главная страница / библиотека / обновления библиотеки
А.Р. КанторовичИскусство скифского звериного стиля Восточной Европы (классификация, типология, хронология, эволюция).// М.: МГУ. 2022. Т. 1. 431 с.; Т. 2. 359 с. / Труды Ист.ф-та МГУ [215]. Серия II. Исторические исследования (146). ISBN 978-5-19-011664-9 (т. 1); ISBN 978-5-19-011665-6 (т. 2); ISBN 978-5-19-011663-2 (общ.)
[ аннотация: ] В монографии впервые систематизирован, проанализирован и репродуцирован практически весь известный к осени 2023 г. массив зооморфных изображений, выполненных в соответствии с канонами скифо-сибирского звериного стиля и относящихся к скифской археологической культуре Северного Причерноморья и Северного Кавказа VII — начала III в. до н.э. Представлено более 2500 оригинальных изображении, формирующих 355 морфологических типов. Разработана детальная хронология восточноевропейского локального варианта скифо-сибирского звериного стиля. Моделированы процессы генезиса и эволюции образов, сюжетов, мотивов и основных художественных приемов восточноевропейского скифского звериного стиля, прослежены инокультурные влияния на данный феномен. Затронуты вопросы семантики скифского звериного стиля. Предложен алгоритм учёта, классифицирования и буквенно-цифрового кодирования изображений в зверином стиле на всём пространстве скифо-сибирской культурно-исторической области.
Kantorovich A.R. The art of the Scythian Animal Style of Eastern Europe: Classification, Typology, Chronology, Evolution: in two volumes / A. R. Kantorovich. — Moscow: Moscow University Press, 2022. — Vol. 1. — 432 p.
The monograph is the first to systematize, analyze and reproduce almost the entire array (known by the fall of 2021) of zoomorphic images made in accordance with the canons of the Scythian-Siberian animal style those attributed to the Scythian archaeological culture of the Northern Black Sea region and the North Caucasus of the seventh — early third centuries BC. More than 2500 original images are presented, forming 355 morphological types. A detailed chronology of the Eastern European local version of the Scythian-Siberian animal style was developed. The monograph models the processes of the genesis and evolution of images, compositions, motifs and the main artistic devices of the East European Scythian animal style. Foreign cultural influences on this phenomenon are revealed. The issues of semantics of the Scythian animal style are touched upon. An algorithm for accounting, classifying and alphanumeric encoding of images in the animal style throughout the whole Scythian-Siberian cultural and historical region is proposed.
См. файлы на сайте РФФИ. Оглавление [Том 1] ^
Введение. — 7
Глава I. Основные принципы классификации, типологии и хронологии образов восточноевропейского скифского звериного стиля как компонента скифо-сибирского звериного стиля. — 11§1. Историография систематизации изображений в контексте общей истории исследования скифо-сибирского звериного стиля. — 11§2. Принципы атрибуции, классификации, типологии и количественного учёта изображений восточноевропейского скифского звериного стиля. — 17§3. Алгоритм типологии и принципы хронологии конкретных типов. — 23Глава II. Образ хищника; классификация, типология и хронология изображений. — 25§1. Общие принципы образно-видовой идентификации изображений. — 25§2. Полнофигурные изображения хищников. — 25§3. Редуцированные изображения хищников. — 70Краткие итоги систематизации изображений хищников. — 112Глава III. Образы копытных животных: классификация, типология и хронология изображений. — 115III. 1. Образ оленя. — 115§1. Общие принципы образно-видовой идентификации изображений. — 115§2. Полнофигурные изображения оленей. — 115§3. Редуцированные изображения оленей. — 138III.2. Образ лося. — 156§1. Общие принципы образно-видовой идентификации изображений. — 156§2. Полнофлгурные изображения лосей. — 157§3. Редуцированные изображения лосей. — 162III.3. Образ горного козла. — 171§1. Общие принципы образно-видовой идентификации изображений. — 171§2. Полнофигурные изображения козла. — 171§3. Редуцированные изображения козла. — 178III.4. Образ барана. — 181§1. Общие принципы образно-видовой идентификации изображений. — 181§2. Полнофигурные изображения барана. — 181§3. Редуцированные изображения барана. — 181III.5. Образ лошади. — 189§1. Общие принципы образно-видовой идентификации изображений. — 189§2. Полнофигурные изображения лошадей. — 189§3. Редуцированные изображения лошадей. — 191III.6. Образ быка. — 200§1. Полнофигурные изображения быков. — 200§2. Редуцированные изображения быков (головы). — 200III.7. Образ кабана. — 201§1. Общие принципы образно-видовой идентификации изображений. — 201§2. Полнофигурные изображения кабанов. — 202§3. Редуцированные изображения кабанов. — 207III.8. Образ «оленелося». — 212III.9. Образ «лосекозла». — 215III.10. Образ «оленекозла». — 220III.11. Мотив обособленных ушей копытных. — 222III.12. Мотив обособленных конечностей копытных. — 223§1. Сдвоенные ноги. — 224§2. Одиночные ноги. — 225Краткие итоги систематизации изображений копытных. — 230Глава IV. Образы птицы и «скифского грифона»: классификация, типология и хронология изображений. — 233§1. Общие принципы образно-видовой идентификации изображений. — 233§2. Полнофигурные изображения птицы. — 233§3. Редуцированные изображения птиц. — 248Краткие итоги систематизации изображений птиц. — 278Глава V. Образы синкретических существ: классификация, типология и хронология изображений. — 280V.1. Образ грифона и крылатого льва. — 280§1. Проблема идентификации образа грифона в скифском зверином стиле. — 280§2. Полнофигурные изображения грифонов. — 281§3. Редуцированные изображения грифонов. — 301V.2. Образ бараноптицы/грифобарана. — 307§1. Принципы идентификации образа. — 307§2. Головы в сочетании с задними ногами или копытами — знаки полнофигурных бараноптиц. — 308§3. Обособленная голова бараноптицы. — 310V.3. Комбинация образов грифона и бараноптицы. — 311V.4. Образ тупорылого зверя. — 312V.5. Образы гиппокампа-лошади, грифоно-гиппокампа и «петушка-гиппокампа». — 313§1. Комбинация гиппокампа и лошади. — 314§2. Грифоно-гиппокампы. — 314§3. «Петушки-гиппокампы». — 316V.6. Образ «лосептицы». — 318V.7. Образ «оленептицы». — 319V.8. Комбинация элементов птицы и неопределённого копытного. — 320V.9. Образ рогатой рыбы. — 321Краткие итоги систематизации изображений синкретических существ. — 322Глава VI. Прочие образы: классификация, типология и хронология изображений. — 323VI.1. Образ зайца. — 323§1. Общие принципы образно-видовой идентификации изображений. — 323§2. Классификация, типология и хронология изображений зайца. — 324VI.2. Образ верблюда. — 327VI.3. Образ дельфина. — 328VI.4. Образ рыбы. — 330VI.5. Неопределённые животные. — 334§1. Полнофигурные изображения. — 334§2. Редуцированные изображения. — 336Глава VII. Репертуар, хронологическая и пространственная динамика образов, сюжетов и мотивов восточноевропейского скифского звериного стиля как локального варианта скифо-сибирского звериного стиля. — 340§1. Основные статистические показатели. — 340§2. Хронологическая и пространственная динамика образов, сюжетов и мотивов восточноевропейского скифского звериного стиля. — 343§3. Вопрос об истоках восточноевропейского скифского звериного стиля в контексте общей проблемы происхождения скифо-сибирского звериного стиля. — 395
Заключение. — 402Список литературы и архивных материалов. — 405[Том 2] ^
Приложение 1. Репродукции изображений восточноевропейского скифского звериного стиля (в соответствии с кодом классификации и каталогом Приложения 3). — 6Приложение 2. Результаты классификации изображений восточноевропейского скифского звериного стиля (в кодовом выражении). — 134Приложение 3. Каталог классифицированных изображений восточноевропейского скифского звериного стиля (по морфологическим типам) и характеристика морфологических особенностей конкретных изображений в рамках типов. — 143Мегаобраз хищника. — 144Мегаобраз копытного. — 197Образ оленя. — 197Образ лося. — 215Образ горного козла. — 222Образ барана. — 226Образ лошади. — 231Образ быка. — 237Образ кабана. — 238Образ «оленелося». — 241Образ «лосекозла». — 242Образ «оленекозла». — 243Мегаобраз птицы. — 251Мегаобраз синкретического существа. — 293Образы грифонов и крылатых львов. — 293Образ бараноптицы. — 303Комбинация образов грифона и бараноптицы. — 306Образ тупорылого зверя. — 306Образы гиппокампа-лошади, «петушка-гиппокампа» и грифоно-гиппокампа. — 307Образ лосептицы. — 308Образ оленептицы. — 309Комбинация элементов птицы и неопределённого копытного. — 310Образ рогатой рыбы. — 310Прочие образы. — 311Образ зайца. — 311Образ верблюда. — 312Образ дельфина. — 313Образ рыбы. — 313Неопределённые животные. — 315Приложение 4. Список опорных хроноиндикаторов. Комплексы, содержащие произведения восточноевропейского скифского звериного стиля и датируемые на основании объективных показателей (в алфавитном порядке). — 317Приложение 5. Обобщающие таблицы, карты и схемы [Табл. 1-3, Рис. 1-29]. — 331
наверх |