С.Г. Кляшторный, А.А. Колесников
Восточный Туркестан глазами русских путешественников
(вторая половина XIX в.).
// Алма-Ата: 1988. 224 с. ISBN 5-628-00008-6
[ аннотация: ]
В книге представлены работы русских исследователей о Восточном Туркестане, посетивших его во второй половине XIX в. Материал, собранный путешественниками, приводится в систематизированном и обобщённом виде, с комментариями и позволяет получить представление о географии, этнографии края, социально-политической и культурной жизни населявших его народов.
Для научных работников, преподавателей, аспирантов, студентов исторических факультетов.
Вступительная статья — С.Г. Кляшторный.
Главы I-IV — А.А. Колесников.
Оглавление
От редактора [ Г.М. Исхаков ]. — 5
История тюркского населения Восточного Туркестана. Вступительная статья. — 9
Глава I. Из истории изучения Восточного Туркестана в России. — 56
Глава II. Географическое описание края. — 71
Глава III. Административное устройство. Экономические и торговые отношения. — 101
Глава IV. Население. Быт, нравы, обычаи. — 142
Приложения. — 181
И.Ф. Петровский. Краткий обзор Восточного Туркестана. — 181
Галкин. Современное состояние вооружённых сил Восточного Туркестана. — 188
К.Г.Э. Маннергейм. Предварительный отчёт о поездке, предпринятой по высочайшему повелению через Китайский Туркестан и северные провинции Китая в г. Пекин в 1906-1908 гг. — 195
Г.Е. Грум-Гржимайло. Фрагменты из книги о Восточном Туркестане. — 204
Указатель имён. — 219
Географический указатель. — 220
Вместо заключения. ^
Обширнейшие плоскогорья, безжизненные пустыни и полупустыни, труднопроходимые горные системы и жаркий климат Центральной Азии — всё это служило естественными препятствиями для проникновения сюда человека, обусловило определённую изоляцию региона от близлежащих этнокультурных центров Востока — Индии, Китая, Передней и Средней Азии. И всё же люди с давних пор стремились обжить эту территорию. В результате исторического развития здесь сложилась своя этническая группа населения, сформировалась самобытная культура.
(179/180)
Интерес исследователей к Восточному Туркестану в других странах был велик с давних пор. Как известно, европейцы первые достоверные сведения о далекой Центральной Азии получили ещё в XIII в. Исходили они преимущественно от западноевропейских послов, направляемых в ставку могущественных наследников Чингисхана. В том же столетии Центральную Азию и Китай посетил величайший путешественник средних веков — венецианский купец Марко Поло. Его маршруты пролегали через Кашгар, Яркенд, Хотан, Керию и Черчен в город Лоб. В своей увлекательной книге, повествующей о долголетних странствиях, Марко Поло уделил внимание и описанию Восточного Туркестана. В последующее время страну неоднократно посещали купцы, дипломаты, различные миссионеры, учёные.
История географических открытий — это яркий пример международного сотрудничества учёных-географов разных стран — России, Китая, Англии, Германии, Швеции и др. Благодаря их усилиям неведомый и таинственный уголок земного шара, каким являлся Восточный Туркестан в глазах многих европейцев, стал для наших современников более доступным и понятным. Одними из первых таких исследователей были русские путешественники, оставившие глубокие труды по истории, этнографии, демографии края. Большая часть таких поездок падает на вторую половину XIX в. Несмотря на то, что миссии и экспедиции русских исследователей проходили в крайне трудных условиях, подчас с риском для жизни, все они осуществлялись с применением методов научного познания, в соответствии с последними достижениями науки того времени.
Огромный труд русских путешественников, собравших неоценимые сведения об истории, культуре народов Восточного Туркестана, был не только подвигом научным, но и гражданским. Благодаря этим материалам русская наука получила возможность составить представление о сопредельной стране, что открывало пути для торгового сотрудничества с ней не только России, но и европейских государств. Русские путешественники были проводниками зарождавшихся отношений между двумя великими странами — Россией и Китаем, и их научные труды по праву служили благородной задаче взаимного познания национальных культур.
|