● главная страница / библиотека / обновления библиотеки
Р.Ф. ИтсВведение в этнографию.Учебное пособие.// Л.: ЛГУ. 1974. 160 с.
Оглавление
Введение. — 3
Глава I. Этнография и её место в системе общественных наук. — 5Глава II. Этнографические учреждения и издания. — 15Глава III. Понятийный аппарат этнографической науки. — 39Глава IV. Этнографический источник и классификация этносов. — 69Глава V. Хозяйственно-культурные типы народов мира. — 80Глава VI. Основные школы и направления буржуазной этнографии. — 97Глава VII. Советская школа в этнографии. — 118Глава VIII. Этническая карта мира и этнические процессы. — 124
Заключение. — 157Указатель литературы. — 158
Введение. ^
Предлагаемое пособие является учебным курсом, цель которого — ознакомить студентов, специализирующихся по этнографии и этнической антропологии, а также студентов других исторических, философских, географических, психологических и социологических специальностей и специализаций с этнографией как с одной из бурно развивающихся в наши дни научных дисциплин. Определение места этнографии в системе общественных наук, знакомство с её учреждениями и изданиями в глобальном масштабе, с её терминологией, классификацией и систематизацией многообразного и многоликого этнического состава мира составляют главное содержание пособия, носящего характер первичного знакомства с этой специфической отраслью знаний. Значительное место отводится характеристике этнического состава мира, этническим общностям, современным этническим процессам, играющим в ряде крупнейших регионов земли важную политическую роль. Достаточное и специально обобщённое представление даётся о методологии этнографической науки, об основных школах и направлениях в буржуазной этнографии, о марксистско-ленинских основах советской этнографической школы.
В основу предлагаемого учебного пособия положен курс лекций, читаемых на кафедре этнографии и антропологии исторического факультета Ленинградского университета имени А.А. Жданова для студентов, специализирующихся как по этнографии, так и по антропологии. Побудительной причиной подготовки к изданию такого курса явился широкий интерес к этнографии, проявленный студентами университетов и педагогических институтов страны, выражающийся в проведении всесоюзных студенческих этнографических конференций. В решении IX Всесоюзной студенческой этнографической конференции, прошедшей в мае 1972 года в Ленинградском университете и посвящённой пятидесятилетию Союза ССР, было записано пожелание об издании аналогичных учебных пособий, призванных способствовать правильной ориентации студента в сложных проблемах этнографии, науки, изучающей народы мира, их культурное своеобразие, их вклад в мировую цивилизацию.
Автор надеется, что предлагаемое пособие хотя бы в какой-то степени отвечает этим высоким требованиям. Автор считает своим долгом принести благодарность коллективу кафедры этнографии и антропологии ЛГУ имени А.А. Жданова, коллегам — сотрудникам кафедры этнографии МГУ имени М.В. Ломоносова, сотрудникам Института этнографии имени Н.Н. Миклухо-Маклая АН СССР, которые постоянной поддержкой, добрым» советами, практической помощью способствовали написанию учебного пособия «Введение в этнографию».
Заключение. ^
В современном мире не прекращается борьба между силами прогресса и реакции, между марксистско-ленинской идеологией, завоёвывающей умы тружеников Земли, и буржуазной идеологией, стремящейся утвердить навечно капиталистический строй, затушевать классовую борьбу, оправдать социальное неравенство ссылками то ли на врождённые свойства человеческой психики, то ли на национальные, этнические различия.
В росте националистических предрассудков, разъедающих сознание народных масс, отвлекающих их от решения главной задачи — свержения капитализма и установления общества социального и национального равенства, буржуазные идеологи видят сегодня реальную возможность для подрыва международного революционного движения.
С того момента, когда пекинские лидеры, узурпировавшие власть в партии и стране благодаря разгрому партийных и народных комитетов руками одурманенной молодёжи — хунвэйбинов, откровенно встали на путь антисоветизма и антикоммунизма, их шовинистические и националистические концепции оказывают помощь лагерю империализма и реакции.
Проповедью внутри страны великоханьского шовинизма маоисты пытаются воспитать китайский народ в расистском духе. Откровенная поддержка любых антисоветских, антикоммунистических националистических (иногда и реваншистских) течений за рубежом преследует цель формирования под эгидой Пекина антисоветского, антикоммунистического блока. По замыслам маоистов, существование такого блока создаст вновь состояние напряжённости в мире, поставит человечество на грань войны, которая (если она произойдёт) позволит «великому кормчему» решить историческую задачу установления мирового господства маоистского Китая.
В такой ситуации очевидна политическая сложность, актуальность и важность правильного решения национальных и этнических проблем в мире. Настоятельно необходима большая работа, посвящённая объективному анализу хода этнической исто- рии. Такая работа выбьет из рук противников братства, равенства и дружбы народов их националистические, шовинистические и расистские аргументы.
В этих условиях долг этнографов-марксистов — рассказать правду каждому народу о его историческом прошлом, о его вкладе в мировую цивилизацию; об исконных взаимоотношениях культур, которые обогащали друг друга, способствовали прогрессу всего человечества.
Большие задачи стоят перед советской этнографией в деле изучения современных этнических процессов в СССР, происходящих в условиях уже сложившейся новой исторической общности людей — советского народа.
Успешное решение национального вопроса в нашей стране — пример убедительной притягательной силы и именно поэтому антисоветчики всех мастей стремятся оболгать, опорочить наш великий союз равноправных народов-братьев.
Рассказать о значении этнографии в системе общественных наук, предмете её исследований, методах и терминологии, о её важных и ответственных задачах, решаемых для людей и во имя людей; о разнообразии языковой и этнической, хозяйственной и культурной картине мира — такова была цель «Введения в этнографию». Указатель литературы. ^
Маркс К. Конспект книги Л.Г. Моргана «Древнее общество». Архив Маркса и Энгельса, т. IX. М., 1941, с. 1-192.Маркс К. Формы, предшествующие капиталистическому производству. — «Вестник древней истории», 1940, №1, с. 8-26.Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. — К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 21, с. 23-178.Ленин В.И. Критические заметки по национальному вопросу. — Полн. собр. соч., т. 24, с. 113-150.Ленин В.И. О национальной гордости великороссов. — Полн. собр. соч., т. 26, с. 106-110.Ленин В.И. О государстве. — Полн. собр. соч., т. 39, с. 64-84.Брежнев Л.И. О пятидесятилетии Союза Советских Социалистических Республик. Доклад на совместном торжественном заседании Центрального Комитета КПСС, Верховного Совета СССР и Верховного Совета РСФСР в Кремлёвском Дворце Съездов. М., 1972. 64 с.Атлас народов мира. Под ред. С.И. Брука и В.С. Апенченко. М., 1964. 184 с.Аверкиева Ю.П. Неоэволюционизм, релятивизм, расизм. — В кн.: Расы и народы, вып. 1, 1971. М., 1971, с. 34-45.Алексеев В.П., Монгайт А.Л., Першиц А.И. История первобытного общества. М., 1974, 223 с.Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. М., 1973. 283 с.Бромлей Ю.В. Этнография на современном этапе. — «Коммунист», 1974, №16, с. 62-73.Громов Г.Г. Методика полевых этнографических исследований, М., 1967, 118 с.Козлов В.И. Динамика численности населения, М., 1969. 407 с.Левин М.Г., Чебоксаров Н.Н. Хозяйственно-культурные типы и историко-этнографические области. — «Советская этнография», 1955, №4, с. 3-17.Основы этнографии. Под ред. С.А. Токарева. М., 1968. 358 с.Потехин И.И., Ольдерогге Д.А. Функциональная школа в этнографии. — В кн.: Англо-американская этнография на службе империализма, М., 1951, с. 41-66.Токарев С.А. Религия в истории народов мира. М., 1965. 623 с. [см. переиздание]Токарев С.А. История русской этнографии. М., 1966. 453 с.Чебоксаров Н.Н., Чебоксарова И.А. Народы, расы, культуры. М., 1971. 256 с.Этнологические исследования за рубежом. Критические очерки. М., 1973. 232 с.
наверх |