главная страница / библиотека / обновления библиотеки / оглавление книги
Р.Ф. ИтсЗолотые мечи и колодки невольников.// М.: 1975. 219 с. («Культура народов Востока»).
Предисловие.
В истории Восточной и Юго-Восточной Азии особое место должно быть отведено истории того района, который охватывает современную провинцию Юньнань, примыкающие к ней южные части провинции Сычуань и западные провинции КНР — Гуйчжоу и Тибет, который непосредственно соприкасается с Вьетнамом, Лаосом и Бирмой. Здесь происходило культурное и этническое формирование основных тибето-бирманских народов, создавших в начале I тысячелетия до нашей эры царства Ба и Шу с самобытной культурой, а в раннем средневековье — государство Наньчжао — Дали (распространявшее свою власть на северные районы Юго-Восточной Азии).
В наши дни этот район КНР отличается пестрым национальным составом, переплетением различных культурных традиций. Культура народов этого района испытывала влияние, по крайней мере, трёх очагов цивилизации — среднецентральноазиатского, китайского и индийского.
В 50-х годах XX в. два важных открытия привлекли особое внимание к историческим судьбам народов этого района. Первое было связано с результатами полевых этнографических исследований в прежде недоступном Ляншаньском округе, где обитает народность носу (легендарная «страна независимых лоло»), второе — с археологическими раскопками могильника Шичжайшань, датируемого IV в. до н.э. — I в. н.э.
В результате этих открытий было обнаружено существование у ляншаньских носу своеобразного социального строя, сохранявшего архаические пережитки рабовладельческого способа производства, и вещественное подтверждение существования в пределах современной провинции Юньнань царства Дянь, о котором упоминают китайские исторические хроники «Исторические записки» («Шицзи») и «История Ранней Хань» («Цяньханьшу»). За лапидарными строками хроникальных записей «Цяньханьшу» можно представить своеобразную и самобытную культуру, явившуюся связующим звеном между культурами древних царств Ба и Шу и раннесредневековым Наньчжао.
До открытия могильника Шичжайшань, насчитывающего пятьдесят захоронений, было известно, что где-то в пределах современной провинции Юньнань в конце I тысячелетия до н.э. существовало царство Дянь — одно из многочисленных царств, окружавших территорию расселения древних ханьцев, царств, возникавших и исчезавших на страницах древних летописей довольно часто, но характеристика их реального положения оставалась, как правило, за пределами авторского текста хроники.
Согласно сведениям, изложенным китайским историком Сыма Цянем (145-86 гг. до н.э.) в «Шицзи», о царстве Дянь было известно следующее: в годы правления чуского Вэй-вана (339-328 гг. до н.э.) в пределы современных провинций Юньнань и Сычуань была отправлена военная экспедиция во главе с младшим братом чуского вана Чжуанцзяо; Чжуанцзяо разгромил Ба, захватил Цяньчжун, достиг пределов Дяньчи, но до Сычуани (Шу) не дошёл. Далее в «Шицзи» оказано, что в то время как Чжуанцзяо должен был «возвратиться с докладом [в Чу], Цинь атаковала и захватила чуские области Ба, Цяньчжун, и [для Чжуанцзяо] путь был преграждён. Поэтому [Чжуанцзяо] пришлось вернуться в [Дяньчи]. Опираясь на своих людей, он стал ваном Дянь, изменил свои привычные одеяния и обычая на их [дяньцев], чтобы править [ими]». По этому сообщению, царство Дянь своим существованием обязано чужестранцу — чусцу Чжуанцзяо. Вряд ли отсутствие внутренних дяньских условий для такого социального и этнического единения могло принудить чусцев растворяться в дяньской среде. Дяньцы, согласно древним летописям, входили в состав тех этнических групп, которые получили названия «синаньи» и «мимо».
Во вступительном тексте Сыма Цяня о синаньи есть некоторые подробности, которые в связи с археологическими раскопками также приобрели особое значение. Говоря о царствах Елан, Дянь и Цюнду как о самых крупных политических объединениях синаньи, Сыма Цянь подчёркивает, что население этих царств связывает в пук волосы на макушке, занимается хлебопашеством, имеет свои постоянные поселения, в то время как жители областей Сэй и Куньмин носят длинные волосы до плеч, иногда заплетая волосы в косы; они скотоводы-кочевники, не имеют постоянного жилья, у них нет вождей-правителей.
Согласно комментариям древнего текста упоминаемые царства и области размещались в пределах современных уездов Тунсинь, Куньмин, Сичан, Дали провинций Гуйчжоу, Сычуань и Юньнань. Раскопки здесь проводились в четыре сезона. Первые два сезона пришлись на 1955-1957 гг., третий — на 1958 г. и четвёртый — на 1960 г. Итоги первых трёх сезонов были обобщены как в юбилейном издании китайских археологов, так и наиболее полно в специальной публикации — отчётном докладе археологов, открывших данный могильник (раскопки 1955-1957 гг.).
Выдающееся значение шичжайшаньского материала для этнической и социальной истории тех древних народов, которые предположительно генетически связаны, с одной стороны, с более ранними басцами, с другой — с современными ицзу (носу), определяется ещё и тем, что находка в могиле № 6 золотой печати с китайским текстом — «печать вана Дянь» — в первые два сезона и бронзовой печати с несколько иным, но аналогичным по смыслу текстом а могиле № 36 в четвёртый сезон позволяет привязать археологический материал к конкретному историческому свидетельству. Золотая печать, о подношении которой правителю Дянь ханьским двором говорится у Сыма Цяня, бесспорно, доказывает, что шичжайшаньский могильник — памятник дяньской культуры.
К 1975 г. непосредственно в Шичжайшане раскопано 50 могил, в том числе могилы правителя — вана Дянь, его супруги, сородичей и представителей низших слоёв общества. Находки датированы концом периода Чжаньго (IV в. до н.э. — время создания «государства Чжуанпзяо») — началом периода Восточной Хань (I в. н.э.). За столь длительный отрезок времени культура дяньцев претерпела некоторые изменения, и все обнаруженные захоронения хронологически разделены археологами на три типа.
Весь археологический материал могильника Шичжайшань насчитывает свыше 4200 предметов: бронзовые барабаны, сосуды, колокола, зеркала, статуэтки, железное и бронзовое оружие, орудия труда из бронзы и железа, лаковые изделия, ханьские деньги, золотые изделия, различные керамические сосуды и поделки, каменные орудия труда, украшения из агата, яшмы, перламутра, золота и серебра. За очень небольшим исключением (зеркала, монеты), вся бронза Шичжайшаня — местного производства, высококачественная. Изделия из неё украшены либо великолепным гравированным орнаментом или рисункам, либо литыми скульптурами. И рисунки и скульптуры выполнены в реалистической манере, с передачей многих подробностей этнографического характера в изображении людей, окружающей их обстановки. Могильник Шичжайшань на протяжении всего многовекового периода, представленного тремя типами дяньских захоронений, даёт оригинальную, самобытную по своему происхождению и характеру культуру. Самые богатые могилы (за исключением могилы № 23), которые были вскрыты в первые два сезона, расположены в центре могильника. К ним относятся могилы № 3, 4, 6, 7, 10, 13. Захоронения, раскопанные в третий и четвёртый сезоны, расположены на север, запад и восток от этой аристократической части кладбища.
Могила № 23, обнаруженная в третий сезон, уникальна. Среди предметов, найденных в ней (в количестве 200), не только украшения и изделия из бронзы (сосуды, браслеты, зеркала, крючки), но и лаковые шкатулки, столики, чашки и т.п., инкрустированные золотом и серебром. Археолог Ли Цзя-жуй высказывает предположение, что эта могила, видимо, принадлежала супруге вана, которая (учитывая аналогию лаковым изделиям из чуских могил Чанша) была по происхождению ханькой, отданной ханьским двором в жёны дяньскому правителю.
Почти половина всех находок из могильника приходится на изделия из бронзы (свыше 2000 предметов), 47 предметов являются изделиями из железа и 81 — из железа и бронзы, соединённых вместе (например, кинжалы с бронзовыми рукоятями и железными клинками и пр.), технология соединения которых нам неизвестна.
Многие бронзовые орудия украшены гравированными рисунками или орнаментом. Такие украшения могут натолкнуть на мысль, что вообще данные орудия вряд ли предназначались для земледельческих и иных работ (хотя их размеры обычны), а скорее всего были специально изготовлены для погребального ритуала. Однако тщательное изучение рабочих краёв всех орудий: и лемехов, и мотыг, и лопат, и топоров показывает, что в большинстве случаев на них есть повреждения — износ орудия, бывшего в работе. Такой износ есть на орудиях с орнаментом и с гравированными рисунками, найденных преимущественно в могиле № 13. По количеству предметов могила № 13 превосходит могилу № 6, где была обнаружена золотая печать вана. Хронологически могила № 13 предшествует могиле № 6, и, по всей вероятности, в ней, также был погребён ван.
Земледелие не было единственным занятием дяньцев. По многочисленным рисункам на утвари и оружии и скульптурам, найденным в могильнике Шичжайшань, а также по сообщениям письменных источников *, [сноска: * В разделе о синаньи «Хоуханьшу» сказано: «Ван [царства] Дянь является потомком Чжуанцзяо. Во второй год Юаньфэн (109 г. до н.э.) У-ди покорил его, взял его земли и превратил их в округ Ичжоу... В этом округе есть озеро окружностью 200 ли, оно глубоко и широко, нет мелководья и узкой протоки, зовётся озером Дянь. Берега рек ровные, открытые. Много горных серых попугаев; есть в избытке солёные озера, достаточно пашни и рыбы; богатство измеряется золотом, серебром и скотом...».] можно с большой долей вероятности говорить о значительной роли скотоводства. Больше всего дяньцы разводили быков и буйволов, которых использовали как тягло и в культовых целях. Авторы раскопок обращают внимание на фиксацию в шичжайшаньской бронзе ритуальных шестов перед домами с буйволиными черепами и на изображение сцены из дяньского обряда «заклания быка». Обряд этот заключается в том, что корову, быка или буйвола гнали из селения через узкий проход в стене (окружающей деревню) и убивали для жертвоприношения. Несомненно, что скотоводство и коневодство были важной частью дяньского хозяйства.
Орнамент или гравированный рисунок украшал не только орудия труда, но в ещё большей степени оружие. Дяньское бронзовое оружие представлено боевыми топорами — клевцами (гэ), копьями, мечами, алебардами, боевыми клювами и т.д. На тыльной стороне рукоятей, втулок, оснований наконечников чаще всего присутствуют миниатюрные скульптуры из литой бронзы, изображающие птиц и животных, людей и небесные светила; на лезвиях мечей — гравированный рисунок, передающий, как правило, тигра, леопарда, змею, дракона, иногда битву человека с тигром и т.п.
На двух мечах обнаружена сюжетная сцена — борьба человека, которому помогает обезьяна, с тигром. Здесь человек изображён с характерной причёской — волосы связаны в пучок (шиньон) и стоят торчком вроде прически в виде рога или «тяньпуса» («вместилище небесного духа») у современных ляншаньских ицзу. Один меч из могилы № 13, другой — из могилы № 6, т.е. из захоронений ванов. Рисунки по стилю отличаются один от другого незначительно, по сюжету они полностью совпадают. Сюжет, очевидно, символичен.
Изображения на дяньском оружии заставляют обратить особое внимание на предметы из захоронений и поселений древних жителей Ба, украшенные традиционными рисунками, передающими изображения тигра, человека, руки, сердца. Возможно, что такая аналогия лишний раз убеждает в справедливости установления этнической связи басцев с создателями царства Дянь.
Чрезвычайно интересна группа музыкальных инструментов, найденных в Шичжайшане, представленная, прежде всего, широко известными в древней и современной этнографии народов Южного Китая бронзовыми барабанами.
Все барабаны дяньцев, за исключением одного, резко отличаются от барабанов из Гуанси, равно как и барабанов из Донг-Шона (Вьетнам). У донгшонских и гуансийских барабанов (а также у одного из шичжайшаньских экземпляров) верхняя плоскость, как правило, совершенно гладкая (скульп- турное изображение лягушек там, где оно имеется, расположено по самому внешнему краю) и несёт либо геометрический орнамент (в Гуанси), либо гравированное изображение лодок с людьми. Верхняя плоскость шичжайшаньских барабанов украшена сценами из повседневной жизни, скульптурными группами людей, совершающих обряд либо исполняющих танец, а также литыми фигурками животных, птиц, рыб, домов и т.д. Совершенно очевидно, что бить по такому барабану нельзя. Если же они всё-таки использовались как барабаны, то, наверное, били по их боковым стенкам, хотя и на них иногда есть одно или два (с разных сторон) скульптурных изображения тигров или леопардов, приготовившихся к прыжку. Найденные в могильнике шестизвучные свирели также украшены литыми скульптурами людей, животных, птиц. В могиле № 6 обнаружено шесть одинаковых по форме, но различающихся по размеру музыкальных колоколов, украшенных гравированными изображениями двух пар драконов. Аналогии таким формам колоколов встречаются в областях, близких к Центральной равнине Китая, но изображения драконов на них нет.
Поразительны четыре бронзовые композиции, изображающие группы танцоров, удивительно точно передающих ритм быстрого танца. В могиле № 13, кроме того, обнаружены бронзовые подвески, воспроизводящие в литой бронзе одна — восьмерых, другая — четверых и третья — двух танцующих людей. Найдено девять крупных, до 50 см высотой, бронзовых статуэток. Из них пять изображают женщин с причёской в форме рога, в длинных платьях, на которых чётко видны вышитые парящие птицы, бабочки, а также фазаны и олени. В ушах женщин серьги. Остальные четыре фигуры изображают мужчин.
В могилах № 3, 6 и 13 найдены три модели жилища, неодинаковые по размерам, но передающие конструктивные особенности строений дяньцев. Дом двухэтажный: верх для жилья, низ для скота. На моделях видны лошади, коровы, свиньи у кормушек. Изображена крытая галерея, на ней пять человек едят, перед ними две пары танцуют, бьют в барабаны, играют на свирелях. В нижнем этаже два быка, две лошади, одна свинья и ещё одна лошадь, привязанная к столбу перед домом. Здесь же лежит человек — должно быть, пастух. Перед домом шест, на нём голова быка. Из окошка верхнего этажа смотрит человек.
В бронзовых моделях детали настолько чётки, что рисуют достоверную картину дяньского жилища, а занятия людей и их одеяния могут дать намёк на существовавшие социаль-
Рис. 2. Бронзовая пиктографическая пластина правителя Дянь. (Могила № 13).Открыть Рис. 2 в новом окне
ные отношения. Аналогичные бытовые и культовые сцены передают и гравированные рисунки на бронзовых предметах Шичжайшаня. Самое меньшее число лиц, изображённых на рисунках, — более десяти, а самое большее — 120.
Бронзовые скульптуры и скульптурные группы, а также гравированные рисунки достаточно чётко представляют дяньское общество высокоразвитым, т.е. уже ушедшим от эпохи первобытного равенства и вступившим в эпоху классового неравенства. В царстве Дянь существовал кастовый строй со строго разграниченными кастами: вождей, жрецов, воинов, а также низшей кастой — недяньцев, к которой относились представители покорённых племён, военнопленные и др.
В этой же связи особое значение приобретает находка в могиле № 13 прямоугольной бронзовой пластины с пиктографическим текстом. Хотя найден лишь верхний конец пластины, но и он представляет собой довольно значительный фрагмент — длина его 42 см, ширина 12,5 см, толщина 0,1 см. На фрагменте сверху вниз четыре поля с гравированными рисунками, отделённые друг от друга орнаментальными полосами.
На первом поле вверху под круглым отверстием в пластине изображён фазан, у его лап плетёный короб, а под хвостом круглая раковина или ручной браслет (возможно, символ солнца), далее (слева на- право), с откинутыми назад косами фигура раба или женщины-рабыни, её руки и голова в колодке, а под ней один кружок; голова быка и под ней семь кружков; голова лошади и под ней два кружка; в нижнем ряду: голова кабана и под ней одна раковина каури (раковины эти встречаются вместе с барабанами в захоронениях); голова леопарда и две раковины; голова барана и два кружка под ней.
На втором поле вверху: рог буйвола с ремнём, сосуд на двух ножках, голова быка; во втором ряду: одна голова с откинутыми назад двумя косами, женщина с такой же причёской и со связанными руками и голова леопарда, а под ней одна раковина.
На третьем поле вверху изображена барабанная колотушка, на рукояти которой вырезаны четыре личины, под ней голова тигра, ниже в левой части отдельная голова с косами и в правой — раб или рабыня с косами, руки и голова — в колодке, рядом с этой фигурой, справа, один кружок.
На четвёртом поле изображены: стан ткацкого станка, шпулька, пояс.
Очевидно, что пластина из могилы № 13 — пиктографическая запись какого-то фискального или торгового делопроизводства. Она даёт представление о лично зависимых — рабах или рабынях (пол только по косам определить трудно), а кружки под ними, как и под домашним скотом, имеют числовое значение; раковины каури имели хождение как мерило стоимости. К таким же выводам приходит и исследователь Линь Шэн, который к тому же отмечает совпадения в пиктографии дяньцев с пиктографическим письмом дунба современных наси, а в предпочтительном изображении священных животных — тигра и леопарда — прослеживает культовые традиции современных ицзу. Вместе с тем Линь Шэн обращает внимание на аналогию дяньскому письму в шумерской, ацтекской и древнеиндийской пиктографиях.
Среди погребального инвентаря всех 50 могил найдено несколько десятков предметов ханьского производства. Это 6 зеркал, 3 печати, 235 монет и 12 керамических сосудов. Ханьские предметы распределяются так: зеркала найдены в могилах № 3, 6, 7, 10, 20; печати — в могилах № 6, 10, 36; 162 монеты — в могиле № 5; 17 монет — в могиле № 8; 3 монеты — в могиле № 13 и остальные монеты — в могилах № 36, 38, 40; все 12 сосудов найдены в могиле № 9, где всего обнаружено 19 предметов. Зеркала, печати, а также связки монет (которые не имели хождения в неханьских районах и воспринимались местным населением как украшения или редкость) были обычными дарами циньских и ханьских императоров «варварским» правителям и послам. Появление ханьской керамики (тип керамики аналогичен керамике района Чанша) в одной и довольно бедной могиле даёт право утверждать, как в случае с могилой № 23, что она недяньского происхождения.
Аналогичный дяньский археологический материал был обнаружен в могильнике Тайбаньшань уезда Аньнин провинции Юньнань. Могильник расположен в 10-12 км от западного края оз. Дяньчи, т.е. в пределах древнего царства Дянь. Впервые археологи открыли его в 1958 г., систематические раскопки были проведены в 1964 г. В могильнике было вскрыто 17 могил первого и второго шичжайшаньского типа.
Все предметы из могильника Тайбаньшань удивительно похожи на шичжайшаньские. По своему качеству и количеству они отличаются от находок в аристократической части могильника Шичжайшань и сближаются с материалом могил четвёртого сезона раскопок в Шичжайшане. Видимо, совершенно правы авторы тайбаньшаньской публикации, считающие, что в уезде Аньнин археологи раскопали могилы низших слоёв дяньского общества.
Археологический материал из Шичжайшаня и Тайбаньшаня показывает, что уровень развития производительных сил в Дянь был достаточно высоким, в обществе существовало разделение труда между земледельцами и скотоводами и, несомненно, наличествовали имущественное неравенство и первоначальный обмен. Изобразительными средствами в скульптуре и рисунках переданы социальные взаимоотношения людей и их духовный мир. В фигурах с колодками на шее трудно не увидеть невольников (т.е., возможно, рабов), а в стремлении подчеркнуть различия в одежде и особенно причёсках между хозяевами и невольниками (в других сценах это пленники или слуги) — не заметить желания авторов скульптур и рисунков отразить реальное этническое многообразие их общества.
Следовательно, говоря о проблемах социальной истории дяньцев, необходимо также уделить внимание тем особенностям в шичжайшаньском материале, которые несут определённую этническую нагрузку. На шичжайшаньских рисунках или скульптуре, изображающих представителя правящего сословия дяньцев (будь то мужчина или женщина), бросается в глаза причёска в виде шиньона — пучка волос, стянутого в узел на макушке. Подчёркиваются и различия в одежде: у дяньца-хозяина поверх обычной одежды имеется накидка, напоминающая южноамериканское шерстяное пончо или шерстяную накидку чарва высшего сословия современных ицзу — носу. Слуг же, невольников и пленных, художники и скульпторы изображают либо с распущенными волосами, ниспадающими на плечи, либо с заплетёнными в косы или уложенными. Одежда подневольных дяньцев — длиннополый распашной халат, напоминающий по покрою чубу современных тибетцев. Нетрудно обратить внимание на поразительную осведомлённость Сыма Цяня о характере причёсок еланцев, дяньцев и цюнду, с одной стороны, и сэй и куньминцев — с другой. Характеризуя этнические группы, древний историк счёл необходимым подчеркнуть именно это различие, которое отражено в дяньских предметах как различие социальное. Можно по-разному относиться к столь, казалось бы, незначительному факту, но несомненное подтверждение археологией письменного источника (подобно случаю с печатью вана) позволяет предполагать, что дяньцы порабощали те группы, которые у Сыма Цяня названы «сэй» и «куньмин», и что социальное расслоение в раннеклассовых обществах этого района совпадало с этническим.
Вернёмся ещё к одному любопытному совпадению письменных сведений с данными дяньской археологии, о котором говорилось в связи с басцами. Речь идёт о многократном повторении на дяньском оружии и в скульптуре мотива борьбы человека с тигром (леопардом). В письменной исторической традиции есть легенды, связанные с баоцами и их потомками — баньшуньмаиями: у Чан Цюя в «Описании стран к югу от гор Хуа» («Хуаянгочжи») и у Фань E в «Истории Ранней Хань». Полный вариант легенды в XIII в. н.э. приводит в своём знаменитом своде «Вэньсянь тункао» Ma Дуань-лин при характеристике древних баньшуньманей: «Во времена циньского Чжао Сян-вана (306-250 гг. до н.э. — Р.И.) был один белый тигр в окрестностях Шу, Ба и Хань (Ханьчжун — в пределах Гуйчжоу. — Р.И.). Он уничтожил свыше тысячи человек. Чжао-ван призвал всех, кто может убить тигра, пообещав отличившемуся дать поселение с десятью тысячами семей. В то время в местности Ланчжун округа Ба варвары Ляо и Чжун убили белого тигра. Чжао-ван не дал им надела, но высек на камне договор-обещание освободить от повинностей варваров (букв.: людей «и». — Р.И.) сто му земли не облагать податью, десять жён не считать [для исчисления налога]; тому, кто поранит человека, — [только] осуждение, тому, кто убьёт,— внести денежный выкуп за убитого. В договоре говорилось: если Цинь оскорбит И, то платит парой жёлтых драконов (возможно, символические золотые изображения. — Р.И.); если И оскорбит Цинь, то — чашей доброго вина. Люди И (иероглиф «и» здесь и выше тот же, что и в сочетании синаньи и в одном из вариантов названия современных ицзу. — Р.И.) были довольны».
Легенда, записанная в «Истории Ранней Хань», несколько отличается от приведённого выше варианта: тигр напал на население Цинь; циньский ван обещал помимо надела большое вознаграждение золотом; имена варваров не приведены. В тексте записано: «В то время в местности Ланчжун округа Ба был варвар, который мог сделать из бамбука самострел. Варвар поднялся на помост и убил [стрелой] белого тигра».
Очевидно, в жизни баньшуньманей, а точнее, басцев, с которыми связана легенда, так как в ранних памятниках баньшуньмани всегда упоминаются как потомки басцев, история борьбы человека с тигром имела существенное значение. Не вина авторов письменных источников, что они, повторяя текст легенды, в течение многих столетий связывали её только с баньшуньманями. Теперь же, ознакомившись с шичжайшаньским материалом, необходимо обратить внимание на символический рисунок на мечах из могил ванов (№ 13 и 6), дающий не только вещественное подтверждение легенды, но и свидетельство того, что она в равной мере имеет отношение к дяньцам, как и к басцам.
От рисунков тигра на энеолитических предметах из Даси к рисункам и скульптурам тигра на оружии басцев и, наконец, до дяньских изображений, воспроизводящих наиболее полно легенду, — таков путь этой символики, позволяющей с учётом всех приводившихся выше аналогий видеть в дяньцах преемников басцев.
Легенда о борьбе с тигром в записи «Истории Ранней Хань» имеет примечательный комментарий, что роды баньшуньманей стали считать себя «убивающими тигра», и это понятие входило даже в наименование некоторых из них. Любопытны интерпретация самоназвания одного из близкородственных ицзу народов — народности лаху — потомки «тигра, съеденного сообща», а также признание древними родами ицзу Мэн и Ахоу своего происхождения от белого тигра или признание его покровительства.
Дяньский археологический материал позволяет представить ход этнической истории в Сычуань-Юньнаньской области у тех древних народов, которые явились предками современных ицзу, следующим: от басцев к дяньцам, а от них к древним ицзу, предкам всей современной языковой группы И. Основываясь на глоттохронологических выводах С.Е. Яхонтова, можно считать, что окончательное разделение данной языковой группы, или обособление ицзу, произошло Рис. 3. Верх бронзового барабана. (Могила № 12).(Открыть Рис. 3 в новом окне)
лишь в X-XI вв. Иными словами, на рубеже нашей эры предки современных ицзу входили в общую этническую группу мимо, в которую входили и дянь, а в первых веках нашей эры они были известны как цуань, потомки которых в VI-VII вв. создали государство Наньчжао, продолжившее культурные и социальные традиции дяньцев. К последнему выводу приходит и Фэн Хань-цзи, специально проанализировавший этнические типы на дяньских рисунках и в скульптурных группах из Шичжайшаня и рассмотревший их генетические связи с последующим населением Юньнани и Сычуани.
Царство Дянь в тех объективных свидетельствах, которые были подробно рассмотрены выше, предстаёт как необычное, самобытное явление в истории мировой цивилизации. Будучи определённым звеном, связавшим культуры древних басцев и средневековых наньчжаосцев, дяньская культура даёт повод к выделению в пределах юга Восточной и севера Юго-Восточной Азии ещё одного древнего очага цивилизации, связанного в далёком прошлом со среднецентральноазнатскими районами (коневодство, воины-всадники, звериный стиль в искусстве и т.п.) и стоящего между индийской и китайской цивилизациями. Дяньский очаг испытывал воздействие последних и сам влиял на них.
Стремясь наиболее полно и достоверно описать историческое прошлое человечества, теперь мы не имеем права забывать о месте царства Дянь в социальной и культурной истории мира и, воспользовавшись всеми археологическими и письменными материалами по истории этого района, эпическими сказаниями и этнографическими данными, попытаемся восстановить историко-культурную хронику дяньцев и их предков.
наверх |
главная страница / библиотека / обновления библиотеки / оглавление книги