главная страница / библиотека / обновления библиотеки
М.П. ГрязновОб едином процессе развития скифо-сибирских культур.// Проблемы скифо-сибирского культурно-исторического единства. ТДК. Кемерово: 1979. С. 4-7.
1. Культура всего человечества в целом и его отдельных больших и малых, простых и сложных этнических образований развиваются в беспрерывном единстве двух противоречивых процессов — дифференциации культур и их интеграции. Процесс дифференциации культур обусловлен стремлением каждого общественного коллектива, популяции, этноса развивать все виды и формы своей деятельности применительно к особенностям времени и места их обитания — природной среды, этнического и политического окружения, культурно-исторического прошлого. Интеграция возможна и неизбежна в пределах обширных естественно-исторических территорий, при наличии относительно развитого обмена. Она обусловлена стремлением каждого общественного подразделения быть, если не сильнее во всех отношениях своих соседей, то, во всяком случае, и не слабее их. Для этого необходимо перенимать от соседей их достижения культуры.
2. Процесс интеграции культур приводит в конечном результате не к слиянию отдельных культур в одну общую, а к схождению их, к образованию более или менее обширной группы сходных, родственных культур или, как теперь часто называют, «культурной общности». Процесс этот охватывал иногда огромные территории, и был единственным на широких просторах независимо от того, находились ли роды, пленена и союзы племён, носители этих культур, в мирных дружественных отношениях между собой, или во враждебных, и родственны ли они по происхождению, или нет.
3. Яркий пример подобного схождения культур — скифо-сибирское культурное единство в степях Евразии. Многочисленные культуры скифо-сибирского типа создавались здесь и развивались в общих чертах в сходных формах и синхронно в постоянном взаимодействии. Принято характеризовать их общей для всех них, так называемой «скифской триадой» — особыми, свойственными только им, формами скифо-сибирского оружия, конской сбруи и звериного стиля.
4. Основой для сложения своеобразного культурного скифо-сибирского единства послужил переход степных скотоводческих племён от осёдлого и полукочевого (яйлажного) скотоводства к кочевому и от осёдлой и полуосёдлой жизни к совершенно своеобразному образу жизни в кибитках при непрерывном кочевании ордой, переход к военно-демократическому строю общества, когда каждый мужчина стал воином, а война, по фигуральному выражению Ф. Энгельса, превратилась как бы в постоянный промысел. Настал небывалый экономический подъём жизни скотоводческих племён и общий расцвет культуры и искусств в варварском обществе.
5. Переход к кочеванию ордой не мог быть мирным. Потребовалось перераспределение кочевых путей, значит и передел родовых и племенных владений. Переход к кочеванию ордой по новым маршрутам должен был сопровождаться многими большими и малыми военными столкновениями, близкими и далёкими переселениями на новые места. Политическая карта района степей бала, вероятно, сильно перекроена.
6. Наибольшего расцвета культуры скифо-сибирского типа достигли в V-III вв. до н.э. Назовём условно этот период пазырыкско-чертомлыкской фазой развития скифо-сибирских культур. На всём протяжении степей, от Карпат до Китайской стены, употребляются в это время стрелы с трёхгранными бронзовыми наконечниками, уздечка своеобразной конструкции с двухдырчатыми псалиями, и изображения зверей вычурно стилизуются так, что сама фигура животного превращается подчас в орнаментальную композицию и наряду с этим многочисленны реалистические изображения, полные динамики и вместе с тем изысканного изящества.
7. Предшествующий период, именуемый обычно «раннескифским» или «архаическим» (VII-VI вв. до н.э.), лучше, может быть, называть майэмирско-келермесской фазой. Наконечники стрел тогда делались повсеместно преимущественно с широким пером в часто с шипом в основании, а уздечка была более примитивного устройства с «трёхдырчатыми» псалиями, не продевавшимися в кольцо удил, а навешивавшиеся на третий (средний) ремешок оголовья. Изображения зверей выполнялись в строгом стиле — статично, монументально.
8. Начальный период скифо-сибирских культур, относительно слабо ещё изученный, называемый в степях Причерноморья «предскифским временем» или киммерийским (VIII-VII вв. до н.э.), надо считать следуя А.А. Иессену, начальной порой скифской культуры. Назовём его условно аржанско-черногоровской фазой. Характерны для неё стрелы с наконечниками своеобразных форм, ещё не вполне скифского типа и уздечки с трёхдырчатыми же псалиями, но не подвешивавшиеся на ремешок, а привязывавшиеся к кольцу удил. Изображения зверей известны ещё в крайне малом числе, особенно в Причерноморье, и судить о их своеобразии пока трудно. Надо лишь отметить характерные каменные монументальные антропоморфные стелы типа оленных камней, распространённые в Монголии, Саяно-Алтае, Казахстане, Сев. Кавказе, на Украине и до Болгарии и Румынии.
9. Культуры скифо-сибирского единства возникали, формировались и развивались в среде разных по своему происхождению и по культурно-историческому прошлому степных скотоводческих племён. Культурные достижения одних племён относительно быстро передавались другим на огромные расстояния, как бы по «эстафете», с Запада на Восток, с Востока на Запад и по другим направлениям. Культура степных кочевых племён становилась сходной по всему их ареалу. Попытки найти родину или центр происхождения скифо-сибирских культур приводили и будут приводить к неудачам. Но и появившиеся предложения считать их происхождение полицентрическим не вполне соответствуют реальной действительности. Скифо-сибирские культуры, видимо, создавались не в каких-то центрах, а по всей области их распространения при широком культурном взаимном межплеменной обмене, как единый процесс развития ранних кочевников Великого пояса степей. Создавались многие местные варианты, довольно самобытные и своеобразные, но все одного, единого в основных своих чертах, скифо-сибирского типа.
10. Наблюдаемые по археологическим памятникам три фазы развития культуры скифо-сибирских племён являют собой картину не постепенных непрерывных изменений культуры век за веком, десятилетие за десятилетием, а диалектическое её развитие путём перехода от одного состояния к другому, качественно отличному от первого. Эти три фазы отражают собой какие-то три периода в истории скифо-сибирских племён, социально-экономическая суть которых нам пока неизвестна. Важнейшей задачей в изучении истории скифо-сибирских племён надо поставить вопрос о поисках указаний в археологических (также и в письменных) источниках на возможные существенные перемены в технике и организации кочевого скотоводства и в других явлениях социально-экономической жизни ранних кочевников, которые и нашли своё отражение в наличии трёх отмеченных фаз развития их культуры.
наверх |