А.Р. Канторович
Искусство скифского звериного стиля Восточной Европы (классификация, типология, хронология, эволюция).
// М.: МГУ. 2022. Т. 1. 431 с.; Т. 2. 359 с. / Труды Ист.ф-та МГУ [215]. Серия II. Исторические исследования (146). ISBN 978-5-19-011664-9 (т. 1); ISBN 978-5-19-011665-6 (т. 2); ISBN 978-5-19-011663-2 (общ.)
[ аннотация: ]
В монографии впервые систематизирован, проанализирован и репродуцирован практически весь известный к осени 2023 г. массив зооморфных изображений, выполненных в соответствии с канонами скифо-сибирского звериного стиля и относящихся к скифской археологической культуре Северного Причерноморья и Северного Кавказа VII — начала III в. до н.э. Представлено более 2500 оригинальных изображении, формирующих 355 морфологических типов. Разработана детальная хронология восточноевропейского локального варианта скифо-сибирского звериного стиля. Моделированы процессы генезиса и эволюции образов, сюжетов, мотивов и основных художественных приемов восточноевропейского скифского звериного стиля, прослежены инокультурные влияния на данный феномен. Затронуты вопросы семантики скифского звериного стиля. Предложен алгоритм учёта, классифицирования и буквенно-цифрового кодирования изображений в зверином стиле на всём пространстве скифо-сибирской культурно-исторической области.
Kantorovich A.R. The art of the Scythian Animal Style of Eastern Europe: Classification, Typology, Chronology, Evolution: in two volumes / A. R. Kantorovich. — Moscow: Moscow University Press, 2022. — Vol. 1. — 432 p.
The monograph is the first to systematize, analyze and reproduce almost the entire array (known by the fall of 2021) of zoomorphic images made in accordance with the canons of the Scythian-Siberian animal style those attributed to the Scythian archaeological culture of the Northern Black Sea region and the North Caucasus of the seventh — early third centuries BC. More than 2500 original images are presented, forming 355 morphological types. A detailed chronology of the Eastern European local version of the Scythian-Siberian animal style was developed. The monograph models the processes of the genesis and evolution of images, compositions, motifs and the main artistic devices of the East European Scythian animal style. Foreign cultural influences on this phenomenon are revealed. The issues of semantics of the Scythian animal style are touched upon. An algorithm for accounting, classifying and alphanumeric encoding of images in the animal style throughout the whole Scythian-Siberian cultural and historical region is proposed.
См. файлы на сайте РФФИ.
Оглавление
[Том 1] ^
Введение. — 7
Глава I. Основные принципы классификации, типологии и хронологии образов восточноевропейского скифского звериного стиля как компонента скифо-сибирского звериного стиля. — 11
§1. Историография систематизации изображений в контексте общей истории исследования скифо-сибирского звериного стиля. — 11
§2. Принципы атрибуции, классификации, типологии и количественного учёта изображений восточноевропейского скифского звериного стиля. — 17
§3. Алгоритм типологии и принципы хронологии конкретных типов. — 23
Глава II. Образ хищника; классификация, типология и хронология изображений. — 25
§1. Общие принципы образно-видовой идентификации изображений. — 25
§2. Полнофигурные изображения хищников. — 25
§3. Редуцированные изображения хищников. — 70
Краткие итоги систематизации изображений хищников. — 112
Глава III. Образы копытных животных: классификация, типология и хронология изображений. — 115
III. 1. Образ оленя. — 115
§1. Общие принципы образно-видовой идентификации изображений. — 115
§2. Полнофигурные изображения оленей. — 115
§3. Редуцированные изображения оленей. — 138
III.2. Образ лося. — 156
§1. Общие принципы образно-видовой идентификации изображений. — 156
§2. Полнофлгурные изображения лосей. — 157
§3. Редуцированные изображения лосей. — 162
III.3. Образ горного козла. — 171
§1. Общие принципы образно-видовой идентификации изображений. — 171
§2. Полнофигурные изображения козла. — 171
§3. Редуцированные изображения козла. — 178
III.4. Образ барана. — 181
§1. Общие принципы образно-видовой идентификации изображений. — 181
§2. Полнофигурные изображения барана. — 181
§3. Редуцированные изображения барана. — 181
III.5. Образ лошади. — 189
§1. Общие принципы образно-видовой идентификации изображений. — 189
§2. Полнофигурные изображения лошадей. — 189
§3. Редуцированные изображения лошадей. — 191
III.6. Образ быка. — 200
§1. Полнофигурные изображения быков. — 200
§2. Редуцированные изображения быков (головы). — 200
III.7. Образ кабана. — 201
§1. Общие принципы образно-видовой идентификации изображений. — 201
§2. Полнофигурные изображения кабанов. — 202
§3. Редуцированные изображения кабанов. — 207
III.8. Образ «оленелося». — 212
III.9. Образ «лосекозла». — 215
III.10. Образ «оленекозла». — 220
III.11. Мотив обособленных ушей копытных. — 222
III.12. Мотив обособленных конечностей копытных. — 223
§1. Сдвоенные ноги. — 224
§2. Одиночные ноги. — 225
Краткие итоги систематизации изображений копытных. — 230
Глава IV. Образы птицы и «скифского грифона»: классификация, типология и хронология изображений. — 233
§1. Общие принципы образно-видовой идентификации изображений. — 233
§2. Полнофигурные изображения птицы. — 233
§3. Редуцированные изображения птиц. — 248
Краткие итоги систематизации изображений птиц. — 278
Глава V. Образы синкретических существ: классификация, типология и хронология изображений. — 280
V.1. Образ грифона и крылатого льва. — 280
§1. Проблема идентификации образа грифона в скифском зверином стиле. — 280
§2. Полнофигурные изображения грифонов. — 281
§3. Редуцированные изображения грифонов. — 301
V.2. Образ бараноптицы/грифобарана. — 307
§1. Принципы идентификации образа. — 307
§2. Головы в сочетании с задними ногами или копытами — знаки полнофигурных бараноптиц. — 308
§3. Обособленная голова бараноптицы. — 310
V.3. Комбинация образов грифона и бараноптицы. — 311
V.4. Образ тупорылого зверя. — 312
V.5. Образы гиппокампа-лошади, грифоно-гиппокампа и «петушка-гиппокампа». — 313
§1. Комбинация гиппокампа и лошади. — 314
§2. Грифоно-гиппокампы. — 314
§3. «Петушки-гиппокампы». — 316
V.6. Образ «лосептицы». — 318
V.7. Образ «оленептицы». — 319
V.8. Комбинация элементов птицы и неопределённого копытного. — 320
V.9. Образ рогатой рыбы. — 321
Краткие итоги систематизации изображений синкретических существ. — 322
Глава VI. Прочие образы: классификация, типология и хронология изображений. — 323
VI.1. Образ зайца. — 323
§1. Общие принципы образно-видовой идентификации изображений. — 323
§2. Классификация, типология и хронология изображений зайца. — 324
VI.2. Образ верблюда. — 327
VI.3. Образ дельфина. — 328
VI.4. Образ рыбы. — 330
VI.5. Неопределённые животные. — 334
§1. Полнофигурные изображения. — 334
§2. Редуцированные изображения. — 336
Глава VII. Репертуар, хронологическая и пространственная динамика образов, сюжетов и мотивов восточноевропейского скифского звериного стиля как локального варианта скифо-сибирского звериного стиля. — 340
§1. Основные статистические показатели. — 340
§2. Хронологическая и пространственная динамика образов, сюжетов и мотивов восточноевропейского скифского звериного стиля. — 343
§3. Вопрос об истоках восточноевропейского скифского звериного стиля в контексте общей проблемы происхождения скифо-сибирского звериного стиля. — 395
Заключение. — 402
Список литературы и архивных материалов. — 405
[Том 2] ^
Приложение 1. Репродукции изображений восточноевропейского скифского звериного стиля (в соответствии с кодом классификации и каталогом Приложения 3). — 6
Приложение 2. Результаты классификации изображений восточноевропейского скифского звериного стиля (в кодовом выражении). — 134
Приложение 3. Каталог классифицированных изображений восточноевропейского скифского звериного стиля (по морфологическим типам) и характеристика морфологических особенностей конкретных изображений в рамках типов. — 143
Мегаобраз хищника. — 144
Мегаобраз копытного. — 197
Образ оленя. — 197
Образ лося. — 215
Образ горного козла. — 222
Образ барана. — 226
Образ лошади. — 231
Образ быка. — 237
Образ кабана. — 238
Образ «оленелося». — 241
Образ «лосекозла». — 242
Образ «оленекозла». — 243
Мегаобраз птицы. — 251
Мегаобраз синкретического существа. — 293
Образы грифонов и крылатых львов. — 293
Образ бараноптицы. — 303
Комбинация образов грифона и бараноптицы. — 306
Образ тупорылого зверя. — 306
Образы гиппокампа-лошади, «петушка-гиппокампа» и грифоно-гиппокампа. — 307
Образ лосептицы. — 308
Образ оленептицы. — 309
Комбинация элементов птицы и неопределённого копытного. — 310
Образ рогатой рыбы. — 310
Прочие образы. — 311
Образ зайца. — 311
Образ верблюда. — 312
Образ дельфина. — 313
Образ рыбы. — 313
Неопределённые животные. — 315
Приложение 4. Список опорных хроноиндикаторов. Комплексы, содержащие произведения восточноевропейского скифского звериного стиля и датируемые на основании объективных показателей (в алфавитном порядке). — 317
Приложение 5. Обобщающие таблицы, карты и схемы [Табл. 1-3, Рис. 1-29]. — 331
|