С.Г. Кляшторный
Древнетюркские племенные союзы
и государства Великой Степи.
// С.Г. Кляшторный, Д.Г. Савинов. Степные империи Евразии.
СПб: Фарн. 1994. С. 8-91.
Сложение древнетюркского союза племён.
Источники сохранили несколько вариантов древнетюркской генеалогической легенды. Один из этих вариантов нашёл неожиданное иконографическое подтверждение. В 1968 г. в Монголии был открыт пока единственный эпиграфический памятник начального периода существования Тюркского каганата — стела с согдоязычной надписью (Бугутская надпись) (С.Г. Кляшторный, В.А. Лившиц, 1971, сс. 121-146). В навершии стелы барельефом изображена волчица, под брюхом которой расположена человеческая фигурка с обрубленными ногами и руками.
Согласно легенде, предки тюрков, жившие на краю большого болота,
(11/12)
были истреблены воинами соседнего племени. Уцелел лишь изуродованный врагами десятилетний мальчик, которого выкормила волчица, ставшая впоследствии его женой. Скрываясь от врагов, в конце концов убивших мальчика, волчица бежит в горы севернее Турфана (Восточный Туркестан). Там, в пещере, она рожает десятерых сыновей, отцом которых был спасённый ею мальчик. Сыновья волчицы женятся на женщинах из Турфана. Один из них, по имени Ашина, стал вождём нового племени и дал ему своё имя. Позднее вожди ашина выводят своих сородичей на Алтай, где они, возглавив местные племена, принимают имя тюрк.
Легенда связывает происхождение тюрков с Восточным Туркестаном. О том же сообщают китайские исторические хроники, согласно которым группа позднегуннских племён в конце III — начале IV вв. переселившаяся в северо-западный Китай, была вытеснена в конце IV в. в район Турфана, где продержалась до 460 г. В этом году на них напали жужане (авары), уничтожили созданное ими владение и переселили покорившихся гуннов на Алтай. В числе переселенцев было и племя ашина.
И тюркская легенда, и китайские исторические сведения отмечают, что ашина за время жизни в Восточном Туркестане восприняли в свой состав новый этнический компонент, смешались с местными жителями. На территории, где жили ашина с конца III в. до 460 г. преобладало иранское и тохарское население, обогатившие язык и культурные традиции ашина. Именно здесь было положено начало тесным тюрко-согдийским связям, оказавшим огромное влияние на всю культуру и государственность древних тюрков (Кляшторный, 1964, сс. 100-114).
|