● главная страница / библиотека / обновления библиотеки
Ян ЕлинекБольшой иллюстрированный атлас первобытного человека.// Прага: «Артия». 1982. 560 с.
[ аннотация на клапане суперобложки: ] Как и когда возник человек? Как он выглядел на отдельных этапах своего развития? Когда появились первые следы человеческой деятельности и как проходило культурное развитие первобытного общества? Эти волнующие вопросы разбирает в своём иллюстрированном атласе д-р Ян Елинек, учёный, пользующийся международным авторитетом. На основе антропологических и археологических находок со всех концов мира — кстати, некоторые из них публикуются впервые — автор знакомит читателей с биологической и социальной эволюцией человека на протяжении миллионов лет, от древнейших животных предков и до появления человека современого [современного] типа — Homo sapiens sapiens, что произошло примерно 30-40 тысяч лет тому назад. Постепенно мы знакомимся с тем, как человек научился пользоваться огнём, изготовлять и применять примитивные каменные и костяные орудия, строить жилища. Большое внимание автор уделяет первым шагам палеолитического ускусства [искусства]. Наскальная живопись, рельефы, скульптуры животных и людей, украшения — всё это свидетельствует о большой технической сноровке и силе художественного воображения человека каменного века. Для сравнения автор приводит примеры из жизни современных отсталых народов, и сегодня живущих (или ещё недавно живших) на уровне первобытных людей, жизнью охотников и собирателей. Более 900 чёрно-белых и цветных фотографий богато иллюстрируют этот драматический, длинный и сложный эволюционный процесс. Замечательные картины известного художника Зденека Буриана, представляющие собой, по сути дела, научную реконструкцию облика животных и людей по найденным остаткам скелетов, а также оригинальные фотографии автора, сделанные во время его путешествий по Африке, Сибири, Австралии и т.д., делают книгу ещё более привлекательной.
Содержание
Введение. — 6Время и его измерение в процессе эволюции. — 6Биологическая эволюция человека. — 10Культурное развитие человека. — 12
I. Происхождение и эволюция человека. — 15Место человека и его предков в зоологической системе. — 17Эволюция человекообразных обезьян. — 21Эволюция человека и его непосредственных предков. — 37
II. Каменные орудия — их типология и технология. — 119Палеолитические культуры и производство каменных орудий. — 130Способы расщепления камня. — 162Обработка кости. — 183Типология и хронология орудий. — 207
III. Жилища и стоянки первобытного человека. — 211Находки жилищ в Западной Европе. — 213Находки жилищ в Центральной Европе. — 227Находки жилищ на Украине и в Южной Сибири. — 236
IV. Искусство первобытного человека. — 275Характер палеолитического искусства — размещение рисунков и гравюр. — 287Манера исполнения и перспектива. — 287Движение в наскальном искусстве. — 295Абстракция и стилизация. — 307Техника палеолитического искусства. — 317Тематика палеолитического искусства. — 331Животные. — 331Зооморфные и антропоморфные изображения. — 342Люди. — 360Украшения. — 401Символы в наскальном искусстве. — 413Изображения руки. — 457Хронология. — 457Искусство конца раннекаменного века. — 477Искусство Европы. — 477Искусство Северной Африки. — 488Искусство Южной Африки. — 497Искусство Австралии. — 509
Заключение. — 529
Указатель используемых терминов. — 531Литература. — 536Источники иллюстраций. — 545Указатель русских названий [общий]. — 547Указатель латинских названий [биологических видов]. — 556Именной указатель. — 558
Заключение. ^
Период времени, в течение которого человек, непрерывно развиваясь, жил на уровне охотника и собирателя, составляет свыше 99 процентов от общей продолжительности человеческой истории. Иначе говоря, этот период был несравнимо более длительным, чем все последующие эпохи вместе взятые, когда человек начал разводить домашних животных, заниматься сельским хозяйством, создавать племенные, городские и государственные формации, когда был открыт металл, рабовладельческий строй сменился феодальным, на смену которому, в свою очередь, пришла современная индустриальная цивилизация. Наряду с биологической эволюцией охотничье-собирательский образ жизни первобытного человека оказал неизмеримо глубокое влияние на всё последующее общественное и культурное развитие, и даже в какой-то степени предопределил его. Изучение начального этапа человеческого существования, когда складывались решающие предпосылки для всех последующих изменений, помогает нам понять и объяснить основы эволюции человека, материальные и культурные корни, из которых человек выростал [вырастал], его первые основополагающие открытия. В нашем распоряжении имеются материалы двух родов: антропологические и археологические находки, проливающие свет на образ жизни доисторического охотничьего общества, на физическое и культурное развитие первобытного человека, и этнографические данные о современных примитивных народах, ещё сегодня живущих (или ещё недавно живших) жизнью охотников и собирателей.
В нашей книге рассматриваются главным образом антропологические и археологические находки, имеющие отношение прежде всего к физическому развитию человека, начиная с его ранних гоминоидных предков и кончая человеком современного типа. Что же касается культурного развития человека, то нами были рассмотрены находки, иллюстрирующие технологию, жилища и искусство раннекаменного века. В прошлом в подобной литературе преобладали главным образом европейские находки, так как именно в Европе проводилось более всего раскопочных работ, вследствие чего подавляющее большинство находок относилось к этой сравнительно небольшой территории. Но по мере расширения масштабов исследований появлялись всё новые важные открытия, сделанные на других континентах и доказывающие, что в доисторическом прошлом жизнь человека не ограничивалась территорией Европы и что его развитие проходило одновременно в различных областях земного шара. Поэтому мы включили в свое изложение и последние находки из Восточной Европы, Африки (особенно её восточных районов), Сибири, Южной Америки и Австралии. Эти новые находки в корне изменили существующие представления о раннем физическом и культурном развитии человека, показали, что такие обширные континенты, как Австралия или Америка, были обжиты человеком гораздо раньше, чем мы это полагали, и что многие области (например, район Берингова моря с прилежащей сушей, Приполярье или тропики) человек не посещал как временный визитёр, но жил там постоянно веками. Резкие изменения во внешности людей или в культурном инвентаре раньше объяснялись частыми переселениями и сменой поколений. Сегодня нам известно, что переселение целых популяций с точки зрения биологического и культурного развития человека имело меньшее значение, чем мы себе представляли. В некоторых публикациях, предназначенных для широкой общественности, всё ещё иногда делаются попытки представить предка человека как существо, от которого хотя и произошли человек и современные человекообразные, но которое всё же не было обезьяной в собственном смысле слова. Возможно, это своеобразные отзвуки того яростного сопротивления, с которым столкнулись в прошлом веке научные взгляды Дарвина и Гексли. Ещё и сегодня далеко не все готовы безоговорочно принять доказательные и достаточно красноречивые материалы палеоантропологических исследований. Сегодня в распоряжении науки находятся данные о примитивных антропоидных обезьянах третичного периода, имеющих прямое отношение к общим предкам человека и современных человекообразных. У обезьян Старого Света много общих с людьми анатомических признаков, а их общественная организация и поведение ясно говорят о связи с той гоминоидной эволюционной ветвью, от которой впоследствии произошли собственно гоминиды и род Homo. Таким образом, нам не остается ничего другого, кроме как признать объективную действительность и принять в свою родословную обезьяньего предка. О культурном развитии человека у непосвящённого читателя обычно также бывает искажённое представление. Охотников на медведей, мамон- тов или оленей, людей раннекаменного века многие представляют себе как «примитивов»; ещё совсем недавно даже специальная литература описывала неандертальца как неполноценную боковую эволюционную ветвь. Эти представления отразились и в многочисленных попытках реконструировать его внешний вид: на таких реконструкциаях [реконструкциях] неандерталец неизменно выглядел как умственно неполноценный индивид. Но неполноценный неандерталец вряд ли вышел бы победителем в борьбе за существование в условиях ледникового периода, вряд ли был бы способен на дальнейшее развитие. Ископаемые находки показывают, что у неандертальцев была своя система представлений, своё мышление ведь они уже хоронили умерших сородичей, пользовались красной краской и строили сложные жилища. Позднепалеолитические охотники вне всяких сомнений уже располагали развитой культурой с довольно сложной структурой. Следует помнить, что археологические находки всего лишь ничтожная часть предметов, которыми пользовались охотники и собиратели. Не сохранились изделия из дерева и кожи, из коры и растительных волокон (например, различные лыковые верёвки или корзинки), не сохранились и рыболовные садки, сплетённые из лозы; даже многие костяные изделия разложились в неблагоприятной среде — в глине. Что останется в земле через тысячу лет от богатой культуры эскимосов? Что останется от богатого искусства австралийских аборигенов, памятники которого в основном нарисованы на коре или дереве? Некоторые рисунки, выполненные острым предметом на глине, австралийцы сами стирают сразу же после окончания обряда. Результаты последних исследований, проводимых с привлечением самых современных методов, однозначно показывают, что ни общественная жизнь древних охотников, ни их технология не были примитивными. Наоборот, технология обработки кости и художественные изделия свидетелствуют [свидетельствуют] о замечательной технической сноровке и о поистине гениальной художественной фантазии. Художник, создавший фрески Альтамиры и Ляско, был несомненно Микельанджело своего времени. Таким образом, мы видим, что человеческий гений никак не зависит от технического уровня нашей цивилизации.
В течение последних 150-200 тысяч лет на Земле живёт один-единственный человеческий вид — Homo sapiens. К этому виду относились все без исключения популяции среднего и позднего палеолита, как и все последующие популяции вплоть до современной, и все они вносили свой вклад в дело общечеловеческого развития. Конечно, культурное развитие не везде проходило одинаковыми темпами и по одной колее. Оно распадается на несколько нечётко ограниченных и сильно различающихся областей. Но везде в равной степени проявилась бесконечная адаптабильность человечества, которая наряду с другими факторами обусловила его успешное развитие на всех континентах. Поэтому сегодня, когда контакты между различными, до недавнего времени изолированными популяциями приобретают невиданную ранее интенсивность, когда массовый обмен информацией ведёт к становлению единой общемировой культуры и цивилизации, на основании изучения нашего прошлого мы можем смело заявить, что на Земле никогда не существовало ни одной популяции людей (включая те, которые ещё недавно считались крайне примитивными), которой можно было бы отказать в ее вкладе в дело общечеловеческого прогресса. Если нашей книге удалось убедить, читателя в правильности такой точки зрения, то можно считать, что она выполнила своё назначение.
наверх |