● главная страница / библиотека / обновления библиотеки
Н.А. ИофанКультура древней Японии.// М.: ГРВЛ. 1974. 264 с.
Содержание
Предисловие. — 3
Часть I. Протояпонская культура и становление культуры Японии. — 6Неолит и энеолит — культура дзёмон и яёй. — 6Становление японской культуры. Образование родо-племенных союзов на островах Кюсю и в Кинай. — 22Культура и искусство бронзовых колоколов дотаку. — 25Первое японское государство Ямато и его культура. — 35
Часть II. Культура Японии периода перехода от древности к средневековью и раннего средневековья (VI-VIII вв.). — 84Реформа Тайка и её роль в истории культуры японского общества VI-VII вв. — 84Мифология, религия и литература раннего средневековья. — 105Архитектура VI-VIII вв. — 113Скульптура и живопись. — 150Театр и музыка. — 203
Заключение. — 245
Краткая библиография. — 247Указатель. — 251
Заключение. ^
Прежде всего необходимо отметить, что ещё на стадии протокультуры развитие японской культуры происходит ускоренными темпами, испытывая сильное влияние чужеземной культуры. Непрерывный приток стадиально и этнически различных культур активизирует процесс становления японской культуры, в основе которой лежит весьма сложный сплав культур японского энеолита и эпохи бронзы со свойственными им динамикой и гибкостью, способностью плодотворно взаимодействовать с другими культурами и неуклонно отбирать и накапливать материал.
Существенно важно также и то обстоятельство, что Япония в древности и в средние века не испытывала сокрушительных варварских нашествий. После распространения буддизма процесс формирования и накопления традиций в культуре Японии не прерывался. Изменилось русло, в котором происходил этот процесс. Непрерывность культурных традиций обусловлена также и тем, что чужеземная культура в VII-VIII вв. почти не проникала в японскую провинцию. Кроме того, жизнь китаизированной столицы Нара течёт в окружении местной японской стихии — местных культурных традиций и обычаев. Может быть, поэтому так быстро и успешно идёт преодоление культурных заимствований. Следует подчеркнуть, что культура танской столицы Чанъани, ставшей в начале VIII в. одним из главных центров, из которых происходило заимствование, в свою очередь, представляла продукт очень сложного переплетения культур собственно ханьской и народов Центральной Азии, стадиально и этнически значительно отличавшихся друг от друга. Таким образом, через танский Китай Япония открыла для себя необозримо огромный мир культуры многих древних народов Центральной и Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока.
Активность культурного заимствования и отбора облегчалась, возможно, достаточной свободой и широтой выбора элементов внутри культуры, импортируемой из Китая. Та- кого рода явления наблюдаются уже на раннем этапе распространения буддизма на примере культового искусства VII в. Стадиальная зрелость культуры Японии заключается не только в её восприимчивости, но и в способности отбора и преодоления чужеземных влияний. Японская культура демонстрирует эту способность даже в пору усиленного проповедью буддизма притока заморской культуры в VII-VIII вв. Интенсивность процесса заимствования, отбора, преодоления чужой и созидания своей культуры в VII-VIII вв. подготовили и ускорили синтез японского средневекового искусства и блестящий расцвет средневековой культуры периода Хэйан.
наверх |