главная страница / библиотека / обновления библиотеки
Ю.С. ХудяковАрхеология Южной Сибири II в. до н.э. — V в. н.э./ Учебное пособие. Новосибирск: 1993. 88 с. ISBN 5-230-13532-8
[ аннотация: ] Систематизируются актуальные проблемы археологии и этнокультурной истории Южной Сибири в указанный период. В результате хуннского завоевания на территорию Саяно-Алтая проникают кочевники из Центральной Азии, начинается процесс постепенной ассимиляции и вытеснения из степных районов местных племён, происходит смена и трансформация культур скифского облика. Рассматриваются дискуссионные вопросы изучения археологических памятников и выделения культур в этот период на территории Южной Сибири. Рассчитано на студентов и преподавателей вузов, специалистов в области археологии раннего железного река Сибири.
Оглавление
Введение. — 3
Глава I. Южная Сибирь в хуннское время. — 11§1. Хунны в Саяно-Алтае. — 11§2. Улуг-хемская культура Тувы. — 19§3. Шибинский этап пазырыкской культуры Горного Алтая. — 25§4. Тесинский этап тагарской культуры Минусы. — 35Глава II. Южная Сибирь в I-V вв. н.э. — 45§1. История Центральной Азии и Южной Сибири в первой половине I тыс. н.э. — 45§2. Кокэльская культура. — 47§3. Чаатинская культура. — 55§4. Булан-кобинская культура. — 63§5. Кок-пашская культура. — 70§6. Таштыкская культура. — 76
Заключение. — 86
Заключение. ^
Анализ основных особенностей культурогенеза на территории Южной Сибири позволил проследить основные этапы трансформации кочевнических культур Алтая, Тувы и Минусинской котловины в позднескифское время, выделить роль хуннов и других центральноазиатских кочевников в формировании и развитии местных культур на протяжении первой половины I тыс. н.э. Были рассмотрены пути эволюции погребальной обрядности и предметного комплекса, проанализированы характерные черты хозяйственной деятельности и события этнополитической истории Саяно-Алтая. За пределами обзора остались памятники айрыдашского и барельского типов. Первые — из-за ограниченности введённых в научный оборот материалов раскопок, проведённых в последние годы горноалтайскими исследователями, вторые — из-за отсутствия необходимых сведений о раскопках, проводившихся в прошлом веке, и слабо документированных. Привлечение этих материалов должно способствовать уточнению картины культурного и этнического развития в Саяно-Алтайском нагорье в хунно-сарматское время.
На протяжении рассматриваемого периода на процесс культурогенеза в Южной Сибири воздействовало два основных фактора: эволюция материальной культуры под влиянием развития железноделательной технологии, вытеснившей бронзоделательное производство из сферы изготовления орудий труда и оружия; воздействие хуннской культуры на производство оружия, сбруи, украшений, на эстетические вкусы местных кочевников. Определённое место среди инноваций, проникших в местную культурную среду при посредстве хуннов, принадлежит предметам из стран оседлоземледельческой цивилизации Восточной и Средней Азии. В этот период формировались трансконтинентальные торговые пути, ответвления которых достигали Саяно-Алтая. Вместе с привозными товарами в Южную Сибирь проникали и отдельные элементы духовной культуры.
Этническая история Южной Сибири в хунно-сарматское время характеризуется её вхождением в орбиту военно-политического влияния хуннской державы и возросшей миграционной активностью тюркоязычных монголоидных кочевых племён. На территорию Саяно- Алтая переселяются значительные по численности этнические группы центральноазиатских кочевников, появляются военные гарнизоны и административные ставки хуннов. Это способствовало культурной и этнической ассимиляции местного населения, вытеснения его на периферию степной зоны в лесостепные и таёжные районы.
В Саяно-Алтае отчётливо фиксируется многоэтничность и разнокультурность населения, сложная социальная и административная иерархия в каждом районе. В течение первой половины I тыс. н.э. постепенно формируется тот социальный и этнический состав населения, который с расселением здесь тюрок, уйгуров и кыргызов стал характерным для периода раннего средневековья.
наверх |