А.М. Илюшин
Курганы поздних кочевников близ устья Ура.
Оглавление
Глава 1. Описание памятника и результатов раскопок. — 6
Глава 2. Суммарная характеристика источника. — 24
Глава 3. Датировка могил, курганов и памятника. — 48
Глава 4. Социокультурный анализ и интерпретация артефактов. — 71
Библиографический список и архивные материалы. — 98
Список сокращений. — 108
Приложение 1. Альбом рисунков и фотографий по результатам раскопок курганной группы Конево [Рис. 1-57, Фото 1-47]. — 109
Приложение 2. М.П. Рыкун. Результаты предварительного определения костных антропологических материалов из курганной группы Конево (коллекция 242 КА ТГУ). — 170
Приложение 3. С.А. Пилипенко. Результаты исследования берестяных конструкций из курганной группы Конево. — 176
Summary. — 185
Введение. ^
Настоящее издание продолжает серию монографий по публикации и исследованию материалов раскопок Кузнецкой комплексной археолого-этнографической экспедиции (ККАЭЭ), которая работает на территории Кемеровской области с 1988 года. За эти годы были опубликованы монографии «Могильник Сапогово — памятник древнетюркской эпохи в Кузнецкой котловине» (Новосибирск, 1992), «Аварийные раскопки курганов близ с. Сапогово» (Кемерово, 1995), «Курган-кладбище в долине р. Касьмы как источник по средневековой истории Кузнецкой котловины» (Кемерово, 1997), «Население Кузнецкой котловины в период развитого средневековья (по материалам раскопок курганного могильника Торопово-1)» (Кемерово, 1998). Это позволило ввести в широкий научный оборот новые источники по археологии Кузнецкой котловины двух различных исторических периодов — поздней бронзы и средневековья. Когда вышло первое издание, у всех сотрудников ККАЭЭ сложилось единое мнение о необходимости оперативного введения новой накопленной информации в широкий научный оборот, и с этой целью была задумана серия «Труды ККАЭЭ», в числе которой и оказались последние три монографии. Публикации этой серии позволили поднять в Кузбассе на более высокий качественный уровень такое направление науки, как археологическое источниковедение. Были выработаны единые критерии и подходы при классификации и систематизации археологических источников, что послужило началом для создания единого информационного банка археологических данных, сведения которого можно использовать для исторических исследований, как для локальной территории Кузнецкой котловины, так и для других регионов Северной и Центральной Азии.
С момента выхода последней работы из серии «Труды ККАЭЭ» уже прошло более 10 лет, и за это время в экспедиционных архивах накопилось много новой информации, которая ждёт своей публикации и востребована в широкой научной, культурной и образовательной аудитории. Однако проблемы субъективного и объективного характера, отсутствие средств и возможностей постоянно создавали препятствия для публикации практически уже готовых томов издания. Поэтому, издавая этот очередной труд, питаем надежду, что в последующем и другие тома этой серии «увидят свет».
Целью настоящего монографического исследования является полная публикация и историческая интерпретация материалов археологических раскопок курганной группы Конево, которая представляет собой объект историко-культурного наследия кочевников позднего средневековья. Она
(3/4)
расположена в центральной части Кузнецкой котловины, в долине нижнего течения р. Ур. Для выполнения этой цели будут решены конкретные задачи, в числе которых — описание результатов раскопок с фиксацией результатов полевых исследований и приложением из чертежей, рисунков и фотографий, классификация элементов погребального обряда и инвентаря и их сравнительный анализ, исследование вопросов хронологии и этнокультурной принадлежности этого памятника. Подвергнутся изучению вопросы социальной структуры, мировоззрения, а также специфические этнокультурные черты погребально-поминального обряда населения, оставившего нам в наследие этот уникальный памятник истории и культуры.
Курганная группа Конево была раскопана ККАЭЭ за два полевых сезона в 2003 и 2004 годах. Руководил работой экспедиции директор Гуманитарного научного центра КузГТУ A.M. Илюшин, а из числа сотрудников в полевых исследованиях этого памятника принимали участие В.А. Борисов, М.Г. Сулейменов, B.C. Роговских. Посильную помощь ККАЭЭ в организации и проведении экстренных аварийных раскопок курганной группы Конево в 2003 году оказали глава Ивановской сельской администрации Беловского района В.А. Сопронов, а также жители деревень Конево и Калинкино. В раскопках принимали участие школьники и студенты городов Кемерово, Новокузнецка и Гурьевска. Особой благодарности заслуживает коллектив подростков города Гурьевска — Новиков Стас, Колегов Александр, Едаменко Данил, Зайцев Евгений, Аксимичева Ника, Кузнецов Эдик, Опарин Максим, Валеев Алексей, Борисова Александра. Эти наши друзья и помощники, вместе со своим руководителем Виктором Александровичем Борисовым, в августе 2003 года, узнав о катастрофическом положении памятника и вняв нашим просьбам, в период своих каникул и отпусков самоотверженно и безвозмездно работали на раскопках курганов №№1-3, спасая историко-культурное наследие своего родного края.
Коллекция находок после камеральной обработки вместе с научным отчётом и фотографиями была передана на хранение и экспонирование в историко-краеведческий музей города Белово Кемеровской области. Палеоантропологическая коллекция, сформированная по результатам раскопок памятника, была передана на хранение и изучение в кабинет антропологии Томского государственного университета.
Рисунки, чертежи и фотографии, представленные в первом приложении, были выполнены A.M. Илюшиным. В подготовке и проведении экспедиционных исследований, научных отчётов о результатах раскопок, камеральной и частично научной обработке материалов публикуемого памятника принимали участие лаборанты и старший научный сотрудник Гуманитарного научного центра КузГТУ — Дмитрий Кузнецов, Денис Дарбинян, Александр Редкозубов и Марат Гариффулович Сулейменов. Половозрастные определения были выполнены заведующей антропологическим кабинетом Томского государственного университета М.П. Рыкун.
(4/5)
Автор выражает искреннюю признательность и благодарность всем, кто вложил свой труд и оказал помощь в организации и проведении аварийных раскопок уникального памятника истории и культуры поздних кочевников и подготовке к печати рукописи монографии, предлагаемой Вам для прочтения.
Заключение. ^
Завершая монографическое исследование, можно констатировать, что главная цель достигнута. В широкий научный оборот введены новые материалы археологических раскопок курганной группы Конево, которая представляет собой объект историко-культурного наследия кочевников позднего средневековья на территории Кузнецкой котловины. Новые материалы археологических раскопок на курганной группе Конево описаны в первой главе и представлены в трёх приложениях. В первом приложении представлены чертежи, рисунки и фотографии раскопанных объектов и артефактов, найденных в них. Во втором приложении, выполненном М.П. Рыкун, представлены предварительные результаты определения костных антропологических останков. В третьем приложении, выполненном С.А. Пилипенко, представлены результаты исследования берестяных погребальных конструкций из курганной группы Конево.
Новые материалы были не только опубликованы, но и подвергнуты аналитическому исследованию. На первичной стадии анализа была проведена классификация элементов погребального обряда и инвентаря. В результате этой работы были выявлены 189 типов разновидностей разнообразных артефактов и элементов погребального обряда. Сравнительный анализ этих данных позволил исследовать вопрос о хронологии могил, погребально-поминальных комплексов и памятника в целом. Датировка курганной группы Конево рубежом XII-XIII вв. н.э. позволила обозначить новую проблему, которая связана с культурно-исторической интерпретацией опубликованных материалов.
Специальному изучению подвергся вопрос социальной структуры общества, сооружавшего коневские курганы. Использовались статистико-комбинаторные методы для характеристики и сравнительного анализа типов предметов погребального инвентаря и типов-признаков погребального обряда. В результате чего был сделан вывод о большой индивидуальности исследуемых материалов на уровне погребений и курганов. Это свидетельствует о том, что этническая группа, оставившая нам в наследие этот памятник, представляла собой интегрированный комплекс различных культур той эпохи, который находился на стадии формирования традиционных черт. Вероятно, население, оставившее для потомков этот памятник, представляло собой единство разных социальных и этнографических групп, которые находились на ранней стадии объединения и являлись носителями своих этнокультурных традиций. По логике интегрированный союз этнографических групп должен представлять собой такую социальную единицу, как племя. Однако незначительное количество населения, зафиксиро-
(96/97)
ванное в Конево, позволяет высказать гипотезу, что этот погребальный памятник принадлежал большой семье в 2-3 поколениях (аулу по историческим сведениям или сеоку по этнографическим материалам), которая могла стоять во главе рода. Под насыпями курганов и во рву наряду с погребениями кыпчаков — представителей господствующей этнографической группы были погребены представители других этнографических групп, связанные с первыми брачными и социально-экономическими отношениями. Об этом же свидетельствуют предварительные данные антропологического исследования, которые указывают на наличие в составе погребённых представителей европеоидной и монголоидной расы, что требует специального изучения.
На основе изучения погребально-поминального обряда и предметов культового назначения исследовался вопрос о мировоззрении, что позволило сделать вывод о наличии язычества и шаманизма у населения, сооружавшего коневские курганы. При этом отмечено, что мировоззрение этнической группы, сооружавшей этот памятник на рубеже двух историко-культурных эпох, находилось в состоянии внутренней эволюции, направленной на трансформацию картины мира и принципов мышления.
Было проведено этнокультурное исследование новых материалов, которые были интерпретированы как свидетельства проживания одной из этнических групп кыпчаков, пришлых на рубеже XII-XIII вв. н.э. в Кузнецкую котловину. Это позволило выделить специфические этнокультурные черты погребально-поминального обряда населения, оставившего нам в наследие этот уникальный памятник истории и культуры. В их числе: большая земляная насыпь округлой формы, расположенная внутри сакрального пространства, оконтуренного подчетырёхугольным рвом с входом-перемычкой в СВ стороне; грунтовые могильные ямы с приступками и подбоями; в подбоях погребены люди в вытянутом положении на спине, ориентированные головой на ВСВ; в ногах погребённых размещены курдючные позвонки барана; взнузданные шкуры лошадей (черепа и кости ног, отчленённые по третий сустав) располагались на приступках слева от женщин и справа от мужчин и были ориентированы головой на ЗЮЗ; в могилах присутствуют остатки сёдел и предметов конской экипировки для верховой езды.
В целом, оценивая особое значение новых материалов, необходимо отметить их пограничное расположение между политическим господством тюркской и монгольской кочевых культур на хронологической шкале, что позволяет наглядно представить процесс взаимоотношения этих культур на северной периферии Саяно-Алтая в это время.
|