. Эванс как лидер британской археологии. — 419
6. Идея морской державы. — 419
7. Эгоцентризм и первая европейская письменность. — 422
8. Драматический конец. — 423
9. Судьба и суд. — 424
10. Сравнение фигур. — 425
11. Леонард Вулли. — 426
12. Вулли и его инвазии. — 429
13. Вулли и первенство шумеров. — 431
14. «Гипотеза об архаической культуре» Спиндена. — 432
15. Заключение и некоторые уроки. — 433
Приложение: Стихотворение Агаты Кристи. — 437
Глава 18. Скандинавский диффузионизм: Монтелиус и Софус Мюллер. — 439
1. К пересмотру историографических схем. — 439
2. Монтелиус и Мортилье. — 439
3. Монтелиус и Софус Мюллер. — 443
4. Типологический метод. — 444
5. Критика типологического метода и методика Софуса Мюллера. — 451
6. Длинная или короткая хронология? — 453
7. Монтелиус и Софус Мюллер как диффузионисты. — 455
8. Монтелиус как учёный и личность. — 456
9. Софус Мюллер как учёный и личность. — 458
10. Отражение скандинавского диффузионизма в Центральной Европе. Пауль Рейнеке. — 459
11. Некоторые уроки. — 461
Глава 19. Антиэволюционизм. — 463
1. Церковь против эволюции. — 463
2. Буль и палеонтология человека. — 465
3. Шапельский неандерталец. — 467
4. Судьба концепции Буля. — 470
5. Брёйль и палеолитические изображения. — 471
6. «Ориньякская баталия» и смена индустрий по Брёйлю. — 473
7. Брёйль и локальные культуры палеолита. — 475
8. Брёйль, характеристика личности. — 477
9. Обермайер и Пейрони. — 478
10. Миграционизм Дороти Гаррод и параллельные культуры Мовиуса. — 479
11. Венская школа. — 480
12. Две жизни Освальда Менгина. — 482
13. Христианский эволюционизм Пьера Тейяра де Шардена. — 485
14. Сопоставление эволюционизма с антиэволюционизмом. — 487
15. Некоторые уроки. — 489
Глава 20. Германский миграционизм. — 491
1. По следам Косинны. — 491
2. Наш ярлычок косиннизма. — 492
3. У истоков «доисторической этнологии». — 493
4. Начало «археологии обитания». — 495
5. Противостояние и борьба за господство. — 498
6. «Чрезвычайно национальная наука». — 502
7. Золотые чаши и раскол. — 506
8. Война и могилы. — 507
9. Нордические арийцы и обращение к антропологии. — 509
10. Походы индогерманцев в неолите. — 510
11. Личность и наследие. — 512
12. Состав и корни косиннизма. — 513
13. Разработка этнической истории — происхождение народов и языковых семей. — 515
14. Принципы изучения истории культуры. — 518
15. Критики Косинны. — 519
16. Значение наследия Косинны. — 524
17. Некоторые уроки. — 526
Часть IV. Кризис культурно-исторической археологии и выходы из него.
Глава 21. Энвиронментализм (экологическое направление). — 528
1. Географический подход в археологии. — 528
2. Крофорд. — 529
3. Фокс. — 533
4. Грэйем Кларк. — 535
5. «Экономический базис». — 538
6. «Стар Карр» и другие книги Кларка. — 541
7. Хиггз. — 544
8. Пространственная археология. — 547
9. Датская экологическая традиция. — 548
10. Гамбургская географическая археология и «археология заселения» Янкуна. — 548
11. Некоторые уроки. — 551
Глава 22. Гипердиффузионизм. — 553
1. Дилетантизм и научность. — 553
2. Утерянные племена Израилевы и греческий флот. — 554
3. Атлантида, Америка и Египет. — 555
4. Обращение Риверса. — 559
5. Риверс как диффузионист. — 560
6. Манчестерская школа Эллиота Смита. — 561
7. Другие гипердиффузионисты. — 567
8. Корни диффузионизма. — 571
9. Тур Хейердал. — 572
10. Фанатизм и наука. — 574
11. Некоторые уроки. — 575
Глава 23. Инвазионизм и библейская археология. — 577
1. Миграционизм как инвазионизм. — 577
2. Путь Флиндерса Питри к археологии. — 578
3. Династический Египет, методика раскопок и «перекрёстная датировка». — 579
4. Додинастический Египет и метод «шеренговой датировки». — 582
5. Учёный и человек. — 583
6. Идейная позиция. — 586
7. Уильям Олбрайт — «старейшина библейской археологии». — 587
8. «Что осталось от дома, который построил Олбрайт?». — 589
9. Кэтлин Кеньон и раскопки Иерихона. — 591
10. Британский инвазионизм: Эберкромби, Хокс и Пиготт. — 594
11. Итальянский инвазионизм. — 598
12. Заключение и уроки. — 599
Глава 24. Умеренный диффузионизм. — 601
1. Поляризация. — 601
2. Американский диффузионизм: Боас. — 601
3. Культурные ареалы. — 605
4. Сериация и «стратиграфическая революция». — 606
5. Уникальность Чайлда. — 608
6. Австралия — Оксфорд — Австралия. Чайлд до обращения к археологии. — 608
7. «Рассвет». — 609
8. Развитие темы диффузии. — 613
9. Мортимер Уилер. — 614
10. Убеждения колосса. — 617
11. Умеренный диффузионизм Глина Дэниела. — 619
12. Методические разработки умеренного диффузионизма. — 622
13. Владимир Милойчич и его хронологическая система. — 624
14. Итог. — 627
15. Некоторые уроки. — 627
Глава 25. Таксономизм. — 630
1. Таксономизм как течение в археологии. — 630
2. Киддер и конференции в Пекосе. — 631
3. Конкурирующие таксономии. — 632
4. Мичиганский центр и Джеймс Гриффин. — 635
5. Юго-Восток США и Джеймс Форд. — 637
6. Ирвинг Рауз — пик таксономизма. — 640
7. Франсуа Борд. — 645
8. Таксономическая тенденция в России: Городцов. — 648
9. Палеоэтнология Бориса Жукова. — 653
10. Заключение и уроки. — 654
Глава 26. Комбинационизм. — 657
1. Незамеченное течение. — 657
2. Кондаков: московское начало. — 658
3. Одесский период. — 659
4. Иконографический метод. — 659
5. Петербургский период. — 662
6. Школа. — 663
7. Комбинационизм. — 664
8. Общественная позиция. — 665
9. Эмиграция. — 666
10. Формирование Ростовцева в России. — 667
11. Вопрошая историю. — 668
12. Изучение Скифии. — 670
13. Академик в политике. — 672
14. Начало эмиграции. — 674
15. Америка и Дура-Эуропос. — 675
16. Фармаковский. — 678
17. Современный комбинационизм. — 679
18. Некоторые уроки. — 679
Предисловие. ^
Эта работа представляет собой первую монографию по всеобщей истории археологии на русском языке. До сих пор такой книги в русской литературе не было, хотя имелись пространные историографические обзоры в общих трудах по мировой или западноевропейской археологии. Их можно было прочесть в популярной книге С.А. Амальрика и А.Л. Монгайта «В поисках исчезнувших цивилизаций» (Амальрик и Монгайт 1959/1966) [1] и в монографии А.Л. Монгайта «Археология Западной Европы» (Монгайт 1974). Обзоры эти не претендовали на оригинальность, но давали по тому времени дельный, хотя и очень сжатый, очерк основных течений в мировой археологии.
Учебник по истории отечественной археологии Г.С. Лебедева (1992) также содержал пространные экскурсы в мировую историографию, однако автор самостоятельно эту историографию не прорабатывал и, построив оригинальный курс отечественной археологии, все экскурсы в мировую историографию заимствовал (не дословно) из моего курса, чего он, мой ученик, и не скрывал. Но заимствования эти были сделаны из очень ранней версии моего курса и сильно устарели уже к моменту появления.
Иностранные курсы по истории мировой археологии имеются, но зарубежная литература не столь богата такими книгами, как можно было бы подумать.
Две наиболее авторитетные книги по истории нашей дисциплины были изданы в середине XX века — это талантливейший цитируемый до сих пор труд Глина Дэниела «Сто лет археологи» и солидная мало читаемая «История преисторических исследований» Эрнста Вале (Daniel 1950, расшир. изд. 1975; Wahle 1950-51). При этом обе книги посвящены почти исключительно первобытной археологии, игнорируя античную, а первая книга основана почти исключительно на англо- и франкоязычной литературе, игнорируя немецкоязычную. Из более поздних самым авторитетным является труд канадского археолога-марксиста Брюса Триггера «История археологической мысли» (Trigger 1989a, 2006; см. рец. Klejn 2007). Этот труд наиболее всеохватный из всех (включает все отрасли археологии и все континенты), наиболее ориентирован на объяснение развития науки социальными факторами. Однако для истории дисциплины, для историографических надобностей этот труд написан слишком широкими мазками — автор прослеживает взаимоотношения идей, не останавливаясь подробно на личностях и школах.
(3/4)
С книгой Триггера мой труд схож по основным ограничениям избранного предмета — я также задался целью написать не историю дисциплины в полном объёме, а лишь историю археологического мышления. Это значит, что я не считаю основой своего изложения ни перечень сенсационных полевых открытий, ни накопление фактов археологии, ни историю археологических учреждений и организаций, ни биографии всех заметных деятелей археологии. Так же, как у Триггера, мой главный предмет — история идей, накопление и смена понятий, представлений и теорий археологии. Но, в отличие от Триггера, для меня развитие идей протекало не только в связи с социально-экономическими и политическими процессами в обществе, но и в конкретном историческом контексте — для понимания их необходимо учитывать и накопление фактов науки, и взаимодействие традиций, и, безусловно, характер личностей. Поэтому мой труд более подробен, и рассмотрение в основной части построено (и разделено) не по нескольким руководящим идеям, а по конкретным научным школам с большим вниманием к биографиям и творчеству ведущих учёных.
В значительной мере на облик данной книги повлиял другой мой историографический труд, параллельный — «История антропологических учений», подготовленный к печати раньше, но ещё не опубликованный. Труд этот, прослеживающий историю мышления в культурной и социальной антропологии (в советском обозначении — этнографии), не только затрагивает развитие в смежной отрасли, откуда немало воздействий шло в археологию, но и, в сущности, посвящён истории общественной мысли вообще. Поэтому многие явления культурной антропологии, существенные для понимания идейных движений в археологии, я мог оставить не освещёнными (например, функционализм), коль скоро они специально рассмотрены в том труде, тогда как другие, более непосредственно связанные с археологией (например, неоэволюционизм или структурализм), охарактеризованы здесь довольно подробно, хотя и в сокращенном, по сравнению с «Историей антропологических учений», виде.
Эта книга родилась из моего курса лекций в его последней версии. Курс этот был рассчитан на сорок четыре двухчасовых лекции (за исключением нескольких лекций, которые были четырёхчасовыми). После каждой лекции студенты получали вопросы для продумывания и библиографию. Кроме того, почти каждая лекция оканчивалась попыткой извлечь некоторые частные уроки для молодых археологов из представленного отрезка истории и судеб известных археологов. При подготовке книги у меня было большое искушение издать её именно как университетский курс лекций. Прецеденты есть, и такие курсы имеют свои преимущества, хотя и свои недостатки. Поразмыслив, я решил всё же издать эту историю как монографию, со всеми библиографическими указаниями и соответственно перестроив структуру. Тем не менее, по возможности я постарался сохранить и некоторые особенности курса лекций — не стал сильно изменять язык, рассчитанный на живое общение, сохранил вопросы для продумывания (возможно, они кому-то помогут) и частные уроки (хотя один из моих советчиков, С.А. Васильев, съязвил, что они напоминают моралите Герцогини из «Алисы» Кэррола). Сохраняю (в качестве отдельного текста) и своё предисловие к курсу лекций (следует сразу за этим предисловием).
Перед сдачей в печать эту книгу просмотрели и сделали чрезвычайно ценные критические замечания С.А. Васильев, Л.Б. Вишняцкий, М.Б. Щукин. Они же, а также И.Л. Тихонов, помогали мне, делясь редкой литературой. Я не мог бы работать над этой темой, если бы в течение полувека свои книги и оттиски мне не посылали мои друзья и коллеги из-за рубежа Льюис Бинфорд, Кент Флэннери, Марк
(4/5)
Лиони, Чарлз Редмен, Пэтти Джо Уотсон, Майкл Шиффер (США), Грэйем Кларк, Дэвид Кларк, Колин Ренфру, Ян Ходдер, Стив Шеннан, Энтони Хардинг, Джон Бинтлиф, Генрих Хэрке, Мэтью Джонсон (Англия), Жан-Клод Гарден, Жан-Поль Дюмуль, Ален Шнапп, Натан Шланже (Франция), Брюс Триггер (Канада), Клаус Рандсборг (Дания), Кристиан Кристиансен (Дания, потом Швеция), Матс Мальмер, Ярл Нордблад (Швеция), Эрнст Вале, Герман Беренс, Рольф Гахман, Георг Коссак, Манфред Эггерт (Германия), Фалько Дайм (Австрия), Тим Марри (Австралия), Эвжен Неуступны, Ярослав Малина, Зденек Вашичек (Чехия) и многие другие. Брюса Триггера (Канада), Энтони Хардинга (Англия), Анджелу Клоуз и Ольгу Соффер (США) я долго мучил своими вопросами по англоязычной терминологии и передаче имён. Всем им я чрезвычайно признателен за неоценимую помощь. Я с благодарностью отмечаю постоянное содействие богатейшей Библиотеки Института истории материальной культуры, Национальной (Публичной) библиотеки и Библиотеки Академии наук в Петербурге, а также библиотек университета Вашингтона в Сиэтле, Института археологии Венского университета и Преисторического семинара Свободного университета Берлина. Наконец, я должен с благодарностью отметить вдохновляющий энтузиазм моих слушателей в Петербурге (особенно Тимура Кармова, Сергея Воронятова и Владислава Кулешова), которые постоянно помогали мне управляться с тяжелыми стопками литературы, с подбором и пересъёмкой иллюстраций и с выверкой текстов.
[1] В этой и других ссылках с двойной датой сначала указан год первого издания работы, а затем год выхода переиздания, используемого далее для цитирования и постраничных ссылок.
|