главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Вопросы археологии Хакасии. Абакан: ХакНИИЯЛИ. 1980. Ю.С. Худяков

Раскопки чаатаса Обалых-Биль.

// Вопросы археологии Хакасии.. Абакан: 1980. С. 128-136.

 

Чаатас Обалых-Биль, находящийся в зоне строительства первой очереди Комсомольско-Есинской оросительной системы на землях Есинского совхоза в Аскизском районе Хакасской автономной области, расположен на северном склоне II надпойменной террасы правого берега р. Тёи, у подножья г. Пистах, к юго-западу от дороги Нижняя Тёя — Усть-Таштып, в 13 км от с. Нижняя Тёя. Могильник включает свыше двадцати сооружений, различимых на поверхности, три из которых относятся к курганам типа чаатас, с покосившимися каменными стелами по периметру ограды. Общее число объектов в составе могильника не поддается визуальному учёту ввиду сильной задернованности и довольно интенсивной ограбленности, вероятно, в сравнительно недавнее время, в результате чего поверхность межкурганного пространства была изрыта углублениями, нарушена часть надмогильных сооружений. В 1977-78 гг. на площади могильника было раскопано 10 объектов, 8 из которых относятся ко времени сооружения чаатаса (рис. 1).

 

Курган 2. Плоская, сильно задернованная, каменная выкладка с небольшой западиной в центре. По сторонам, близ углов по 2 вертикально стоящие, иногда покосившиеся, каменные стелы — козе (оба). После снятия дёрна и зачистки выявлены очертания надмогильного сооружения в виде подквадратной выкладки 6,3х6,5 м, ориентированной сторонами по сторонам света. Стена ограды сооружена из массивных каменных плит, уложенных в 2 ряда мощностью в 2-3 слоя. Каменные стелы установлены на расстоянии 15-20 см от стены ограды, в ямках, заполненных забутовкой из обломков плит и мелкого щебня и ориентированы по ширине с запада на восток с небольшими отклонениями. Близ северо-восточного угла стены ограды и стелы под плитами обнаружен лепной плоскодонный сосуд, близ юго-западного угла — черепок леп-

(128/129)

Рис. 1. План могильника Обалых-Биль: 1 — тагарские курганы; 2 — курганы чаа-тас; 3 — таштыкские грунтовые могилы; 4 — хакасские могилы XI-XX вв.

 

ного сосуда, близ юго-восточного — скопление жжёных костей человека.

 

Поверхность внутри ограды заполнена обломками плит и рваного камня. В центре выявлены очертания округлой могильной ямы диаметром 1 м, глубиной 1,05 м. В заполнении ямы вперемежку с обломками каменных плит и мелкого щебня встречаются отдельные фрагменты жжёных костей человека, кости овцы, фрагменты «кыргызской» вазы. На дне могилы, в юго-западном углу, скопление костей овцы (тазовые,

(129/130)

позвонки, рёбра) не менее чем от 7 особей. В северо-восточном углу обломки «кыргызской» вазы, в юго-западном — лепного сосуда, жжёные кости, неопределимые обломки коррозированного железного изделия. На юго-восточной и северной стенах могильной ямы остатки истлевших деревянных столбов (рис. 2).

 

Курган № 6. Пологая, задернованная впадина, 0,7х1 м, ориентированная по длине с северо-востока на юго-запад, глубиной 0,2 м. После снятия дёрна и зачистки выявлены остатки плит надмогильного сооружения, среди них фрагменты жжёных костей человека. В центре яма глубиной 1,2 м.

 

Курган № 8. Плоская выкладка из обломков массивных плит, 2х2,4 м, с западиной в центре. После снятия дёрна и зачистки выявлены очертания сооружения из двух рядов плит. В центре — могильная яма, в заполнении которой, между плитами скелет младенца в возрасте до 1 года (рис. 3). На глубине 0,8 м — скелет подростка 12-14 лет, на спине, вытянуто головой на северо-северо-запад. Левая бедренная, тазовые, часть позвонков и рёбер — смещены. Справа от скелета кости овцы: две лопатки, рёбра (рис. 3).

 

Курган 8а. На поверхности очертания не прослеживались. При расчистке к № 8 с восточной стороны обнажались плиты вплотную примыкающей каменной выкладки, 1,3х1,7 м, с провалом в центре. На дне могильной.ямы скелет взрослого человека на спине, с подогнутыми ногами, головой на юго-юго-восток. Правая рука положена на живот, левая на грудь, голова склонена к груди. Создается впечатление, что труп погребённого был втиснут в небольшую могильную яму, не соответствующую пазмерам тела (рис. 3).

 

Курган № 9. Пологая овальная западина, 1х1,2 м, ориентированная по длине северо-северо-восток — юго-юго-запад. После снятия дёрна и зачистки выявлены очертания каменной выкладки, повторяющей по форме западину. Среди плит заполнения могильной ямы встречаются обломки костей. На дне могильной ямы скелет подростка 7-12 лет, на левом боку, с подогнутыми ногами, головой на север. Череп и кости конечностей смещены. Справа от погребённого кости овцы: берцовые, позвонок.

 

Курган № 10. На поверхности прослеживались отдельные плиты каменной выкладки. После снятия дерна и зачистки выявлены очертания выкладки из плит и рваного камня, 1x2 м, ориентированной по длине северо-северо-запад — юго-юго-восток. На дне могильной ямы, на глубине 0,5 м, скелет подростка 12-14 лет, на спине, вытянуто, головой на северо-северо-запад. Череп повёрнут лицевой частью налево, подле

(130/131)

Рис. 2. Обалых-Биль, к. № 2.

Рис. 3. Обалых-Биль, к. № 8.

левого плеча лепной сосуд, кости овцы: позвонки, рёбра, берцовая и 2 ребра коровы (рис. 4).

 

Курган № 12. Пологая, сильно задернованная западина, 1х4 м, ориентированная по длине северо-северо-востока на юго-юго-запад. С восточной стороны западины массивная плита. После снятия дёрна и зачистки встречены отдельные плиты надмогильного сооружения, к северу от западины — череп человека. На дне могильной ямы, на глубине 0,65 м обнаружено скопление костей скелета взрослого человека, из

(132/133)

Рис. 4. Обалых-Биль, к. № 10.

(133/134)

них в сочленении сохранились правая нога, согнутая в колене, рёбра правой стороны грудной клетки, Справа от погребения кссти овцы и железный черешковый нож. К северо-востоку от погребения — скопление жжёных костей человека.

 

Курган № 15. Плеская, сильно задернованная каменная выкладка диаметром 5 м, с пологой западиной в центре. С южной стороны выкладки наклонно стоящая каменная стела. После снятия дёрна и зачистки выявлены плиты надмогильного сооружения, среди которых встречены кости лошади: копыто, фрагменты берцовой кости. В центре могильная яма, на дне которой, на глубине 0,6 м, обнаружен череп лошади. Нижняя челюсть расколота надвое, череп проломлен в лобной части. В заполнении встречены зубы, обломки костей лошади (рис. 5).

 

Материалы раскопок чаатаса Обалых-Биль, несмотря на значительную ограбленность и бедность инвентаря, представляют определённый интерес для изучения эпохи сооружения чаатасов на Среднем Енисее, прежде всего, в плане сравнения с уже известными памятниками этого времени.

 

Топография чаатаса Обалых-Биль типична для расположения подобного вида памятников — пологий склон высокой террасы у подножия горы. Состав надмогильных сооружений: 3 кургана типа чаатас и около 20 каменных выкладок — соответствует обычному соотношению подобных видов сооружений в ряде могильников этого времени [1].

 

Состав и расположение погребений Обалых-Биль в целом находят себе соответствие среди подобных памятников [2]. Погребения по обряду трупосожжения совершены: в могильных ямах в сопровождении сосудов и мяса овцы и близ стел ограды кургана чаатас (к. № 2), в могильных ямках под каменными выкладками, (к. № 6), в могильных ямках без надмогильных сооружений (к. № 12). Погребения взрослых без сопроводительного инвентаря или в сопровождении мяса овцы и отдельных предметов совершены под каменными выкладками (к. 8а, 12). Погребения подростков в сопровождении овцы и реже сосудов совершены под каменными выкладками (к. 8, 9, 10). Захоронение черепа лошади (вероятно, ввиду невозможности захоронения останков умершего) совершено под каменной выкладкой (к. 15).

(134/135)

Рис. 5. Обалых-Биль, к. № 15.

(135/136)

Инвентарь из погребений чаатаса Обалых-Биль представлен, в основном, керамическими сосудами.

 

«Кыргызская» ваза сохранилась не полностью. Имеет плоское дно, яйцевидное расширяющееся тулово, покатые плечики, узкую горловину с отогнутым венчиком. По тулову штампованный орнамент в виде повторяющегося рисунка ромба. Сосуд изготовлен из хорошо отмученной глины, с применением гончарного круга, получивший после обжига твёрдость камня [3].

 

Лепные сосуды имеют плоское дно, слабопрофилированное тулово, сужающееся от плечиков к горловине, и прямой или слегка отогнутый венчик. Изготовлены они довольно небрежно, асимметричны, с неодинаковой толщиной стенок. Оба типа сосудов характерны для времени сооружения чаатасов.

 

Железный нож из кургана № 12 — плоский, однолезвийный, с уступом при переходе от спинки к черешку. Подобные ножи имеют очень широкую хронологию. Известны они и в памятниках второй половины I тысячелетия н.э.

 

Имеющиеся специфические отличия в конструкции надмогильных сооружений и составе погребений не позволяют, на наш взгляд, локализовать памятник от группы изученных чаатасов и объясняются более частными особенностями местоположения и степени сохранности. Пологий рельеф курганов связан, вероятно, с отсутствием поблизости выходов слоистых коренных пород, плиты которых широко использовались на Среднем Енисее для сооружения оград погребальных сооружений, благодаря чему на чаатасе Обалых-Биль использованы массивные плиты и обломки рваного камня, взятые с отрогов горы Пистах.

 


 

[1] Донских О.А., Худяков Ю.С. Раскопки чаатаса Тепсей XI. В кн.: АО 1977 года, М., 1978, с. 226.

[2] Евтюхова Л.А. Археологические памятники енисейских кыргызов (хакасов). Абакан, 1948, с. 21.

[3] Евтюхова Л.А. Указ. соч., с. 92.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки