В.И. Гуляев
Культ медведя
у населения Восточной Европы в скифскую эпоху.
// М.: ИА РАН. 2020. 248 с. ISBN 978-5-94375-322-0
[ аннотация: ]
Образ медведя – самого крупного в Восточной Европе хищника – в I тыс. до н.э. был очень популярен в искусстве и религиозных верованиях многих племён и народов Донского региона и воплощался в самых разных формах и материалах. Вопреки широко распространенному в отечественной историографии мнению, культ медведя (бурого медведя – Ursus Arctos) и его отражения в искусстве звериного стиля были свойственны не только культурам лесных областей Урала и Поволжья, но и жителям – Скифии как Лесостепной (и, особенно, Среднему Дону), так, частично, и её степной территории.
Работа представляет интерес для археологов, этнографов и искусствоведов, занимающихся изучением культуры племён и народов эпохи раннего железа.
Оглавление
Введение. Человек и медведь (от палеолита до конца эпохи бронзы). — 8
Глава I. Мотив медведя в искусстве населения Днепро-Донской лесостепи скифского времени. — 37
Глава II. Образ медведя в находках из элитных курганов Степной Скифии. — 78
Глава III. Медведь в верованиях ранних кочевников Нижней Волги, Южного Урала и Центральной Азии. — 104
Глава IV. Культ медведя в ананьинской культуре Прикамья. — 145
Дополнение к главе IV. Дьяковская и городецкая культуры. — 180
Заключение. — 206
Библиография. — 208
Список сокращений. — 222
Summary. — 223
Цветные иллюстрации. — 230
Резюме. ^
Эта монография, основанная на материалах из курганов VII-IV вв. до н.э. Северного Причерноморья, посвящена анализу мотива медведя в скифской культуре и культуре соседних территорий. Согласно широко распространённому до недавних пор мнению, образ бурого медведя (Ursus arctos) был заимствован скифами из Ананьинской культуры области Прикамья и Приуралья. В работе описаны разные вариации этого мотива, даны их хронология и специфические черты. В скифо-сибирском искусстве известны две главные иконографические версии мотива медведя: показанный в профиль стоящий зверь («поза пьющего животного»), с наклонённой вниз головой и медведь, показанный анфас — голова, лежащая на двух передних лапах («медведь в жертвенной позе»). Подобные медвежьи изображения чаще всего встречаются на золотых обкладках деревянных культовых сосудов и на украшениях-бляхах (из бронзы и серебра) конской сбруи. Обе черты — и хронология, и территория распространения «медвежьих» артефактов — не соответствуют идее о том, что мотив медведя был заимствован скифами из далёких культур лесной полосы (Урал, Сибирь). Скорее всего, этот мотив появился в архаическую эпоху (800-700 гг. до н.э.) в пределах первоначальной прародины ранних номадов (включая скифов) — в Центральной Азии (Монголия, Тува, Алтай, Казахстан), вместе с другими образами самого раннего звериного стиля (олень и кабан «на цыпочках», хищная птица, горный козёл и др.). Позднее (в VII в. до н.э.) это оригинальное скифское искусство было принесено волнами мигрирующих кочевников на Кавказ и на Северное побережье Чёрного моря. Вполне очевидно, что некоторые виды медвежьего культа практиковались среди скифской элиты (Средний Дон и «царские» курганы Степного Приднепровья).
(6/7)
Abstract. ^
This study, based on artifacts from kurgans of the Nortern Black Sea region (VII-IV centuries B.C.), addresses the analysis of ursine motive in Scythian culture and of adjacent territories. It is a widely held view that images of the brow bear (Ursus arcton) had been borrowed from the Ananyno culture of the Kama area. A variation of this motif is described and ist chronology and specific traits is assessed. Two principal iconographic versions are known in Scytho-Syberian art: the animal is shown in profile (“drinking position”) with a bowed head, either en face (so called “sacrificial position”). Such ursine representations occur most often on gold-plated ritual wooden bowls and as ornaments (bronze and silver) of the horse harness. Both the chronology and the distribution range of these artifacts disagree with the idea that the bear motif was borrowed from the far forest cultures. Rather, it appeart to be inherently Scythian, having originated in archaic times (800-700 B.C.) in the primary homeland of earty nomsds (including the Scythians) in the Central Asia (Tuva, Mongolia, Altay, Kazakhstan), together with other images of the animal style. Later (at the VIIth century B.C.) this mode of original Scythian art was carried by migrating nomadic waves to the Caucasus and the Black Sea Coast. Apparently, some form of the bear cult was practiced by the Scythian elite (Middle Don and socalled “tsar” kurgns at the Steppe Dnieper region).
|