главная страница / библиотека / обновления библиотеки

А.Р. Канторович. Искусство скифского звериного стиля Восточной Европы (классификация, типология, хронология, эволюция). М.: МГУ. 2022. Т. 1-2. А.Р. Канторович

Искусство скифского звериного стиля Восточной Европы (классификация, типология, хронология, эволюция).

// М.: МГУ. 2022. Т. 1. 431 с.; Т. 2. 359 с. / Труды Ист.ф-та МГУ [215]. Серия II. Исторические исследования (146). ISBN 978-5-19-011664-9 (т. 1); ISBN 978-5-19-011665-6 (т. 2); ISBN 978-5-19-011663-2 (общ.)

 

аннотация: ]

В монографии впервые систематизирован, проанализирован и репродуцирован практически весь известный к осени 2023 г. массив зооморфных изображений, выполненных в соответствии с канонами скифо-сибирского звериного стиля и относящихся к скифской археологической культуре Северного Причерноморья и Северного Кавказа VII — начала III в. до н.э. Представлено более 2500 оригинальных изображении, формирующих 355 морфологических типов. Разработана детальная хронология восточноевропейского локального варианта скифо-сибирского звериного стиля. Моделированы процессы генезиса и эволюции образов, сюжетов, мотивов и основных художественных приемов восточноевропейского скифского звериного стиля, прослежены инокультурные влияния на данный феномен. Затронуты вопросы семантики скифского звериного стиля. Предложен алгоритм учёта, классифицирования и буквенно-цифрового кодирования изображений в зверином стиле на всём пространстве скифо-сибирской культурно-исторической области.

 

Kantorovich A.R. The art of the Scythian Animal Style of Eastern Europe: Classification, Typology, Chronology, Evolution: in two volumes / A. R. Kantorovich. — Moscow: Moscow University Press, 2022. — Vol. 1. — 432 p.

 

The monograph is the first to systematize, analyze and reproduce almost the entire array (known by the fall of 2021) of zoomorphic images made in accordance with the canons of the Scythian-Siberian animal style those attributed to the Scythian archaeological culture of the Northern Black Sea region and the North Caucasus of the seventh — early third centuries BC. More than 2500 original images are presented, forming 355 morphological types. A detailed chronology of the Eastern European local version of the Scythian-Siberian animal style was developed. The monograph models the processes of the genesis and evolution of images, compositions, motifs and the main artistic devices of the East European Scythian animal style. Foreign cultural influences on this phenomenon are revealed. The issues of semantics of the Scythian animal style are touched upon. An algorithm for accounting, classifying and alphanumeric encoding of images in the animal style throughout the whole Scythian-Siberian cultural and historical region is proposed.

 

См. файлы на сайте РФФИ.

Оглавление

 

[Том 1]   ^

 

Введение. — 7

 

Глава I. Основные принципы классификации, типологии и хронологии образов восточноевропейского скифского звериного стиля как компонента скифо-сибирского звериного стиля. — 11

§1. Историография систематизации изображений в контексте общей истории исследования скифо-сибирского звериного стиля. — 11

§2. Принципы атрибуции, классификации, типологии и количественного учёта изображений восточноевропейского скифского звериного стиля. — 17

§3. Алгоритм типологии и принципы хронологии конкретных типов. — 23

Глава II. Образ хищника; классификация, типология и хронология изображений. — 25

§1. Общие принципы образно-видовой идентификации изображений. — 25

§2. Полнофигурные изображения хищников. — 25

§3. Редуцированные изображения хищников. — 70

Краткие итоги систематизации изображений хищников. — 112

Глава III. Образы копытных животных: классификация, типология и хронология изображений. — 115

III. 1. Образ оленя. — 115

§1. Общие принципы образно-видовой идентификации изображений. — 115

§2. Полнофигурные изображения оленей. — 115

§3. Редуцированные изображения оленей. — 138

III.2. Образ лося. — 156

§1. Общие принципы образно-видовой идентификации изображений. — 156

§2. Полнофлгурные изображения лосей. — 157

§3. Редуцированные изображения лосей. — 162

III.3. Образ горного козла. — 171

§1. Общие принципы образно-видовой идентификации изображений. — 171

§2. Полнофигурные изображения козла. — 171

§3. Редуцированные изображения козла. — 178

III.4. Образ барана. — 181

§1. Общие принципы образно-видовой идентификации изображений. — 181

§2. Полнофигурные изображения барана. — 181

§3. Редуцированные изображения барана. — 181

III.5. Образ лошади. — 189

§1. Общие принципы образно-видовой идентификации изображений. — 189

§2. Полнофигурные изображения лошадей. — 189

§3. Редуцированные изображения лошадей. — 191

III.6. Образ быка. — 200

§1. Полнофигурные изображения быков. — 200

§2. Редуцированные изображения быков (головы). — 200

III.7. Образ кабана. — 201

§1. Общие принципы образно-видовой идентификации изображений. — 201

§2. Полнофигурные изображения кабанов. — 202

§3. Редуцированные изображения кабанов. — 207

III.8. Образ «оленелося». — 212

III.9. Образ «лосекозла». — 215

III.10. Образ «оленекозла». — 220

III.11. Мотив обособленных ушей копытных. — 222

III.12. Мотив обособленных конечностей копытных. — 223

§1. Сдвоенные ноги. — 224

§2. Одиночные ноги. — 225

Краткие итоги систематизации изображений копытных. — 230

Глава IV. Образы птицы и «скифского грифона»: классификация, типология и хронология изображений. — 233

§1. Общие принципы образно-видовой идентификации изображений. — 233

§2. Полнофигурные изображения птицы. — 233

§3. Редуцированные изображения птиц. — 248

Краткие итоги систематизации изображений птиц. — 278

Глава V. Образы синкретических существ: классификация, типология и хронология изображений. — 280

V.1. Образ грифона и крылатого льва. — 280

§1. Проблема идентификации образа грифона в скифском зверином стиле. — 280

§2. Полнофигурные изображения грифонов. — 281

§3. Редуцированные изображения грифонов. — 301

V.2. Образ бараноптицы/грифобарана. — 307

§1. Принципы идентификации образа. — 307

§2. Головы в сочетании с задними ногами или копытами — знаки полнофигурных бараноптиц. — 308

§3. Обособленная голова бараноптицы. — 310

V.3. Комбинация образов грифона и бараноптицы. — 311

V.4. Образ тупорылого зверя. — 312

V.5. Образы гиппокампа-лошади, грифоно-гиппокампа и «петушка-гиппокампа». — 313

§1. Комбинация гиппокампа и лошади. — 314

§2. Грифоно-гиппокампы. — 314

§3. «Петушки-гиппокампы». — 316

V.6. Образ «лосептицы». — 318

V.7. Образ «оленептицы». — 319

V.8. Комбинация элементов птицы и неопределённого копытного. — 320

V.9. Образ рогатой рыбы. — 321

Краткие итоги систематизации изображений синкретических существ. — 322

Глава VI. Прочие образы: классификация, типология и хронология изображений. — 323

VI.1. Образ зайца. — 323

§1. Общие принципы образно-видовой идентификации изображений. — 323

§2. Классификация, типология и хронология изображений зайца. — 324

VI.2. Образ верблюда. — 327

VI.3. Образ дельфина. — 328

VI.4. Образ рыбы. — 330

VI.5. Неопределённые животные. — 334

§1. Полнофигурные изображения. — 334

§2. Редуцированные изображения. — 336

Глава VII. Репертуар, хронологическая и пространственная динамика образов, сюжетов и мотивов восточноевропейского скифского звериного стиля как локального варианта скифо-сибирского звериного стиля. — 340

§1. Основные статистические показатели. — 340

§2. Хронологическая и пространственная динамика образов, сюжетов и мотивов восточноевропейского скифского звериного стиля. — 343

§3. Вопрос об истоках восточноевропейского скифского звериного стиля в контексте общей проблемы происхождения скифо-сибирского звериного стиля. — 395

 

Заключение. — 402

Список литературы и архивных материалов. — 405

 

[Том 2]   ^

 

Приложение 1. Репродукции изображений восточноевропейского скифского звериного стиля (в соответствии с кодом классификации и каталогом Приложения 3). — 6

Приложение 2. Результаты классификации изображений восточноевропейского скифского звериного стиля (в кодовом выражении). — 134

Приложение 3. Каталог классифицированных изображений восточноевропейского скифского звериного стиля (по морфологическим типам) и характеристика морфологических особенностей конкретных изображений в рамках типов. — 143

Мегаобраз хищника. — 144

Мегаобраз копытного. — 197

Образ оленя. — 197

Образ лося. — 215

Образ горного козла. — 222

Образ барана. — 226

Образ лошади. — 231

Образ быка. — 237

Образ кабана. — 238

Образ «оленелося». — 241

Образ «лосекозла». — 242

Образ «оленекозла». — 243

Мегаобраз птицы. — 251

Мегаобраз синкретического существа. — 293

Образы грифонов и крылатых львов. — 293

Образ бараноптицы. — 303

Комбинация образов грифона и бараноптицы. — 306

Образ тупорылого зверя. — 306

Образы гиппокампа-лошади, «петушка-гиппокампа» и грифоно-гиппокампа. — 307

Образ лосептицы. — 308

Образ оленептицы. — 309

Комбинация элементов птицы и неопределённого копытного. — 310

Образ рогатой рыбы. — 310

Прочие образы. — 311

Образ зайца. — 311

Образ верблюда. — 312

Образ дельфина. — 313

Образ рыбы. — 313

Неопределённые животные. — 315

Приложение 4. Список опорных хроноиндикаторов. Комплексы, содержащие произведения восточноевропейского скифского звериного стиля и датируемые на основании объективных показателей (в алфавитном порядке). — 317

Приложение 5. Обобщающие таблицы, карты и схемы [Табл. 1-3, Рис. 1-29]. — 331

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки