М.Б. Кенин-Лопсан
Обрядовая практика и фольклор тувинского шаманства.
Конец XIX — начало XX в.
// Новосибирск: 1987. 168 с.
Оглавление
Введение. Тувинское шаманство в этнографической литературе. — 6
Часть первая. Обряды и атрибуты тувинских шаманов. — 10
Родословные шаманов. — 11
Шаманские ритуалы. — 21
Легенды о сверхъестественных способностях шаманов. — 35
Реквизит шаманских обрядов. — 43
Смерть и похороны шаманов. — 77
Часть вторая. Шаманский фольклор тувинцев. — 89
Композиция лечебного камлания. — 90
Основные темы и приёмы шаманской поэзии. — 105
Поэтика шаманского фольклора. — 128
Примечания. — 152
Список информаторов. — 160
Предисловие. ^
Бесписьменные в прошлом народы нашей страны имеют богатую материальную и духовную культуру. В многовековом опыте эти народы черпали вдохновение для создания новой культуры. Профессиональные литераторы и поэты, художники и драматурги постоянно обращаются в своих произведениях к живительному источнику творческого гения народа. Практически каждая национальная литература берёт начало в устном поэтическом творчестве. Значительный пласт фольклора тувинцев представлен материалами былых шаманских мистерий.
Для этнографа шаманство представляет собой не только объект оценки, но в первую очередь предмет изучения, аналитического и скрупулёзного, как и всякое другое явление духовной культуры, информативные возможности которого к тому же весьма ограничены в настоящее время естественным уходом из жизни шаманистского мировоззрения и практики. Учение В.И. Ленина о сосуществовании двух культур в каждой национальной культуре антагонистического общества дает надежные ориентиры для изучения культурного наследия каждого народа.
(3/4)
Литература по шаманизму, изданная в нашей стране и за рубежом, достаточно обширна, [*] однако сбор полевых этнографических материалов не утратил своего значения. Эта книга — одна из наиболее полных сводок материалов по тувинскому шаманству в том виде, как оно существовало в недавнем прошлом. Её автор, известный тувинский писатель, встречаясь в своих поездках по Туве с бывшими шаманами, с людьми, помнящими подробности виденных ими когда-то обрядов, собрал разнообразный и в ряде случаев уникальный материал по древней тувинской религии — её атрибутике, главным образом шаманского пантеона, родословным шаманов и их отношениям с духами-помощниками и т.д. М.Б. Кенин-Лопсан собрал и перевел на русский язык некоторые шаманские тексты, попытался раскрыть поэтику шаманского фольклора.
Не всё в книге равноценно и одинаково полно изложено. Можно отметить известную мозаичность подачи материала, отрывочное описание отдельных сюжетов, а в ряде случаев — отсутствие логической связи между ними. В значительной степени это — отражение современной ситуации: возможности сбора полевых этнографических материалов по шаманству иссякают, очень и очень многое уже забыто, переосознано и сохранилось в виде легенд, и в этом великое значение времени. Это значит, что возросла наша ответственность за сохранение
(4/5)
исторического опыта ушедших поколений, заложивших основы национальных культур. Думается, книга М.Б. Кенин-Лопсана будет с интересом встречена историками, этнографами, фольклористами и археологами, всеми, кто интересуется древней духовной культурой народа, живущего в центре Азии.
Доктор исторических наук, профессор Р.Ф. Итс.
[*] Библиография по шаманству народов Сибири, составленная 10 лет назад, насчитывает 888 названий. См.: Swienko Н. Szamanizm ludów Syberii: Bibliografia przedmiotowa. 1800-1977. Warszawa, 1978.
Послесловие. ^
Времена, когда тувинцы верили в «путешествия» шаманов, в их силу и могущество, ушли в прошлое. Профессиональное шаманство, камлание с традицион-
(150/151)
ными атрибутами — всё это осталось лишь в памяти людей. В незначительной степени сохраняются элементы культа шаманского дерева, минерального источника «аржаан» и некоторые поверия, не связанные непосредственно с шаманством. Носителями традиционного религиозного сознания являются в основном люди преклонного возраста. И лишь единицы из них могут воспроизвести церемонию шаманского камлания, но пользуются они при этом уже не бубном или жезлом, а варганом. [*]
Исчезновение из повседневной жизни тувинцев шаманства не означает, однако, что атеистическая пропаганда выполнила свои задачи. Предстоит ещё большая работа по преодолению религиозных предрассудков в сознании людей. Вместе с тем нельзя не видеть и того, какая проблема встает перед этнографами-сибиреведами. Вместе с шаманами и отсталым мировоззрением из жизни народа уходит целый пласт явлений культуры. В первую очередь речь идёт о богатейшем фольклоре.
Древний фольклор, в том числе шаманский, — уникальный источник, повествующий о путях развития тувинской культуры и жизни самого народа, в недалёком прошлом не имевшего своей письменности. Классическими образцами шаманского фольклора пользуются учёные, изучающие историю, этнографию, язык тувинского народа, а также писатели, которые творчески используют в своих сочинениях сюжеты и образы древней поэзии.
|