главная страница / библиотека / обновления библиотеки
Ю.С. ХудяковВлияние сяньби на культуры номадов Южной Сибири.// Археология Южной Сибири: идеи, методы, открытия. Сборник докладов международной научной конференции, посвящённой 100-летию со дня рождения С.В. Киселёва, г. Минусинск. Красноярск: 2005. С. 99-101.
В круг научных интересов С.В. Киселёва входили вопросы взаимодействия и влияния кочевников Центральной Азии на население Южной Сибири в хунно-сарматское время. В его монографии по древней истории Южной Сибири рассмотрены проблемы взаимоотношений между хуннами и другими кочевыми племенами Центральноазиатского региона (Киселёв, 1949. С. 266, 267).
В этнокультурной истории кочевых народов Центральной Азии в первой половине I тыс. н.э., помимо хуннов, важную роль играли сяньбийцы. Памятники сяньбийской культуры, расположенные на территории северо-восточных китайских провинций, длительное время оставались практически неизвестными отечественным археологам. Лишь в последние годы материалы раскопок сяньбийских памятников, изученных китайскими учёными, были введены в научный оборот, что позволило провести их сравнительный анализ с материалами южносибирских культур и проследить в них следы влияния (Худяков и др., 1999. С. 165).
Согласно китайской летописной и историографической традиции, принятой современными исследователями, сяньби относились к одной из двух групп племён, на которые распалось под ударами войск хуннов в конце III в. до н.э. объединение дунху (Бичурин, 1950. С. 149). Большая часть современных учёных считает дунху и их потомков сяньби и ухуаней древними монгольскими кочевыми племенами (Таскин, 1980. С. 64). Под давлением хуннов сяньби были оттеснены на север от мест обитания их предков дунху, в восточные районы современной Монголии и западные земли Маньчжурии. До середины I в. н.э. сяньбийцы не проявляли большой политической и военной активности. Сяньбийские племена совершали набеги на северные пограничные районы Китая. Сяньбийские старейшины признавали свою вассальную зависимость от хуннских шаньюев, некоторые из них переходили на службу империи Хань (Воробьёв, 1994. С. 216).
Начало усиления военной мощи сяньби связано с ослаблением и распадом державы Хунну на две орды и междоусобицами между северными и южными хуннами. В конце I в. н.э. после разгрома северных хуннов китайцами значительная часть побеждённых кочевников «приняли народное название Сяньби» (Бичурин, 1950. С. 151). Во II в. все сяньбийские племена были объединены в могущественную военную державу выдающимся вождём Таньшихуаем, власть которого признавали все старейшины. Таньшихуай вёл активную завоевательную политику, громил динлинов и усуней на западе и севере, фуюйцев на востоке, постоянно нападал на северные пограничные районы Китая. Под его властью оказались все кочевые племена Центральной Азии, входившие ранее в состав державы Хунну. Он разделил свою орду на три аймака, включавших от десяти до двадцати административных единиц (Кычанов, 1997. С. 56). Западные владения Сяньбийской державы в период правления Таньшихуая включали земли до г. Дуньхуана и земель усуней на Тянь-Шане (Худяков, 2003. С. 78). Вероятно, именно в это время в орбиту влияния сяньби попали кочевые племена Саяно-Алтая. В памятниках улуг-хемской культуры в Туве и таштыкской культуры в Минусинской котловине найдены предметы поясной фурнитуры, характерные для поясного набора сяньбийских воинов (Худяков и др., 1999. С. 165). Китайцы считали, что у сяньбийцев «оружие острее и лошади быстрее, нежели у хуннов». Они оценивали численность сяньбийского войска в 100000 воинов и считали, что сяньбийские воины отличаются «крепостью телесных сил» (Бичурин, 1950. С. 157). Не рассчитывая на успешное противостояние сяньбийским войскам на поле боя, Китайский императорский двор направил к Таньшихуаю посольство с предложением заключить договор мира и родства, преподнести ему титул «вана» и вручить печать с кистью в качестве символа власти. Однако Таньшихуай не принял титула и печати и отказался заключить мирное соглашение. Вероятно, его отказ объяснялся неравноправными условиями договора. Осознавая своё военное превосходство, сяньбийский вождь не хотел связывать себя условиями мирного договора, рассчитывая на то, что военная добыча будет больше любых дипломатических даров (Худяков, 2004. С. 79). Внезапная смерть Таньшихуая и последовавшие за ней междоусобицы ослабили сяньбийскую державу. Однако в начале III в. н.э. сяньбийский вождь Кэбинэн вновь объединил все кочевые племена в единую мощную державу. Лишь с помощью покушения на вождя китайцам удалось устранить Кэбинэна и окончательно развалить единое сяньбийское государство.
Однако его распад не привёл к исчезновению сяньбийцев и их культуры. Сяньбийские племена муюнов и тоба завоевали северные районы Китая, где в III-VI вв. н.э. существовали государства, возглавляемые сяньбийскими династиями. В течение всей первой половины I тыс. н.э. сяньбийцы оказывали значительное влияние на развитие военного дела и военно-дружинной культуры в кочевом мире Центральной Азии, включая Южную Сибирь.
Это проявилось в стремлении родовой знати кочевых племён данного района ориентироваться на престижные элементы сяньбийской культуры и заимствовать наиболее развитые формы вооружения, снаряжения воинов, конского убранства и украшений. Наиболее отчётливо следы такого заимствования проявились в предметном комплексе улуг-хемской культуры в Туве. В наборе оружия дистанционного боя присутствуют двухлопастные и плоские железные наконечники стрел, нетипичные для кочевников тувинской и саглынской культуры скифского времени, но весьма характерные для сяньбийцев (Худяков, 2005. С. 23, 30; Худяков, Юй Су-Хуа, 2005. С. 12). Улуг-Хемские луки по форме накладок имеют значительное сходство с хуннскими, но отличаются своеобразной традицией нанесения гравированных рисунков, композиций и знаков на поверхности срединных фронтальных накладок. Влияние сяньбийского комплекса вооружения на военное дело номадов улуг-хемской культуры можно усмотреть и в распространении ударных копий с линзовидным в сечении пером и длинной конусовидной втулкой. Такие копья были не характерны для номадов саглынской культуры. Они могли получить распространение у кочевников Тувы под влиянием контактов с сяньбийцами, у которых были подобные копья, и они выполняли важную функцию в ходе конной атаки на противника (Худяков, Юй Су-Хуа, 2000. С. 41). Наиболее характерным проявлением сяньбийского влияния можно считать распространение среди номадов Улуг-Хемской культуры воинских поясов с бронзовыми позолоченными парными бляхами, на которых изображены крылатые кони-единороги, а также бляшки с фигурами бегущих лошадей, стоящих косуль и переплетённых змей (Худяков и др., 1999. С. 165).
Значительно меньше следов влияния сяньбийского военно-дружинного комплекса на таштыкскую культуру. Оно практически не просматривается в составе оружия дистанционного и ближнего боя кочевников таштыкской культуры, у которых преобладали железные трёхлопастные стрелы, двулезвийные мечи и однолезвийные палаши. В таштыкском вооружении можно отметить элементы сходства с хуннским набором оружия. С сяньбийским комплексом в какой-то мере сопоставимы доспехи таштыкских тяжеловооружённых пеших и конных воинов. В памятниках таштыкской культуры в единичном случае найдена сяньбийская бронзовая поясная бляха с орнаментом в виде переплетенных змей (там же). Эти находки могут свидетельствовать о возможных контактах сяньбийцев с кочевыми племенами, жившими на Верхнем и Среднем Енисее.
Влияние военного дела сяньбийцев сказалось и на комплексе вооружения номадов кокэльской культуры в Туве, в котором присутствует разнообразный набор ударных и метательных копий и палашей. (Худяков, 2005. С. 34). Вероятно, под влиянием сяньбийцев номады Центральной Азии стали активнее атаковать противника в ближнем бою с использованием копий и палашей. Значительно меньше схожих элементов в составе вооружения сяньбийцев и кочевников булан-кобинской и кок-пашской культур и комплексов айрыдашского типа в Горном Алтае. В булан-кобинском наборе оружия заметны черты, унаследованные от пазырыкских номадов и заимствованные у хуннов и сарматоидных кочевников. В кок-пашском и айрыдашском комплексах прослеживаются элементы, характерные для кокэльского оружия.
Судя по имеющимся материалам, сяньбийцы оказали определённое непосредственное воздействие на развитие военно-дружинного комплекса Улуг-Хемской и таштыкской культур. В других культурах Саяно-Алтая сяньбийские элементы были ретранслированы носителями иных кочевнических культур, контактировавших с сяньбийцами или зависимыми от них племенами. Эти данные позволяют существенным образом расширить представления о влиянии сяньбийцев на культуры номадов Южной Сибири.
Бичурин Н.Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. Ч. 1. — М.; Л., 1950.Воробьёв М.В. Маньчжурия и восточная Внутренняя Монголия с древнейших времён до IX в. включительно. — Владивосток, 1994.Киселёв С.В. Древняя история Южной Сибири // МИА. — 1949. — №9.Кычанов Е.И. Кочевые государства от гуннов до маньчжуров. М., 1997.Таскин В.С. Материалы по истории ухуаней и сяньби // Дальний Восток и соседние территории в средние века. — Новосибирск, 1980.Худяков Ю.С. История дипломатии кочевников Центральной Азии. — Новосибирск, 2004.Худяков Ю.С. Вооружение центрально-азиатских номадов в II-V вв. н.э. // Военное дело номадов Центральной Азии в сяньбийскую эпоху. — Новосибирск, 2005.Худяков Ю.С., Алкин С.В., Юй Су-Хуа. Сяньби и Южная Сибирь // Древности Алтая. №4. — Горно-Алтайск, 1999.Худяков Ю.С., Юй Су-Хуа. Комплекс вооружения сяньби // Древности Алтая. №5. — Горно-Алтайск, 2000.Худяков Ю.С., Юй Су-Хуа. Новые материалы по оружию дистанционного боя сяньби // Военное дело номадов Центральной Азии в сяньбийскую эпоху. — Новосибирск, 2005.
наверх |