главная страница / библиотека / обновления библиотеки
М.С. КаганЛекции по марксистско-ленинской эстетике./ 2-е изд. Л.: ЛГУ. 1971. 766 с.
От автора. — 9
Введение. — 11Лекция I. Эстетика как наука. — 14Эстетика как наука об эстетическом освоении действительности. — 16Эстетика как наука о художественной культуре общества. — 17Методология эстетики и её связь с другими науками. — 20Практическое значение эстетической науки. — 31Лекция II. Место марксистско-ленинской эстетики в истории мировой эстетической мысли. — 41Формирование эстетического учения марксизма. — 44Дальнейшее развитие марксистской эстетики. — 46Диалектико-материалистический метод марксистско-ленинской эстетики. — 51Системный подход в методологии марксистской эстетики. — 58Единство логического и исторического подходов в методологии марксистской эстетики. — 61Единство научной объективности и партийности марксистско-ленинской эстетики. — 68
Часть первая. Диалектика эстетических ценностей. — 70Лекция III. Эстетическое освоение мира. — 71Краткий экскурс в историю эстетической мысли. — 74Критика теории биологического происхождения эстетического отношения. — 76Предыстория эстетического сознания. — 81Эстетическое отношение как особое направление ценностной ориентации. — 83Самоопределение эстетического отношения человека к миру. — 91Содержательная форма как носитель эстетической ценности. — 97Лекция IV. Эстетическое освоение мира (продолжение). — 104Эстетическая ситуация. — 105Эмоционально-оценочная природа эстетического отношения. — 107Эстетическое как соотношение реальности и идеала. — 111Диалектика индивидуального и социально-детерминированного, относительного и абсолютного в эстетической сфере. — 119Эстетическое освоение мира как динамическая система ценностных ориентации. — 123Лекция V. Прекрасное и безобразное. — 136Общие определения. — 137Прекрасное и безобразное в человеке. — 138Прекрасное и безобразное в природе. — 145Прекрасное и безобразное в мире вещей. — 149Прекрасное и безобразное в искусстве. — 151Лекция VI. Возвышенное и низменное. — 159Диалектика качества и количества в возвышенном и низменном. — 161Диалектика реального и идеального в возвышенном и низменном. — 163Возвышенное и низменное в искусстве. — 168Возвышенное и низменное в современной художественной культуре. — 176Лекция VII. Трагическое и комическое. — 182Сущность трагического. — 183Трагедия пессимистическая и трагедия оптимистическая. — 190Сущность комического и его основные формы. — 199Возможности комического в разных видах и жанрах искусства. — 206Лекция VIII. Эстетическое и художественное. — 212Эстетическое сознание и художественное сознание. — 213Эстетическая деятельность и художественная деятельность. — 215Эстетическое воспитание и художественное воспитание. — 221Историческое значение эстетического и художественного воспитания народа в эпоху строительства коммунистического общества. — 230
Часть вторая. Диалектика художественного освоения мира. — 236Лекция IX. Происхождение искусства. — 237Проблема происхождения искусства: в истории эстетической мысли. — 239Методологические принципы исследования происхождения искусства. — 240Исторический процесс формирования художественно-образного мышления. — 249Художественное и религиозное сознание. — 250Труд и художественное творчество. — 254Роль первобытного искусства в процессе очеловечивания человека. — 260Лекция X. Искусство как специфическое общественное явление. — 266Дальнейшие исторические судьбы художественного творчества. — 269Структурно-функциональный анализ искусства. — 271Коммуникативная функция искусства. — 278Просветительская функция искусства. — 281Воспитательная функция искусства. — 284Гедонистическая функция искусства. — 290Полифункциональность искусства как сложно-динамическая система. — 293Лекция XI. Структура искусства. Строение художественного содержания. — 297Проблема предмета искусства. — 298Гносеологическая сторона художественного содержания. — 307Способ художественного познания. — 311Аксиологическая сторона художественного содержания.. — 314Лекция XII. Структура искусства. Строение художественной формы. — 326Общая характеристика созидательной стороны искусства. — 327Созидательная способность искусства как образное моделирование действительности. — 327Созидательная способность искусства как художественное конструирование. — 338Знаково-коммуникативная сторона искусства. — 344Морфологический динамизм структуры искусства. — 348Лекция XIII. Морфология искусства. — 352Проблема морфологии искусства в истории эстетической мысли. — 355Принципы классификации видов искусства. — 358Изобразительные и неизобразительные искусства. — 367Искусства монофункциональные и бифункциональные («прикладные»). — 372Лекция XIV. Морфология искусства (продолжение). — 379Многоэлементные формы художественного творчества — Качественная определенность видов искусства и проблема, их взаимодействия. — 387Родовая дифференциация видов искусства. — 396Жанр как категория художественной морфологии. — 407
Часть третья. Диалектика художественной коммуникации. — 410Лекция XV. Художник. — 413Роль личности художника в его творчестве. — 414Художественно-творческий талант и его роль в деятельности художника. — 419Жизненный опыт художника. — 423Роль миросозерцания художника в его творчестве. — 425Творческий метод, его структура и его роль в художественной деятельности. — 435Мастерство и его эстетические функции. — 442Лекция XVI. Процесс художественного творчества. — 446Замысел художественного произведения. — 451Процесс материального воплощения замысла. — 454Активность формы в творческом процессе. — 461Лекция XVII. Художественное произведение. — 467Содержание и форма произведения искусства. — 468Строение содержания произведения искусства. — 468Взаимосвязь темы и идеи в содержании художественного произведения. — 473Форма художественного произведения в ее отношении к содержанию. — 479Внутренняя и внешняя форма в произведении искусства. — 483Лекция XVIII. Художественное восприятие и художественная критика. — 488Методологические предпосылки. — 489Понимание языка искусства как структурная грань художественного восприятия. — 491Познавательная активность художественного восприятия. — 497Аксиологический аспект художественного восприятия. — 502Сотворчество как компонент художественного восприятия. — 509Художественное восприятие как сложно-динамическая система. — 511Художественная критика и ее место в художественной культуре общества. — 515
Часть четвёртая. Диалектика художественного развития. — 518Лекция XIX. Художественное развитие общества. — 520Диалектика исторически изменчивого и непреходящего в историко-художественном процессе. — 521Диалектика закономерного и случайного в историко-художественном процессе. — 526Социальная обусловленность и относительная самостоятельность художественного развития. — 531Диалектика прогресса и регресса в художественном развитии. — 537Лекция XX. Социальные детерминанты художественного развития. — 548Материальное производство и художественное производство. — 555Техника и искусство. — 558Общественное бытие и художественная культура. — 563Общественное сознание и художественная культура. — 565Лекция XXI. Структура общественной жизни и противоречия художественного развития. Искусство и классы. — 579Диалектика классового и общечеловеческого в искусстве. — 581Классовая обусловленность противоречий в сознании и творчестве художника. — 585Классовость и партийность искусства. — 590Направленность художественного развития в классовом и бесклассовом обществе. — 596Лекция XXII. Структура общественной жизни и противоречия художественного развития. Искусство и народ. — 607Диалектика классовости и народности искусства. — 610Взаимоотношения искусства и народных масс в художественной культуре прошлого. — 612Профессиональное искусство и народное творчество. — 619Взаимоотношения искусства и народа в художественной культуре социалистического общества. — 624Лекция XXIII. Структура общественной жизни и противоречия художественного развития. Искусство и нации. — 637Многообразие национальных форм общественной жизни и его отражение в искусстве. — 638Диалектика национального и классового в искусстве. — 646Диалектика национального и народного в искусстве. — 650Диалектика национального и интернационального в художественном творчестве и в художественном развитии. — 654Лекция XXIV. Относительная самостоятельность художественного развития. — 662Внутренняя логика развития художественного познания. — 665Идейная преемственность и идейные влияния в историко-художественном процессе. — 667Логика развития художественного мастерства. — 672Относительная самостоятельность развития художественного «языка». — 675Художественная культура как саморегулирующаяся система. — 678Лекция XXV. Неравномерность развития видов, родов и жанров искусства. — 683Проблема неравномерного развития искусств в истории эстетической мысли. — 685Неравномерность развития видов искусства на первых этапах истории художественной культуры. — 687Неравномерность развития видов искусства в эпоху капитализма. — 694Неравномерность развития жанров искусства. — 702Лекция XXVI. Творческий метод, стиль, направление. Проблема реализма. — 709Творческий метод как категория историко-художественного процесса. — 711Творческий метод и проблема своеобразия видов и жанров искусства. — 714Творческий метод и художественное направление. — 723Творческий метод и художественный стиль. — 727Лекция XXVII. Формирование и развитие социалистического искусства. — 735Формирование социалистического искусства в эпоху капитализма. — 737Становление творческого метода пролетарского искусства и теории социалистического реализма. — 739Закономерности развития социалистического искусства в эпоху перехода от капитализма к социализму. — 750Строительство коммунизма и перспективы художественного развития человечества. — 158
Литература. — 764
наверх |