главная страница / библиотека / обновления библиотеки
|
Рис. 1. Серебряный кувшинчик.(Открыть Рис. 1 в новом окне) |
Рис. 1а. Дно кувшинчика с резными надписями.(Открыть Рис. 1a в новом окне) |
(вклейка/284)
Около Курая, в урочище Тадила, среди двух других был раскопан каменный курган 12 м диаметром. В его могильной яме, на глубине всего 40 см от горизонта, на специальном уступе северной стенки был найден склад вещей — серебряный кувшинчик (рис. 1), на дне которого по краю орхоно-енисейская надпись:
— är...k šädyn ärligin äs, т.е. «человек (имя) [с] шадом мужественным спутник». В центре дна рядом с тамгой ещё надпись —
öga, т.е. «почет» или «мудрый» (рис. 1а). Здесь же найден пояс из шестидесяти пяти различных серебряных пряжек, обойм и блях золочёных и украшенных растительным орнаментом (рис. 2). На оборотной стороне концевой бляхи также обнаружена сильно стёртая надпись, в начале которой различаю:
— otči аk kün .... kušaγ, т.е. «хозяин (господин) Ак-Кюн .... кушак....» возм. след. «господина Ак-Кюна кушак....». На поясе висел шёлковый мешочек с огнивом и двумя другими мешочками, содержавшими один — кремни, трут и берестяные полоски, а другой — зубы — три человеческих и один грызуна — амулеты от тяжёлой зубной болезни, которой, как выяснилось впоследствии, страдал их обладатель. Рядом лежали, с деревянными ножнами, вилка и костяная рукоятка плети, украшенная резным парным изображением хищника и следующей за ним птицы (рис. 3). Ниже лежала узда, украшенная массивными серебряными розетками.
Грабительский ход, бывший в могиле, окончился над самой кровлей основного погребения уничтожением бывшего здесь костяка какого-то человека, может быть слуги.
Сам же хозяин лежал на дне ямы в колоде вытянуто, головой на север. В головах, у колоды, стояли стремена с цурками. У головы найдены золотые кольчатые серьги. Большими кусками в три слоя сохранились остатки шерстяных и шёлковых одежд. Пояс был украшен серебряными бляхами, фигурными кольцами и пряжками. На нём висел берестяной колчан со свистящими стрелами. У правой руки лежал монгольский лук. У щиколоток были пряжки и бляшки от сапог. У колоды, в ногах, лежал упавший железный, колоколовидный, на коническом поддоне котёл, живо напоминающий ещё скифские. Здесь же лежал скелет барана без головы.
За «забором» из плах в восточной части могилы лежали три лошади, хвостами на север. Западная, ближайшая к покойнику, была в полном уборе — с серебряной уздой с удилами, с остатками седла и пряжек к нему.
В Туяхте был раскопан сходный курган. Грабители лишь частично потревожили лошадей. В могиле был найден костяк мужчины, лежавшего вытянуто, головой на восток-северо-восток. На нём сохранились остатки шёлковых одежд: верхней — цвета бордо, средней — зеленоватой и нижней — золотисто-жёлтой.
Слева от головы стоял серебряный кувшинчик, очень близкий к курайскому, на дне которого можно сейчас читать следующее:
— ŋür katun kumüš aγy är, т.е. «ханьши Нюр серебро подать»: (вероятно имя) katunš kumüš aγ yär, т.е. (такой-то) ханьши серебро. Поверх одежд на груди лежал кожаный мешочек, в котором были три небольших шёлковых мешочка, несколько кремней, огниво, лоскут, в который был завёрнут трут, и четыре украшенных нарезками призмовидные деревянные фигурки.
Ниже к животу лежали части кожаного пояса с 12 золотыми штампованными бляхами (рис. 4). Справа от котелка найдены семь наконечников стрел, две костяные обкладки от лука, четыре серебряных кольца и такие же пряжки, наконечник и семь бляшек от ремня, прикреплявшие налучие к поясу. В левой руке был нож в деревянных ножнах. У пяток по серебряной бляшке. В ногах стоял железный клёпаный котёл в виде ведра.
При лежавших вдоль левого бока человека двух лошадях были найдены оставленные грабителями части узды, остатки деревянного седла.
Таким образом оба кургана дают почти одинаковый инвентарь и близкие по кругу затрагиваемых тем надписи, демонстрируя нам аристократический «служилый» слой Алтая. Рядом с этими курганами были обследованы четырёхугольные оградки из плит, засыпанных внутри камнями. Раскопки показали, что они являются жертвенными местами (в центре каждой небольшое углубление с золой и углём), а найденные вещи, равно как и форма украшений настоящих частей у восточной стенки каменных изваяний, позволяют объединять их с только что описанными курганами в один комплекс. Завершив работы на Алтае, экспедиция произвела большие разведки по р. Ус на границе с Танну-Тувой и по р. Уйбату в Хакассии, обследовав ряд могильников, так наз. чаатасов, сняв с них детальные планы и фото со стоящих на них изваяний и подготовив работу для будущего их изучения раскопками. Возможно, что материал из этих могильников даст енисейскую параллель курайскому и туяхтинскому курганам. Кроме того, экспедиция вывезла большое количество орхоно-енисейских неизданных надписей, подготовляемых сейчас к печати.