главная страница / библиотека / обновления библиотеки

М.С. Каган. Лекции по марксистско-ленинской эстетике. 2-е изд. Л.: ЛГУ. 1971. М.С. Каган

Лекции по марксистско-ленинской эстетике.

/ 2-е изд. Л.: ЛГУ. 1971. 766 с.

 

От автора. — 9

 

Введение. — 11

Лекция I. Эстетика как наука. — 14

Эстетика как наука об эстетическом освоении действительности. — 16

Эстетика как наука о художественной культуре общества. — 17

Методология эстетики и её связь с другими науками. — 20

Практическое значение эстетической науки. — 31

Лекция II. Место марксистско-ленинской эстетики в истории мировой эстетической мысли. — 41

Формирование эстетического учения марксизма. — 44

Дальнейшее развитие марксистской эстетики. — 46

Диалектико-материалистический метод марксистско-ленинской эстетики. — 51

Системный подход в методологии марксистской эстетики. — 58

Единство логического и исторического подходов в методологии марксистской эстетики. — 61

Единство научной объективности и партийности марксистско-ленинской эстетики. — 68

 

Часть первая. Диалектика эстетических ценностей. — 70

Лекция III. Эстетическое освоение мира. — 71

Краткий экскурс в историю эстетической мысли. — 74

Критика теории биологического происхождения эстетического отношения. — 76

Предыстория эстетического сознания. — 81

Эстетическое отношение как особое направление ценностной ориентации. — 83

Самоопределение эстетического отношения человека к миру. — 91

Содержательная форма как носитель эстетической ценности. — 97

Лекция IV. Эстетическое освоение мира (продолжение). — 104

Эстетическая ситуация. — 105

Эмоционально-оценочная природа эстетического отношения. — 107

Эстетическое как соотношение реальности и идеала. — 111

Диалектика индивидуального и социально-детерминированного, относительного и абсолютного в эстетической сфере. — 119

Эстетическое освоение мира как динамическая система ценностных ориентации. — 123

Лекция V. Прекрасное и безобразное. — 136

Общие определения. — 137

Прекрасное и безобразное в человеке. — 138

Прекрасное и безобразное в природе. — 145

Прекрасное и безобразное в мире вещей. — 149

Прекрасное и безобразное в искусстве. — 151

Лекция VI. Возвышенное и низменное. — 159

Диалектика качества и количества в возвышенном и низменном. — 161

Диалектика реального и идеального в возвышенном и низменном. — 163

Возвышенное и низменное в искусстве. — 168

Возвышенное и низменное в современной художественной культуре. — 176

Лекция VII. Трагическое и комическое. — 182

Сущность трагического. — 183

Трагедия пессимистическая и трагедия оптимистическая. — 190

Сущность комического и его основные формы. — 199

Возможности комического в разных видах и жанрах искусства. — 206

Лекция VIII. Эстетическое и художественное. — 212

Эстетическое сознание и художественное сознание. — 213

Эстетическая деятельность и художественная деятельность. — 215

Эстетическое воспитание и художественное воспитание. — 221

Историческое значение эстетического и художественного воспитания народа в эпоху строительства коммунистического общества. — 230

 

Часть вторая. Диалектика художественного освоения мира. — 236

Лекция IX. Происхождение искусства. — 237

Проблема происхождения искусства: в истории эстетической мысли. — 239

Методологические принципы исследования происхождения искусства. — 240

Исторический процесс формирования художественно-образного мышления. — 249

Художественное и религиозное сознание. — 250

Труд и художественное творчество. — 254

Роль первобытного искусства в процессе очеловечивания человека. — 260

Лекция X. Искусство как специфическое общественное явление. — 266

Дальнейшие исторические судьбы художественного творчества. — 269

Структурно-функциональный анализ искусства. — 271

Коммуникативная функция искусства. — 278

Просветительская функция искусства. — 281

Воспитательная функция искусства. — 284

Гедонистическая функция искусства. — 290

Полифункциональность искусства как сложно-динамическая система. — 293

Лекция XI. Структура искусства. Строение художественного содержания. — 297

Проблема предмета искусства. — 298

Гносеологическая сторона художественного содержания. — 307

Способ художественного познания. — 311

Аксиологическая сторона художественного содержания.. — 314

Лекция XII. Структура искусства. Строение художественной формы. — 326

Общая характеристика созидательной стороны искусства. — 327

Созидательная способность искусства как образное моделирование действительности. — 327

Созидательная способность искусства как художественное конструирование. — 338

Знаково-коммуникативная сторона искусства. — 344

Морфологический динамизм структуры искусства. — 348

Лекция XIII. Морфология искусства. — 352

Проблема морфологии искусства в истории эстетической мысли. — 355

Принципы классификации видов искусства. — 358

Изобразительные и неизобразительные искусства. — 367

Искусства монофункциональные и бифункциональные («прикладные»). — 372

Лекция XIV. Морфология искусства (продолжение). — 379

Многоэлементные формы художественного творчества — Качественная определенность видов искусства и проблема, их взаимодействия. — 387

Родовая дифференциация видов искусства. — 396

Жанр как категория художественной морфологии. — 407

 

Часть третья. Диалектика художественной коммуникации. — 410

Лекция XV. Художник. — 413

Роль личности художника в его творчестве. — 414

Художественно-творческий талант и его роль в деятельности художника. — 419

Жизненный опыт художника. — 423

Роль миросозерцания художника в его творчестве. — 425

Творческий метод, его структура и его роль в художественной деятельности. — 435

Мастерство и его эстетические функции. — 442

Лекция XVI. Процесс художественного творчества. — 446

Замысел художественного произведения. — 451

Процесс материального воплощения замысла. — 454

Активность формы в творческом процессе. — 461

Лекция XVII. Художественное произведение. — 467

Содержание и форма произведения искусства. — 468

Строение содержания произведения искусства. — 468

Взаимосвязь темы и идеи в содержании художественного произведения. — 473

Форма художественного произведения в ее отношении к содержанию. — 479

Внутренняя и внешняя форма в произведении искусства. — 483

Лекция XVIII. Художественное восприятие и художественная критика. — 488

Методологические предпосылки. — 489

Понимание языка искусства как структурная грань художественного восприятия. — 491

Познавательная активность художественного восприятия. — 497

Аксиологический аспект художественного восприятия. — 502

Сотворчество как компонент художественного восприятия. — 509

Художественное восприятие как сложно-динамическая система. — 511

Художественная критика и ее место в художественной культуре общества. — 515

 

Часть четвёртая. Диалектика художественного развития. — 518

Лекция XIX. Художественное развитие общества. — 520

Диалектика исторически изменчивого и непреходящего в историко-художественном процессе. — 521

Диалектика закономерного и случайного в историко-художественном процессе. — 526

Социальная обусловленность и относительная самостоятельность художественного развития. — 531

Диалектика прогресса и регресса в художественном развитии. — 537

Лекция XX. Социальные детерминанты художественного развития. — 548

Материальное производство и художественное производство. — 555

Техника и искусство. — 558

Общественное бытие и художественная культура. — 563

Общественное сознание и художественная культура. — 565

Лекция XXI. Структура общественной жизни и противоречия художественного развития. Искусство и классы. — 579

Диалектика классового и общечеловеческого в искусстве. — 581

Классовая обусловленность противоречий в сознании и творчестве художника. — 585

Классовость и партийность искусства. — 590

Направленность художественного развития в классовом и бесклассовом обществе. — 596

Лекция XXII. Структура общественной жизни и противоречия художественного развития. Искусство и народ. — 607

Диалектика классовости и народности искусства. — 610

Взаимоотношения искусства и народных масс в художественной культуре прошлого. — 612

Профессиональное искусство и народное творчество. — 619

Взаимоотношения искусства и народа в художественной культуре социалистического общества. — 624

Лекция XXIII. Структура общественной жизни и противоречия художественного развития. Искусство и нации. — 637

Многообразие национальных форм общественной жизни и его отражение в искусстве. — 638

Диалектика национального и классового в искусстве. — 646

Диалектика национального и народного в искусстве. — 650

Диалектика национального и интернационального в художественном творчестве и в художественном развитии. — 654

Лекция XXIV. Относительная самостоятельность художественного развития. — 662

Внутренняя логика развития художественного познания. — 665

Идейная преемственность и идейные влияния в историко-художественном процессе. — 667

Логика развития художественного мастерства. — 672

Относительная самостоятельность развития художественного «языка». — 675

Художественная культура как саморегулирующаяся система. — 678

Лекция XXV. Неравномерность развития видов, родов и жанров искусства. — 683

Проблема неравномерного развития искусств в истории эстетической мысли. — 685

Неравномерность развития видов искусства на первых этапах истории художественной культуры. — 687

Неравномерность развития видов искусства в эпоху капитализма. — 694

Неравномерность развития жанров искусства. — 702

Лекция XXVI. Творческий метод, стиль, направление. Проблема реализма. — 709

Творческий метод как категория историко-художественного процесса. — 711

Творческий метод и проблема своеобразия видов и жанров искусства. — 714

Творческий метод и художественное направление. — 723

Творческий метод и художественный стиль. — 727

Лекция XXVII. Формирование и развитие социалистического искусства. — 735

Формирование социалистического искусства в эпоху капитализма. — 737

Становление творческого метода пролетарского искусства и теории социалистического реализма. — 739

Закономерности развития социалистического искусства в эпоху перехода от капитализма к социализму. — 750

Строительство коммунизма и перспективы художественного развития человечества. — 158

 

Литература. — 764

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки