● главная страница / библиотека / обновления библиотеки
В.А. КисельПоездка за красной солью.Погребальные обряды Тувы. XVIII — начало XXI в.// СПб: 2009. 142 с. ISBN 978-5-02-025566-1На обложке: шаманское оваа и буддистское хурээ
Оглавление
Предисловие. — 4Введение. — 5
Глава I. Представления тувинцев о Вселенной и смерти. — 9Глава II. Разнообразие погребальных обрядов тувинцев. — 16Глава III. Время перемен. — 52Глава IV. Русская погребальная обрядность в Туве. — 59Глава V. Современный похоронно-поминальный ритуал тувинцев. — 72
Заключение. — 94[ Рис. 1-54: вклейка между стр. 94-95 ]Библиография. — 95Список сокращений. — 111
Посвящается замечательному этнографу
Предисловие ^
Название книги может вызвать недоумение у читателя, мало знакомого с тувинской культурой. Однако в нём нет ничего удивительного. Тувинцы, как, впрочем, и большинство народов, до сих пор стараются избегать прямых наименований смерти, предпочитая при проводах умершего человека говорить иносказательно: «поехал за красной солью», «открыл врата царства Эрлика», «отошёл в мир иной», «ушёл в блаженство», «закрыл глаза», «улёгся боком», «сменил родство», «в юрте погас огонь жизни».
Прошло уже почти сорок лет, как вышла в свет интереснейшая книга Веры Павловны Дьяконовой «Погребальный обряд тувинцев как историко-этнографический источник». Учёному, в полной мере владевшему этнографическим и археологическим материалом, удалось провести комплексное исследование и создать по-настоящему классический труд. Но за минувшие десятилетия многое изменилось. Иной стала жизнь в Туве. Тувинская автономная область превратилась в Тувинскую автономную советскую социалистическую республику, а затем — в Республику Тыва. Произошли кардинальные политические, социальные и культурные перемены, отразившиеся на всей тувинской культуре и, в частности, на одном из её элементов — погребальном обряде. Поэтому назрела необходимость вновь рассмотреть тему похоронно-поминальной практики Тувы, изучить её современное состояние, провести сравнения с данными других регионов.
Эта книга задумывалась как своеобразное продолжение труда В.П. Дьяконовой. Задача оказалась непростой, сопряжённой со многими трудностями. Получилось ли задуманное — судить читателю.
Автор благодарит за помощь и поддержку, которую оказали ему коллеги Вера Павловна Дьяконова, Асан Исакбекович Торгоев, знатоки культуры Тувы и информанты Серенма Шулуевна Хомушку, Хураган Монгун-ооловна Иргит, Марк Марцынмаевич Оюн. Идам Шужеевич Чооду, Вячеслав Кууларович Даржа, Владимир Николаевич Тамба, Омак Кызыл-оолович Шыырап, Надежда Васильевна Пономарёва, Александр Иванович Евсеев и Юрий Семенович Пищиков, а также всех тех, без кого книга не смогла бы состояться.
Заключение ^
Погребальная обрядность тувинцев за последние три-четыре века испытала глубинные изменения. Иначе стала выглядеть не только внешняя сторона похорон, но и во многом изменилось и внутреннее содержание ритуалов. При этом общая этническая специфика погребально-поминального комплекса сохранилась.
История формирования тувинского похоронного обряда распадается на несколько этапов. Хронологически они совпадают с политико- социальными катаклизмами, произошедшими в Туве.
Первый этап, охватывающий период с XVII-XVIII в. по первую четверть XX в., характеризуется большим разнообразием способов похорон. Эта вариабельность возникла благодаря многочисленным контактам населения Тувы с различными пришлыми народами и смешения с ними. Основой тувинской погребальной обрядности стало наследие древнетюркской культуры, которое со временем обогатилось монгольскими и самодийскими заимствованиями. Особый колорит ей придало сочетание шаманской и буддистской традиций.
Радикальные политические, социальные и культурные потрясения тувинского общества, наступившие во второй четверти XX в., послужили началом второму этапу, который завершился в конце XX в. Полная ломка всего традиционного уклада тувинцев привела к искусственному упрощению, нивелировке обряда. В это время из похоронной практики была удалена религиозная составляющая, исключены главные действующие лица проводов и поминок — хранители традиции — служители культов (шаманы и ламы). Единственным способом захоронения стала ингумация. В результате всех преобразований тувинский погребальный ритуал стал напоминать общероссийский.
Распад Союза Советских Социалистических Республик и начало демократизации общества ознаменовали третий этап, продолжающийся до настоящего момента. Возродилась часть утраченных старинных обычаев, большинство из которых казались окончательно утраченными. Вновь проявились региональные характерные черты. Многочисленные заимствования из культурной жизни крупных российских центров стали сочетаться с установками, диктуемыми буддистскими и неошаманистскими образованиями.
В общих чертах тувинский погребальный обряд можно обрисовать как один из локальных вариантов общетюркской традиции, который на современном этапе существенно видоизменился, сохранив, однако, ряд архаических элементов и самобытную окраску. Наиболее яркими чертами современного ритуала являются его открытость к инокультурным влияниям, а также чуткость к историческим переменам.
наверх |