● главная страница / библиотека / обновления библиотеки
Л.Н. ГумилёвТысячелетие вокруг Каспия.// Баку: «Азернешр». 1990. 312 с. ISBN 5-552-00537-6
[аннотация:] Книга известного историка, географа Л.Н. Гумилёва посвящена этнологическому исследованию ойкумены Евразии за 1500 лет — с III в. до н.э. по XII в. н.э. В рамках исследования как история Евразийской степи, так и всего материка и соседних с Великой степью стран, где в описываемое тысячелетие и до него вспыхивали и угасали суперэтносы, сдерживаемые не только силою своих соперников, но и невидимыми на карте географическими рубежами. В работе большое место занимают тысячелетняя история тюркского этноса, мусульманского суперэтноса и связанная с ними культура, их контакты с другими этносами. Для широкого круга читателей.
Оглавление
От автора. — 3Предисловие. — 5
Глава I. Ключ к решению поставленной задачи.1. География поведения. — 72. Кривая этногенеза. — 103. История и этнология. — 204. Неудовлетворённость. — 215. Практический смысл этнологии. — 236. Физический смысл этногенеза. — 267. Уровни исследования и масштабы. — 288. Разочарование. — 329. Слово об утратах. — 3610. Биполярность этносферы. — 3911. Место человека в этногенезе. — 44
Глава II. Образ Ойкумены.12. Между двух океанов. — 4913. Почему китайцы не проникли в Европу? — 5314. Туран и Иран. — 5615. Между Ираном и Китаем. — 6016. Глухой угол. — 6217. Окоём. — 64
Глава III. В ареале пылающей пассионарности.18. Великая степь Евразийского континента. — 6819. Монголия до хуннов. — 7020. Хунну и фаза подъёма кочевого мира. — 7321. Хунны разных сортов. — 7722. Больные вопросы. — 8123. Помехи. — 8424. Фаза надлома и конец восточных хуннов. — 8625. Без родины и отечества. — 89
Глава IV. В ареале этнических смещений.26. Поиск начала эпохи. — 9327. Загадка и задача. — 9528. Встречи. — 9729. Сводобное место. — 9930. Великая пустыня и север. — 10131. Великая пустыня и юго-запад. — 10332. Великая пустыня и юг. — 10433. Цивилизация II-IV вв. — 10734. Варварство II-IV вв. — 10935. Каины и Авели. — 11136. Диалог об этнографии, древней и новой. — 11437. Смена цвета времени. — 11838. Как добыть достоверную информацию. — 12039. Олень, или непредвиденная победа. — 12440. Аттила, Аэций и фазы этногенеза. — 13041. Война 450-472 гг. и этногенез. — 13342. Три поражения. — 13543. Катастрофа. — 138
Глава V. В ареале затухающей пассионарности.44. Между историческими и природными закономерностями. — 13945. Алтайское укрытие. — 14346. Инерционная фаза — тюркский «Вечный эль». — 14547. Тюркюты и хазары. — 14848. Обновлённый Китай — династия Тан. — 15349. Конец тюркютов. — 15650. Авары истинные и ложные. — 165
Глава VI. В ареале остывающей пассионарности.51. Уйгуры. — 17052. Фаза обскурации — уйгурское ханство. — 17353. Логика жизнеотрицания. — 17654. Последствия соблазна. — 17855. Последние хунны. — 18256. Последние сяньбийцы. — 18557. Несовместимость. — 187
Глава VII. На излёте.58. Фаза и состояние. — 19059. Персистенты. — 19160. Позабытый этнос. — 19361. Началось с трагедии. — 19562. Опыт осмысления. — 19663. Гузы и печенеги. — 19964. Куда девались гузы? — 20165. «Куманы, иже рекомые половцы». — 204
Глава VIII. На чужбине.66. После конца: этнические осколки. — 20767. «Мир ислама». — 21068. Египет и тюрки. — 21469. Химера на Ниле. — 21670. Надлом в «мире ислама». — 22171. Химера на Джейхуне. — 22572. Халифат и химеры. — 22773. Этнос и химеры. — 229
Глава IX. Богатыри, рыцари и убийцы.74. «Христианский мир» (Chrétiainté [Chrétienté]). — 23175. Пассионарный перегрев. — 23476. Деяния куманов и сельджуков. — 24677. Конец эпохи. — 23978. Обновление этнической истории. — 244
Глава X. Хронософия.79. Легенда к синхронистической таблице. — 24880. Синхронистические таблицы трёх веков до н.э. — 24981. Диахрония как принцип. — 27382. Диахронические таблицы этногенеза. Легенда. — 277
Глава XI. Миф и действительность.83. Память и истина. — 28584. Друзья и недруги Великой степи. — 28685. Неполноценных этносов нет! — 29186. Миф против науки. — 294
Толковый словарь понятий и терминов. — 297
От автора. ^
Долгое время научная мысль историков Европы была зажата железным кольцом моноцентризма. С эпохи Ф. Гегеля казалось очевидным, что развитие цивилизации шло через древнюю Иудею, Элладу, Рим и нашло своё завершение в Западной романо-германской Европе, окружённой «неисторическими» или «отсталыми» народами. Аналогично мыслили китайские историки, с тем лишь исключением, что центром цивилизации они считали «Срединную равнину», отгородившуюся от Великой степи «Длинной стеной». В Южной Азии полуконтинент Индия, прикрытая с севера Гималаями, с запада пустынями Белуджистана, а с востока непроходимыми джунглями, рассматривалась учёными браминами как единственная страна, достойная внимания; поэтому всемирная история и глобальная география были вне круга их интересов. Помимо перечисленных центров самолюбования и самовосхваления был обширный регион, лежавший на юго-восточных берегах Средиземного моря — Афразия. Его просто невозможно было не заметить. Но колоссальная территория между Западной Европой и Китаем, страна с оригинальной природой, разнообразным населением и неповторимой культурой — Евразия — долгое время была незамеченной, вследствие чего считалась несуществующей. Однако и китайцы и европейцы убедились, что это мнение было ошибочно.
Сердце Евразии — это Великая степь от Китайской стены до Карпат, окаймлённая с севера полосой сибирской тайги, а с юга пустынями иранского плоскогорья и оазисами Персии. В древности эту Степь греки называли Скифией, персы — Тураном, а китайцы степью «северных варваров» — Бэй-ху.
В III в. до н.э. древние кочевники сменились тюркоязычными хуннами, тюркютами, уйгурами, кыпчаками и огузами — этнической истории коих посвящено наше исследование.
В XIII в. тюркский виток этногенеза сменился монгольским, но монголы быстро смешались с тюркскими этносами и, перетасовав этнографическую карту Великой степи, не нарушили ни её экологии, ни истории, ни культуры, ни соотношения Евразии с окрестными цивилизациями.
И всё-таки в это время возник новый «цвет времени», заслуживающий особого изучения, которое было бы неосуществимо без понимания раннего средневековья. Вот почему автор уделил половину своей жизни изучению сердца Евразии — циркумкаспийского бассейна в связи с историей сопредельных стран: Внутренней Азии, Тибето-памирского нагорья и Древней Руси, граничившей с северо-западом Великой степи. Без описания сочетания кочевого мира с мусульманской культурой в Азербайджане и Гургане история становления тюркского суперэтноса была бы однобока и неполноценна.
Степные народы Евразии, Русь и Туран имели свою культуру и традицию доблести и верности, не уступающую рыцарской Европе, мечтательной Индии и образованному Китаю. Разговоры о «дикости» тюркских кочевников и «отсталости» восточных славян хитрая выдумка дипломатов эпохи крестовых походов, уцелевшая до XX века как обывательская клевета.
Хотел бы выразить свою признательность К.П. Иванову, который взял на себя труд редактора депонированной рукописи этой книги в ВИНИТИ, а также поблагодарить Акифа Фарзалиева за большую работу по подготовке рукописи к печати в Азербайджане.
«История средневековой Евразии» была начата автором в 1935 г. и публиковалась во многих статьях и семи монографиях.
Предисловие. ^
Историко-географическая монография «Тысячелетие вокруг Каспия» построена на дефинициях этнологии, опубликованных в трактате «Этногенез и биосфера Земли» (Л., из-во Ленинградского университета, 1989 г.). Это будет уже не продолжение изложенной концепции, а этнологическое исследование ойкумены Евразии за 1500 лет с III в. до н.э. по XII в. н.э., в котором судьба Хазарского каганата — кусочек мозаичного панно. Выбор сюжета подсказан возможностью обозреть из одной точки историю ойкумены и этногенез древних этносов Великой степи в эпоху, когда этнические процессы были начаты и закончены, после чего наступило обновление — новый, ещё не законченный виток этногенеза.
Наиболее репрезентативной оказалась история хуннов и гуннов, древних тюрок и уйгуров, огузов и кимаков, недостаточно освещённая во Всемирной истории и палеогеографии исторической эпохи. Окрестные регионы: Китай, Ближний Восток, Византия и Европа — являются как бы рамкой, обрамляющей картину — тюрко-монгольскую степь.
Монография является опытом синтеза истории, этнологии и географии. Она создана на стыке гуманитарных и естественных наук.
Традиционная методика исторического исследования, основанная на анализе источников, позволяет только перечислять события, происходившие в данном регионе за отмеченный период. Но связи между ними и логика событий при этом от исследователя зачастую ускользают. Возникает иллюзия ортогенного развития, а зигзаги и разрывы выпадают из поля зрения, ибо кажутся случайностями.
Этнологическая методика позволяет не только заполнить пробелы в этнической истории одной страны и её соседей, по отдельности, но и более того — достичь понимания этнической истории всей Евразии как целого, выражаясь языком физики, — решить задачу многих тел.
Предполагается, что читателю известны понятия: этнос, суперэтнос, пассионарность, фаза этногенеза и др., т.е. понятийный аппарат этнологии. [1]
Прежде всего поясним, чем этнология и этническая история отличаются от истории культуры, социальной истории и даже теории этногенеза, а также почему это наука географическая. В этом последнем тезисе находится ключ к решению поставленной задачи.
[1] Краткий толковый словарь понятий и терминов, составленный В.Ю. Ермолаевым, читатель найдёт в конце книги.
наверх |