М.С. Каган
Лекции по марксистско-ленинской эстетике.
/ 2-е изд. Л.: ЛГУ. 1971. 766 с.
От автора. — 9
Введение. — 11
Лекция I. Эстетика как наука. — 14
Эстетика как наука об эстетическом освоении действительности. — 16
Эстетика как наука о художественной культуре общества. — 17
Методология эстетики и её связь с другими науками. — 20
Практическое значение эстетической науки. — 31
Лекция II. Место марксистско-ленинской эстетики в истории мировой эстетической мысли. — 41
Формирование эстетического учения марксизма. — 44
Дальнейшее развитие марксистской эстетики. — 46
Диалектико-материалистический метод марксистско-ленинской эстетики. — 51
Системный подход в методологии марксистской эстетики. — 58
Единство логического и исторического подходов в методологии марксистской эстетики. — 61
Единство научной объективности и партийности марксистско-ленинской эстетики. — 68
Часть первая. Диалектика эстетических ценностей. — 70
Лекция III. Эстетическое освоение мира. — 71
Краткий экскурс в историю эстетической мысли. — 74
Критика теории биологического происхождения эстетического отношения. — 76
Предыстория эстетического сознания. — 81
Эстетическое отношение как особое направление ценностной ориентации. — 83
Самоопределение эстетического отношения человека к миру. — 91
Содержательная форма как носитель эстетической ценности. — 97
Лекция IV. Эстетическое освоение мира (продолжение). — 104
Эстетическая ситуация. — 105
Эмоционально-оценочная природа эстетического отношения. — 107
Эстетическое как соотношение реальности и идеала. — 111
Диалектика индивидуального и социально-детерминированного, относительного и абсолютного в эстетической сфере. — 119
Эстетическое освоение мира как динамическая система ценностных ориентации. — 123
Лекция V. Прекрасное и безобразное. — 136
Общие определения. — 137
Прекрасное и безобразное в человеке. — 138
Прекрасное и безобразное в природе. — 145
Прекрасное и безобразное в мире вещей. — 149
Прекрасное и безобразное в искусстве. — 151
Лекция VI. Возвышенное и низменное. — 159
Диалектика качества и количества в возвышенном и низменном. — 161
Диалектика реального и идеального в возвышенном и низменном. — 163
Возвышенное и низменное в искусстве. — 168
Возвышенное и низменное в современной художественной культуре. — 176
Лекция VII. Трагическое и комическое. — 182
Сущность трагического. — 183
Трагедия пессимистическая и трагедия оптимистическая. — 190
Сущность комического и его основные формы. — 199
Возможности комического в разных видах и жанрах искусства. — 206
Лекция VIII. Эстетическое и художественное. — 212
Эстетическое сознание и художественное сознание. — 213
Эстетическая деятельность и художественная деятельность. — 215
Эстетическое воспитание и художественное воспитание. — 221
Историческое значение эстетического и художественного воспитания народа в эпоху строительства коммунистического общества. — 230
Часть вторая. Диалектика художественного освоения мира. — 236
Лекция IX. Происхождение искусства. — 237
Проблема происхождения искусства: в истории эстетической мысли. — 239
Методологические принципы исследования происхождения искусства. — 240
Исторический процесс формирования художественно-образного мышления. — 249
Художественное и религиозное сознание. — 250
Труд и художественное творчество. — 254
Роль первобытного искусства в процессе очеловечивания человека. — 260
Лекция X. Искусство как специфическое общественное явление. — 266
Дальнейшие исторические судьбы художественного творчества. — 269
Структурно-функциональный анализ искусства. — 271
Коммуникативная функция искусства. — 278
Просветительская функция искусства. — 281
Воспитательная функция искусства. — 284
Гедонистическая функция искусства. — 290
Полифункциональность искусства как сложно-динамическая система. — 293
Лекция XI. Структура искусства. Строение художественного содержания. — 297
Проблема предмета искусства. — 298
Гносеологическая сторона художественного содержания. — 307
Способ художественного познания. — 311
Аксиологическая сторона художественного содержания.. — 314
Лекция XII. Структура искусства. Строение художественной формы. — 326
Общая характеристика созидательной стороны искусства. — 327
Созидательная способность искусства как образное моделирование действительности. — 327
Созидательная способность искусства как художественное конструирование. — 338
Знаково-коммуникативная сторона искусства. — 344
Морфологический динамизм структуры искусства. — 348
Лекция XIII. Морфология искусства. — 352
Проблема морфологии искусства в истории эстетической мысли. — 355
Принципы классификации видов искусства. — 358
Изобразительные и неизобразительные искусства. — 367
Искусства монофункциональные и бифункциональные («прикладные»). — 372
Лекция XIV. Морфология искусства (продолжение). — 379
Многоэлементные формы художественного творчества — Качественная определенность видов искусства и проблема, их взаимодействия. — 387
Родовая дифференциация видов искусства. — 396
Жанр как категория художественной морфологии. — 407
Часть третья. Диалектика художественной коммуникации. — 410
Лекция XV. Художник. — 413
Роль личности художника в его творчестве. — 414
Художественно-творческий талант и его роль в деятельности художника. — 419
Жизненный опыт художника. — 423
Роль миросозерцания художника в его творчестве. — 425
Творческий метод, его структура и его роль в художественной деятельности. — 435
Мастерство и его эстетические функции. — 442
Лекция XVI. Процесс художественного творчества. — 446
Замысел художественного произведения. — 451
Процесс материального воплощения замысла. — 454
Активность формы в творческом процессе. — 461
Лекция XVII. Художественное произведение. — 467
Содержание и форма произведения искусства. — 468
Строение содержания произведения искусства. — 468
Взаимосвязь темы и идеи в содержании художественного произведения. — 473
Форма художественного произведения в ее отношении к содержанию. — 479
Внутренняя и внешняя форма в произведении искусства. — 483
Лекция XVIII. Художественное восприятие и художественная критика. — 488
Методологические предпосылки. — 489
Понимание языка искусства как структурная грань художественного восприятия. — 491
Познавательная активность художественного восприятия. — 497
Аксиологический аспект художественного восприятия. — 502
Сотворчество как компонент художественного восприятия. — 509
Художественное восприятие как сложно-динамическая система. — 511
Художественная критика и ее место в художественной культуре общества. — 515
Часть четвёртая. Диалектика художественного развития. — 518
Лекция XIX. Художественное развитие общества. — 520
Диалектика исторически изменчивого и непреходящего в историко-художественном процессе. — 521
Диалектика закономерного и случайного в историко-художественном процессе. — 526
Социальная обусловленность и относительная самостоятельность художественного развития. — 531
Диалектика прогресса и регресса в художественном развитии. — 537
Лекция XX. Социальные детерминанты художественного развития. — 548
Материальное производство и художественное производство. — 555
Техника и искусство. — 558
Общественное бытие и художественная культура. — 563
Общественное сознание и художественная культура. — 565
Лекция XXI. Структура общественной жизни и противоречия художественного развития. Искусство и классы. — 579
Диалектика классового и общечеловеческого в искусстве. — 581
Классовая обусловленность противоречий в сознании и творчестве художника. — 585
Классовость и партийность искусства. — 590
Направленность художественного развития в классовом и бесклассовом обществе. — 596
Лекция XXII. Структура общественной жизни и противоречия художественного развития. Искусство и народ. — 607
Диалектика классовости и народности искусства. — 610
Взаимоотношения искусства и народных масс в художественной культуре прошлого. — 612
Профессиональное искусство и народное творчество. — 619
Взаимоотношения искусства и народа в художественной культуре социалистического общества. — 624
Лекция XXIII. Структура общественной жизни и противоречия художественного развития. Искусство и нации. — 637
Многообразие национальных форм общественной жизни и его отражение в искусстве. — 638
Диалектика национального и классового в искусстве. — 646
Диалектика национального и народного в искусстве. — 650
Диалектика национального и интернационального в художественном творчестве и в художественном развитии. — 654
Лекция XXIV. Относительная самостоятельность художественного развития. — 662
Внутренняя логика развития художественного познания. — 665
Идейная преемственность и идейные влияния в историко-художественном процессе. — 667
Логика развития художественного мастерства. — 672
Относительная самостоятельность развития художественного «языка». — 675
Художественная культура как саморегулирующаяся система. — 678
Лекция XXV. Неравномерность развития видов, родов и жанров искусства. — 683
Проблема неравномерного развития искусств в истории эстетической мысли. — 685
Неравномерность развития видов искусства на первых этапах истории художественной культуры. — 687
Неравномерность развития видов искусства в эпоху капитализма. — 694
Неравномерность развития жанров искусства. — 702
Лекция XXVI. Творческий метод, стиль, направление. Проблема реализма. — 709
Творческий метод как категория историко-художественного процесса. — 711
Творческий метод и проблема своеобразия видов и жанров искусства. — 714
Творческий метод и художественное направление. — 723
Творческий метод и художественный стиль. — 727
Лекция XXVII. Формирование и развитие социалистического искусства. — 735
Формирование социалистического искусства в эпоху капитализма. — 737
Становление творческого метода пролетарского искусства и теории социалистического реализма. — 739
Закономерности развития социалистического искусства в эпоху перехода от капитализма к социализму. — 750
Строительство коммунизма и перспективы художественного развития человечества. — 158
Литература. — 764
|