[ коллективная монография ]
История Китая с древнейших времён до начала XXI века.
В 10 т. Ин-т дальнего Востока РАН. Гл.ред. С.Л. Тихвинский.
// М.: «Восточная литература». 2013-... ISBN 978-5-02-036530-8
• 1 • 2 • 3 • 4 • 5 • 6 • 7 • 8 • 9 • 10 •
[ Данные ещё не изданных томов приводятся по предисловию к т. I. ]
Отв.ред. А.П. Деревянко.
// М.: «Восточная литература». 2016. 976 с., 16 л. цв.вкл. ISBN 978-5-02-036576-6 ^
[ аннотация: ]
Первый том «Истории Китая с древнейших времён до начала XXI века», трактующий разнообразный круг проблем, связанных со становлением современного человека как биологического вида, началом его орудийной деятельности, адаптацией ранних человеческих коллективов к меняющейся природной среде огромного региона Восточной Азии, находится на грани взаимодействия наук о природе и гуманитарных знаний. Соединение археологических данных со сведениями исторических документов позволяет верифицировать многие моменты ранней истории китайской государственности, сложного хода исторического процесса, превратившего разрозненные коллективы земледельческого населения Северного и Южного Китая в единую демографическую структуру, способную с одинаковой степенью устойчивости переживать как яркие взлёты, так и периоды упадка, перемежавшиеся в развитии страны на протяжении тысячелетий.
|
Отв.ред. Л.С. Переломов.
// М.: «Восточная литература». 2013. 688 с., 12 л. цв.вкл. ISBN 978-5-02-036531-5 ^
[ аннотация: ]
Второй том «Истории Китая с древнейших времён до начала XXI века» посвящён трём периодам, которые занимают особое место в истории Китая, поскольку именно в эти столетия были заложены основы китайской цивилизации. В период Чжаньго (Борющихся царств, V-III вв. до н.э.), известный как «золотой век» китайской философской и юридической мысли, выделились две этико-политические школы, предлагавшие различные модели общественного и государственного устройства: «народ для государства» (легисты) или «государство для народа» (конфуцианцы). Победа легистов ознаменовалась объединением страны и созданием империи Цинь (221-207 гг. до н.э.). Создатель империи Цинь Шихуан провёл ряд экономических и политических реформ, однако непомерная эксплуатация народа и жестокие законы вызвали многочисленные восстания, которые способствовали краху империи. Основатели новой династии Хань извлекли из истории империи Цинь уроки. В период Хань (206 г. до н.э. — 220 г. н.э.) государственной идеологией становится конфуцианство, знания через практику госэкзаменов входят в систему управления, делаются попытки воплощения социальной утопии Конфуция — создания общества малого благоденствия сяокан.
|
Отв. редакторы — д.и.н. И.Ф. Попова, д.ф.н. М.Е. Кравцова (ИВР РАН, г. Санкт-Петербург).
// М.: «Восточная литература». 2014. 992 c. ISBN 978-5-02-036530-8 ^
[ аннотация: ]
Третий том «Истории Китая с древнейших времён до начала XXI века» охватывает два глобальных исторических периода, каждый из которых сыграл по-своему ключевую роль в истории китайской цивилизации. Первый – так называемый период политической раздробленности (или эпоха Шести династий), который продлился с III по конец VI в. В этот период, начавшийся после гибели могущественной древней империи Хань, произошло частичное завоевание страны «малыми народностями» и перемещение центра национальной цивилизации из бассейна р. Хуанхэ в южные регионы Китая (к югу от Янцзы). В это время происходит формирование даосизма как национальной религии и становление китайско-буддийской традиции, складывается механизм взаимодействия Трёх учений (конфуцианство, буддизм и даосизм), приведший к религиозному синкретизму, ставшему одним из самых специфических феноменов Китая и всего Дальнего Востока. Второй исторический период охватывает империи Суй и Тан, при которых произошла реставрация политико-культурного единства страны и утверждение имперской государственности в её качественно новом варианте. С эпохой Тан связаны также упрочение административно-бюрократических основ китайской империи и «золотой век» во многих важнейших областях художественной культуры (поэзии, изобразительного, музыкально-танцевального искусства).
|
Отв. редактор — д.и.н. И.Ф. Попова (ИВР РАН, г. Санкт-Петербург).
// М.: «Восточная литература». 2016. 942 c. ISBN 978-5-02-039761-3 ^
[ аннотация: ]
Четвёртый том «Истории Китая с древнейших времён до начала XXI века» посвящён длительному и непростому периоду в истории Китая, когда империя после полувекового периода раздробленности, начавшегося с падения династии Тан в 907 г., пыталась вернуть себе былую мощь. В 960 г. правитель государства Позднее Чжоу Чжао Куанъинь сумел вновь объединить Китай под властью провозглашённой им династии Сун (960-1279). Однако полностью восстановить былое имперское величие мешали возникшие у границ Китая мощные государственные образования киданей — Ляо (907-1279), чжурчжэней — Цзинь (1115-1234) и тангутов — Си Ся (982-1227). В результате постоянных войн с ними сунский Китай утратил значительную часть своих территорий на западе и северо-востоке. После уничтожения монголами государств тангутов, чжурчжэней и киданей Южная Сун, просуществовавшая с 1127 по 1279 г., оказалась один на один с новой мощной политической силой Азии и вскоре пала под натиском войск Хубилай-хана, основавшего династию Юань (1271-1368).
|
Отв. редакторы — д.и.н. А.Ш. Кадырбаев, д.и.н. А.А. Бокщанин.
// М.: «Восточная литература». 2016. 678 c. ISBN 978-5-02-039763-7. ^
[ аннотация: ]
В пятом томе «Истории Китая с древнейших времён до начала XXI века» рассказывается о политической и социально-экономической истории, материальной и духовной культуре Китая периодов династий Юань и Мин (1279-1644). В ХIII в. Китай, как и множество стран и народов Евразии, подвергся нашествию монголов и во второй половине этого столетия стал частью их мировой империи. Почти вековой период империи Юань — монгольского государства в Китае занимает в истории страны особое место, специфика которого позволяет выделить это время в качестве самостоятельного периода развития китайского этноса. В эпоху династии Мин, начавшуюся после свержения в 1368 г. монгольского владычества, Китай был одной из ведущих стран мира в области науки и техники, однако замкнулся в изоляции, что привело к началу его отставания и культурного взаимонепонимания с европейскими народами.
|
Т. VI. Династия Цин (1644-1911).
Отв. редактор — д.и.н. О.Е. Непомнин (ИВ РАН, г. Москва).
// М.: «Восточная литература». 2015. 888 с. ISBN 978-5-02-036530-8 ^
|
Т. VII. Китайская Республика (1912-1949).
Отв. редактор — д.и.н. Н.Л. Мамаева (Ин-т Дальнего Востока РАН, г. Москва).
// М.: «Восточная литература». 2013. 864 с. ISBN 978-5-02-036532-2 ^
|
Т. VIII. Китайская Народная Республика: 1949-1976. ^
Отв. редактор — д.и.н. В.Н. Усов (Ин-т Дальнего Востока РАН, г. Москва).
|
Т. IX. Китайская Народная Республика: 1976-2009. ^
Отв. редактор — д.полит.н. А.В. Виноградов (Ин-т Дальнего Востока РАН, г. Москва).
|
Т. X. Тайвань, Сянган (Гонконг), Аомэнь (Макао), китайская диаспора за рубежом. ^
Отв. редакторы — д.и.н. Л.М. Гудошников, к.и.н. Г.А. Степанова (Ин-т Дальнего Востока РАН, г. Москва).
|
|
|