● главная страница / библиотека / обновления библиотеки
Д.П. КаллистовСеверное Причерноморье в античную эпоху.// М.: «Учпедгиз». 1952. 188 с. («Библиотека учителя»)
[ аннотация: ] Книга Д.П. Каллистова, рассчитанная на широкие круги советских учителей, даёт богатый материал (археологический и письменных памятников) по истории Северного Причерноморья античной эпохи. Автор подробно рассматривает историю взаимоотношений местного населения и греческих колонистов, историю племенных объединений в Причерноморье, историю отдельных греческих городов, под влиянием местной среды всё более и более терявших свои специфические черты греческого рабовладельческого полиса. Большое место отводится автором борьбе местного племенного мира с греко-римским рабовладельческим обществом.
Оглавление
Введение. — 5
I. Мир «варваров» Северного Причерноморья. — 8II. Колонизация северного побережья Чёрного моря. — 49III. Северочерноморские города-колонии. — 65Ольвия. — 79Херсонес. — 90Боспор. — 101Боспор и Митридат Евпатор. — 141IV. Северное Причерноморье в конце I века до н.э. и в первых веках н.э. — 153
[Список важнейшей литературы по истории Северного Причерноморья античной эпохи. — 185-186]
Введение. ^
Античная эпоха в истории Северного Причерноморья тесно связана с одним из наиболее ранних периодов истории нашей родины. Хронологически она охватывает время, начиная с VII-VI вв. до н.э. и по IV-V вв. уже н.э. К началу рассматриваемого времени северочерноморский племенной мир уже достиг в своём историческом развитии высшей ступени общинно-родового строя и сформировался в историческую силу со своим собственным экономическим, социальным и культурным лицом.
С появлением у северного побережья Чёрного моря греческих мореплавателей и возникновением на побережье постоянных поселений греческих колонистов местные племена пришли в длительное и в ряде случаев очень тесное соприкосновение с миром античной рабовладельческой цивилизации. Об этом времени благодаря античной письменности мы имеем целый ряд неоценимых сведений, дающих возможность судить о жизни древних обитателей нашей страны.
Общение с представителями более развитой культуры сказалось на дальнейшем развитии местного общества. Родоплеменная знать вступила в оживлённые торговые сношения с греками. Более широкие круги местного населения, особенно прибрежной полосы, также оказались втянутыми в постоянные взаимоотношения с греческими городами-колониями. На этой почве местные жители многое заимствовали у греков, а последние в свою очередь — у местного населения. Однако в Северном Причерноморье не произошло слияния двух разных культур и не возникла новая, третья, не похожая на две предшествующие. На протяжении почти всей античной эпохи наблюдается не слияние, а своеобразная борьба двух различных укладов, которая протекала с переменным успехом. В первые века античной эпохи преимущества более развитой системы социально-экономических и культурных отношений находились на стороне греков. Поэтому характерные для Северного Причерноморья явления ассимиляции пришлого населения с местным вылились в это время главным образом не в форму «варваризации» греческих колонистов, но, напротив, — в форму эллинизации местного населения. Было бы, однако, неправильным переоценивать значение этого процесса. Судя по всему, не только язык, но и весь строй жизни местного общества обнаружил «...большую устойчивость и колоссальную сопротивляемость...» [1] внешнему влиянию. Влияние греков в основном коснулось лишь верхнего слоя местного общества — родоплеменной знати и тех местных племён, которые находились в непосредственной близости к греческим городам-колониям. Для более широких слоёв местного населения представители более развитой культуры были в то же время и носителями тогда ещё глубоко чуждой им самим социальной системы, построенной на безжалостной эксплоатации рабов. В целом же племенной мир Северного Причерноморья сохранил свою историческую самобытность и после греческой колонизации.
Приблизительно с III-II вв. до н.э. соотношение сил между миром тогдашнего «варварства» и цивилизации начинает постепенно меняться. К этому времени античное общество уже находилось на пороге глубокого экономического и социального кризиса, порождённого неразрешимыми противоречиями рабовладельческого строя.
Жертвой этого кризиса оказались и античные государства Северного Причерноморья: упадок экономической жизни сопровождался обострением социально-политической борьбы и в результате — общим ослаблением этих государств.
В то же время дальнейшее развитие производительных сил приводит мир северочерноморских «варваров» к новому этапу исторического развития, характерной чертой которого было появление государственных форм общественной жизни. Местное население в результате нового передвижения племён пополняется свежими силами. В сложном процессе взаимодействия рабовладельческого и «варварского» общества преобладание переходит на сторону последнего, более примитивного, но обладающего целым рядом социальных преимуществ — историческим будущим.
Развивавшийся ранее процесс эллинизации «варваров» сменяется процессом постепенной и прогрессирующей «варваризации» населения греческих прибрежных городов-колоний. В сложившихся условиях зарождается то грандиозное наступательное движение «варваров» на мир античного рабовладения, которое завершается полной их победой. В конечном счёте «варвары объединились и с громом опрокинули Рим» (Сталин), олицетворявший в их глазах гнёт рабовладельческой эксплоатации. Тем самым они вдохнули в гибнущий рабовладельческий мир новую жизнь, способствуя переходу его на новую, уже феодальную стадию развития.
Излагая конкретные исторические события, связанные с этой борьбой двух миров в Северном Причерноморье, мы считали необходимым прежде всего специально остановиться на характеристике местного общества, затем обрисовать греческую колониза- цию и уже только потом излагать историю трёх главных центров рабовладельческой жизни Северного Причерноморья — Ольвии, Херсонеса и Боспора. Специальная глава отведена бурному периоду, связанному с именем понтийского царя Митридата Евпатора и борьбой с Римом. В последней, итоговой главе излагается история Северного Причерноморья в первые века нашей эры, протекавшие под знаком всё более растущего влияния «варварского» мира.
[1] И.В. Сталин, Марксизм и вопросы языкознания, изд. «Правда», 1960, стр. 21.
наверх |