главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Йохан Хёйзинга. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. М.: «Прогресс», «Прогресс-Академия». 1992. Йохан Хёйзинга

Homo ludens. В тени завтрашнего дня.

// М.: «Прогресс», «Прогресс-Академия». 1992. 464 с. ISBN 5-01-002053-X

 

Пер. с нидерл. и прим. В.В. Ошиса.
Общ.ред. и послесл. Г.М. Тавризян.

аннотация: ]

В сборник включены две работы выдающегося мыслителя XX столетия нидерландского историка культуры Йохана Хёйзинги (1872-1945). Прежде всего это давно признанный классическим труд «Хомо луденс» («Человек играющий») — о сущности и значении игры как источника культуры. Хёйзинга помещает в «игровое пространство» не только искусство, но и науку, быт, юриспруденцию и военное искусство культурных эпох прошлого. Трактат «В тени завтрашнего дня» развивает идею нравственного как основного фактора, поддерживающего необходимое для подлинной культуры равновесие игрового и неигрового начал.

 

Содержание

 

Homo ludens. Опыт определения игрового элемента культуры. — 5

 

Предисловие-введение. — 7

 

I. ПРИРОДА И ЗНАЧЕНИЕ ИГРЫ КАК ЯВЛЕНИЯ КУЛЬТУРЫ. — 9

Игра как изначальное понятие и содержательная функция. — Биологические основы игры. — Существующих объяснений недостаточно. — Развлекательность игры. — Игра как процесс есть факт духовной жизни. — Игра как культурная величина. — Культура sub specie ludi. — Игра есть очень самостоятельная категория; — Игра стоит вне прочих категорий. — Игра и красота. — Игра есть свободная деятельность. — «Только» игра. — Бескорыстная деятельность.-Игра обособлена во времени и пространстве. — Игровое пространство. — Игра утверждает порядок. — Напряжение игры. — Игровые правила совершенно непреложны. — Консолидирующая сила игры. — Упразднение «обыденной» жизни. — Поединок и представление. — Священная игра реализует представляемое, — Она поддерживает мировой порядок через его претворение. — Взгляд Фробениуса на культовую игру. — Путь от экзальтации к священной игре. — Изъяны концепции Фробениуса. — Игра и священность. — Платон именует священное игрой. — Освящённое место и игровое пространство. — Праздник. — Священнодействие в формальном смысле есть игра. — Игровое настроение и освящение. — Степень серьёзного в сакральных действиях. — Неустойчивое равновесие между освящением и игрой. — Верование и игра. — Детская вера и вера дикарей. — Разыгрываемая метаморфоза. — Сфера примитивного верования. — Игра и мистерия.

 

II. КОНЦЕПЦИЯ И ВЫРАЖЕНИЕ ПОНЯТИЯ ИГРЫ В ЯЗЫКЕ. — 40

Смысл понятия игры в разных языках не равноценен. — Общее понятие игры осознается лишь позже. — Понятие игры распределяется порой на несколько слов. — Обозначение понятия игры в греческом. — Состязание тоже игра. — Слова для понятия игры в санскрите. — Слова, обозначающие игру, в китайском. — Слова, обозначающие игру, в блэкфуте. — Различие в ограничении понятия игры. — Выражение игры в японском. — Японское восприятие жизни в игровой форме. — Семитские языки. — Латынь и романские языки. — Германски» языки. — Расширение и растворение понятия игры. — Plegen и to play. — Plegen, plechtig, plicht и pledge. — Игра и единоборство. — Смертельная игра. — Игра и жертвенный танец. — Игра в музыкальном смысле. — Игра в эротическом смысле. — Слово и понятие «серьёзное». — Серьёзное как понятие дополнительное. — Игра есть понятие положительное.

 

III. ИГРА И СОСТЯЗАНИЕ КАК ФУНКЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ. — 60

Культура как игра, а не культура из игры. — Только коллективная игра плодотворна с точки зрения культуры. — Антитетическая игра. — Культурная ценность игры. — Серьёзное состязание тоже остается игрой. — Главное — сам выигрыш. — Не только жажда власти служит мотивом. — Приз, ставка, выигрыш. — Риск, шанс, пари. — Выигрыш хитростью. — Спор об заклад, сделки на срок и страхование. — Антитетическое устроение архаического сообщества. — Культ и состязание. — Древнекитайские календарные праздники. — Агональная структура китайской цивилизации. — Выигранная игра определяет ход природных явлений. — Сакральное значение игры в кости. — Потлач. — Состязание в истреблении собственного имущества. — Потлач есть спор ради чести. — Социологические основы потлача. — Потлач есть игра. — Игра ради чести и славы. — Куда. — Честь и добродетель. — Архаическое понятие добродетели. — Добродетель и благородное сословие. — Турниры хулы. — Завоевание престижа через демонстрацию своего богатства. — Древнеарабские турниры чести. — Mofākhara. — Monāfara. — Греческие и древнегерманские состязания в хуле. — «Тяжба мужей». — Gelp и Gab. — Gaber как общественная игра. — Агональная эпоха по Буркхардту. — Концепция Эренберга. — Греческий агон в этнологическом контексте. — Римские ludi. — Значение агона. — От состязательной игры к культуре. — Ослабление агональной функции. — Объяснение заключается в игровом качестве.

 

IV. ИГРА И ПРАВОСУДИЕ. — 93

Судебный процесс как состязание. — Игровое пространство и суд. — Правосудие и спорт. — Правосудие, оракул, азартная игра. — Предсказатель судьбы. — Весы правосудия. — Dikē. — Жребий и шанс. — «Божий суд». — Состязание в доказательство правоты. — Состязание ради невесты. — Судопроизводство и спор об заклад. — Судебный процесс как словесный поединок. — Эскимосское состязание на барабанах. — Правосудие в форме игры. — Состязание в хуле и защитительная речь. — Древние формы защитительной речи. — Её бесспорно игровой характер.

 

V. ИГРА И ВОЙНА. — 105

Упорядоченная борьба есть игра. — До какой степени война есть агональная функция? — Архаическая война есть преимущественно состязание. — Единоборство перед или во время битвы. — Единоборство монархов. — Судебный поединок. — Частная дуэль. — Дуэль есть тоже агональное правовое действие. — Архаическая война имеет сакральный и агональный характер. — Облагораживание войны. — Война как состязание. — Правила чести. — Учтивость по отношению к противнику. — Договоренность о баталии. — Ритуал вежливости и стратегические интересы. — Церемониал и тактика. — Ограничения сломлены. — Игровой элемент в международном праве. — Представления о героической жизни. — Рыцарство. — Рёскин на тропе войны. — Культуросозидающая ценность рыцарского идеала. — Игра в рыцарство.

 

VI. ИГРА И МУДРОСТЬ. — 124

Состязание в мудрости. — Знание святых вещей. — Состязание в отгадывании загадок. — Космические загадки. — Освященное знание как кунштюк. — Загадка и урожай. — Состязание в вопросах и ответах на жизнь и на смерть. — Способы разгадывания загадок. — Развлечение и эзотерическое учение для посвященных. — Александр Македонский и гимнософисты. — Вопросо-ответная форма. — Вопросы царя Менандра. — Состязание в загадках и катехизис. — Вопросы императора Фридриха II. — Игра в загадки и философия. — «Загадочный» стиль ранней философии. — Миф и философия. — Космос как борьба. — Мировой процесс как судилище.

 

VII. ИГРА И ПОЭЗИЯ. — 138

Сфера поэзии. — Поэзия как витальная функция культуры. — Vates. — Поэзия родилась в игре. — Социальная поэтическая игра. — «Инга-фука». — «Пантун». — «Хайку». — Формы поэтических состязаний. — Cours d’amour. — Поэтические задачи. — Импровизация. — Свод знаний в поэтической форме. — Юридические тексты в стихах. — Поэзия и право. — Поэтическое содержание мифа. — Может ли миф быть серьёзным? — Миф представляет игровую фазу культуры. — Тон «Младшей Эдды». — Все поэтические формы суть формы игровые. — Поэтические мотивы и мотивы игровые. — Поэтический язык есть язык игры. — Поэзия бытует в состязании. — Язык поэтических образов и игра. — «Темный» стиль поэзии. — Лирика «темна» по природе.

 

VIII. ФУНКЦИЯ ОБРАЗНОГО ВОПЛОЩЕНИЯ. — 156

Персонификация. — Пра-титан. — Бывает ли персонификация вообще до конца серьёзной? — Схоластическая аллегория или примитивная концепция? — Абстрактные фигуры. — Бедность у Св. Франциска. — Идейная ценность средневековых аллегорий. — Персонификация как всеобщий habitus. — Люди и боги в облике животных. — Элементы поэзии суть функции игры. — Лирическое преувеличение. — Непомерность. — Драма как игра. — Агональные истоки драмы. — Дионисийское настроение.

 

IX. ИГРОВЫЕ ФОРМЫ ФИЛОСОФИИ. — 167

Софист. — Софист и чудодей. — Его значение для эллинской культуры. — Софизм есть игра. — Софизм и загадка. — Происхождение философского диалога. — Философы и софисты. — Философия есть игра молодости. — Софисты и риторы. — Темы риторики. — Диспутация. — Средневековые диспуты. — Придворная академия Карла Великого. — Школы XII века. — Абеляр как мастер риторики. — Игровая форма школьного дела. — Век сражений с помощью пера и бумаги.

 

X. ИГРОВЫЕ ФОРМЫ ИСКУССТВА. — 179

Музыка и игра. — Игровой характер музыки. — Понимание музыки у Платона и Аристотеля. — Оценка музыкального была ограниченной. — Музыка как досуг духа. — Аристотель о природе и ценности музыки. — Подражательный характер музыки. — Оценка музыки. — Социальная функция музыки. — Состязательный элемент в музыке. — Танец есть чистая игра. — Мусические и пластические искусства. — Границы изобразительного искусства. — Мало места игровому фактору. — Сакральное качество произведения искусства. — Стихийная потребность украшать. — Игровые черты в произведении искусства. — Фактор состязания в изобразительном искусстве. — Кунштюк как литературный мотив. — Дедал. — Испытание мастерства и загадка. — Художественные состязания в реальной жизни. — Соревнование в изобразительном искусстве. — Польза или игра?

 

XI. КУЛЬТУРЫ И ЭПОХИ SUB SPECIE LUDI. — 196

Игровой фактор в позднейших культурах. — Природа римской культуры. — Архаический элемент римской цивилизации. — Римское государство стоит на примитивных основаниях. — Черты загнивания в культуре Римского государства. — Идея Римской империи. — Хлеба и зрелищ. — Public spirit или дух «потлача»? — Отголоски античного игрового фактора. — Игровой элемент средневековой культуры. — Игровой элемент культуры Ренессанса. — Тональность Ренессанса. — Гуманисты. — Игровое содержание барокко. — Мода XVII века. — Парик. — Пудра, локоны и банты. — Рококо. — Игровой фактор в политике XVII века. — Дух XVIII века. — Искусство XVIII века. — Игровое содержание музыки. — Романтизм и сентиментализм. — Романтизм родился в игре. — Степень серьёзности исповедуемых жизненных идеалов. — Сентиментализм серьёзен, и все же это игра. — В XIX веке доминирует серьёзность. — Убывание игрового элемента. — Мода XIX века. — Женский костюм. — Серьёзность XIX века.

 

XII. ИГРОВОЙ ЭЛЕМЕНТ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ. — 219

«Современное» — понятие растяжимое. — Спорт. — Организованное спортивное дело. — Спорт покидает сферу игры. — Не-атлетические игры как спорт. — Бридж. — Коммерция приобретает некоторые игровые черты. — Рекорд и соревнование. — Игровой элемент современного искусства. — Возросшее признание искусства. — Потери и завоевания игрового фактора в искусстве. — Игровое содержание современной науки. — Научные игровые склонности. — Игровое содержание социальной и политической жизни. — Пуерилизм. — Дух мальчишества трубит победу. — Пуерилизм не равнозначен игре. — Игровое содержание политики. — Игровые обычаи парламента. — Политические партии. — Международная политика. — Международное право и правила игры. — Фактор состязательности в современной войне. — Видимая утрата игрового элемента. — Война всё ещё игра? — Необходимость игрового элемента. — Все ли человеческое — игра? — Критерий нравственного суждения. — Конец.

 

В тени завтрашнего дня. Диагноз духовного недуга нашей эпохи. — 240

 

Предисловие к первому и второму изданиям. — 243

Предисловие к седьмому изданию. — 243

 

I. В ожидании катастрофы. — 245

II. Страхи прежде и теперь. — 248

III. Нынешний культурный кризис в сравнении с прежними. — 251

IV. Основные условия культуры. — 257

V. Проблематический характер прогресса. — 265

VI. Наука у предела возможностей мышления. — 267

VII. Всеобщее ослабление способности суждения. — 273

VIII. Снижение критической потребности. — 279

IX. Профанация науки. — 287

X. Отказ от идеала познания. — 289

XI. Культ жизни. — 292

XII. Жизнь и борьба. — 296

XIII. Упадок моральных норм. — 305

XIV. Государство государству волк? — 313

XV. Героизм. — 321

XVI. Пуерилизм. — 328

XVII. Суеверие. — 336

XVIII. Эстетическое выражение в отрыве от разума и от природы. — 339

XIX. Утрата стиля и иррационализация. — 346

XX. Виды на будущее. — 349

XXI. Катарсис. — 361

 

Примечания автора. — 367

Примечания переводчика. — 385

От издательства. — 403

Тавризян Г. Йохан Хёйзинга: кредо историка. — 405

Указатель имён. — 446

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки