Л.С. Клейн
Воскрешение Перуна.
К реконструкции восточнославянского язычества.
// СПб: «Евразия». 2004. 480 с. ISBN 5-8071-0153-7
[ аннотация: ]
В книге предложена новая реконструкция восточнославянского язычества, оспаривающая как выводы академика Б.А. Рыбакова, так и систему В.В. Иванова — В.Н. Топорова. Автор, известный русский археолог и филолог, открыл в чечено-ингушском фольклоре мифические предания о Перуне, занесенные на Кавказ тысячу лет назад переселением славян в перипетиях арабских завоевательных походов. Эти данные он сопоставляет с русскими сказками (в частности о царе Салтане), поверьями о ведьмах и русалках и летописным преданием. Перун предстаёт в этой реконструкции как главный бог славян из разряда умирающих и воскресающих божеств, схожий с Аполлоном и связанный с сексуальным культом плодородия. Подробно анализируются так называемая Велесова книга и данные археологии.
Тема приобрела в последнее время актуальность в связи с распространением националистического неоязычества и общим оживлением спора почвенников и западников о своеобразии культурного развития России.
Оглавление
Введение. Явление Перуна. — 9
Часть I. История изучения проблемы. — 13
1. От золотых ушей к золотой бороде. — 13
Первое знакомство. — 13
Глазами иноземцев. — 18
Один на престоле. — 24
В сонме богов. — 32
Кризис доверия. — 37
Новое почитание. — 44
Зарубежные исследования. — 46
2. Советский Перун. — 49
Язычество в потоке советской политики. — 49
Четыре концепции. — 51
3. Труд академика Рыбакова в критическом рассмотрении. — 68
Авторитет и критика. — 68
Виды источников. — 71
Методологические основы. — 94
Память культуры и субъективизм исследователя. — 96
Память и кругозор. — 101
Общая оценка. — 102
4. Пост-советские неоязычники. — 105
Кризис православия. — 105
Возрождение язычества? — 107
«Веды славян» и «Велесова книга». — 115
Осада культуры и общества ведистами. — 124
Часть II. Кавказские данные и история плюс антропология. — 131
1. Перун на Кавказе. — 131
Фольклорный персонаж. — 131
Славяне на Кавказе. — 136
2. Шестибожие в летописных текстах и в археологии. — 139
Боги договоров Перун и Волос. — 139
«Пантеон Владимира». — 147
Древнерусские языческие святилища. — 151
Бог Род, которого не было. — 182
Збручский идол: интерпретация или языческая теология? — 196
Идолы языческих богов на Руси. — 212
3. Главный из богов. — 219
Атрибуты Перуна. — 219
Главенство у славян. — 224
Индоевропейские корни и четверг. — 230
Вопрос о старшинстве. — 236
Состав пантеона. — 241
Часть III. Выход на славянский фольклор и этнографию. — 249
1. Бочки на медном небе. — 249
Медное небо. — 249
Ведьмы. — 251
Бочки. — 254
2. «Царь Салтан» и русалки. — 256
Царица в бочке. — 256
Русалки. — 261
Русалки и сказка. — 265
Вождение русалки. — 273
3. Проводы Мары. — 281
Загадочная Масленица. — 281
«Купающий» Купало. — 288
Бочка на шесте. — 299
Скатывание колеса и происхождение Масленицы. — 305
Перун за купальской обрядностью. — 315
4. Смерть Перуна. — 323
Похороны Костромы. — 323
Ярилки. — 327
Проводы Перуна — этнография и летопись. — 333
5. Воскрешение Перуна. — 343
Перун на жернове. — 343
Стар и млад. — 347
Святки: от Бадняка к Божичу. — 348
Игры с умруном. — 358
Аква Вита и «доение коровушки». — 368
Заключение. — 381
Вайнахский Пиръон и славянский Перун. — 381
Общая картина. — 384
Резюме. — 388
Библиография. — 419
Указатели. — 461
Предметно-тематический указатель. — 461
Указатель мифических персонажей. — 467
Именной указатель. — 471
|