главная страница / библиотека / обновления библиотеки
М.П. ГрязновАнтропоморфная фигурка бронзового века с реки Оби.// Сообщения Государственного Эрмитажа. [Вып.] XXII. 1962. С. 26-27.
Среди материалов, поступивших в Эрмитаж из раскопок Новосибирской экспедиции Института археологии АН СССР, обращает на себя внимание оригинальная поделка из конской бабки. [1]
Найдена она в 1953 г. при раскопках зольника на поселении карасукской культуры эпохи бронзы Ирмень I (X-VIII вв. до н.э.), на левом берегу р. Оби, в 60 км вверх от Новосибирска. Это лошадиная бабка, на головке которой просверлена пара отверстий, куда были вставлены белокаменные аргиллитовые цилиндрические бусы-глазки. К сожалению, сохранился на месте только один такой глазок. По бокам головки — пара сквозных отверстий, возможно, для продевания серёг.
Если поставить эту бабку «вверх ногами», как это делают при игре в бабки и как это сделано на нашей фотографии, т.е. поставить её верхней суставной площадкой вниз, то бабка будет походить в какой-то мере на человечка с ногами, туловищем и головой с глазами.
Вряд ли можно сомневаться в том, что эта антропоморфная фигурка представляет собой нечто подобное так называемым эменгедерам, какие ещё недавно делались телеутами, шорцами и кумандинцами Северного Алтая. Эменгедеры изготовлялись из деревянных брусочков или из набитых травою или паклей мешочков. На головке пришивалась пара бисеринок — глаза. И это всё, что делалось для того, чтобы изделие было похоже на человека. Другие детали лица ничем не отмечались. Тело закрывалось платьем, т.е. кусочком материи, подпоясанным посередине тря- Антропоморфная фигурка с р. Оби и её предполагаемый первоначальный вид.(Открыть Рис. в новом окне; добавление сайта: ирменская фигурка в эрмитажной витрине)
почкой или верёвочкой. [2] Вполне вероятно, что и наша бабка была некогда так же одета. Эменгедер в переводе на русский язык — бабушка, матушка, старуха. Эменгедеры — это женские духи-покровители, которых молодая жена приносит с собой из родительского дома в свой новый дом. Они передаются по наследству от матери к дочерям. Их бережно хранят. В установленное обычаями время с ними совершают требуемые обряды, их «кормят» и т.д. Видимо, и антропоморфная лошадиная бабка, найденная в зольнике поселения Ирмень I, является памятником домашнего семейного культа родовых предков.
Следует также отметить, что ещё недавно хакасские и казахские девочки играли в куклы из конских бабок, наряженных в сшитые для них платья. Надо полагать, что эти детские игры, как и некоторые другие, являются пережитками древних культовых обрядов. Возможно, что и русское слово бабка, которым называют эти кости антропоморфного вида, связано с древним культом женского божества.
Бабка из зольника поселения Ирмень I интересна и как памятник своеобразного искусства, как распространённый приём получения объёмных изображений путём использования естественных форм поделочного материала. В данном случае, чтобы получить изображение домашнего духа-покровителя, надо было только вставить бусинки-глаза и сделать отверстия для серёг.
Антропоморфные фигурки из таких костей в древности были, вероятно, широко распространены. Конская бабка с совершенно также сделанными отверстиями найдена на поселении эпохи бронзы Усть-Нарым в Восточном Казахстане. [3] Эта бабка отличается от ирменьской только наличием ещё одного отверстия на головке, изображающего, по-видимому, рот. Возможно, что в качестве божков или духов употреблялись и совсем необработанные бабки, т.е. без просверленных в них отверстий и без вставок. Их могли только одевать в какие-то одежды, как это делали хакасские и казахские девочки. Может быть, этим и объясняется, что при раскопках некоторых древних поселений бабки находят в бо́льшем числе, чем другие мелкие кости животных.
[1] Инв. №2258/359.[2] Н.П. Дыренкова. Пережитки идеологии материнского рода у алтайских тюрков. В сборнике: «Памяти В.Г. Богораза», Л., 1937.[3] С.С. Черников. Восточный Казахстан в эпоху бронзы. МИА, №88, 1960, табл. XXVII, 5.
наверх |