М.П. Грязнов
Войлок с изображением борьбы мифических чудовищ
из Пятого Пазырыкского кургана на Алтае.
Замечательными памятниками изобразительного искусства азиатских кочевников скифского времени являются аппликации на двух больших войлоках, найденных на Алтае в Пятом Пазырыкском кургане. На одном из них полностью сохранились повторяющиеся изображения всадника перед сидящей на троне богиней и общая композиция всей декоровки этого огромного полотнища, площадью около 30 квадратных метров. Другой, повидимому, такой же большой, дошёл до нас в виде нескольких небольших фрагментов, на каждом из которых уцелели только отдельные части изображений.
С.И. Руденко, открывший эти памятники, исследовавший и опубликовавший их, правильно установил, что изображённые на втором войлоке два мифических существа представлены в борьбе друг с другом, но графически реконструировать ему удалось только каждое из борющихся мифических существ в отдельности, причём одно из них неполностью 1. [1]
При подготовке материалов Пазырыкских курганов к экспозиции в Эрмитаже была сделана попытка восстановить композицию изображений второго войлока. Реконструкция выполнена по
(40/41)
моим указаниям художником Е.С. Матвеевым. Общая композиция устанавливается с полной достоверностью, но отдельные детали, показанные на публикуемом здесь рисунке контурной линией, остаются неясными и в некоторых случаях даны совершенно условно.
На полосе, шириной около 1,5 метра, техникой аппликации из разноцветных кусков тонкого войлока выполнен внизу орнаментальный бордюр, а над ним — тесный ряд повторяющихся сцен борьбы антропоморфного чудовища с мифической птицей. Чудовище с телом хищника (тигра или барса?), с человеческими головой и руками, с птичьими крыльями, с оленьими рогами и ушами, с пышным хвостом схватило одной рукой птицу за клюв, другой, повидимому, за ошейник или перья на её шее. Птица с когтистыми со шпорами лапами, с пышным хвостом и, несомненно, с каким-то большим хохолком или гребнем на голове схватила в свою очередь клювом за волосы антропоморфное чудовище.
Изучая эти изображения, С.И. Руденко сопоставил антропоморфное чудовище с изображениями сфинксов в Передней Азии доахеменидского времени. Однако переднеазиатские аналогии очень далеки от изображений на пазырыкском войлоке, почему С.И. Руденко и высказал предположение о заимствовании этого мифического образа населением Алтая из Передней Азии ещё в бронзовом веке, т.е. до VII в. до н.э. Переработкой этого изображения за истекшие века объясняется, по его мнению, то, что «сфинкс» на данном фрагменте значительно отличается от первоначального образа 1. [2]
Другому мифическому образу — птице — С.И. Руденко аналогий не указывает. Однако аналогии ей находятся, но не на западе, а на востоке. Это, несомненно, феникс древней китайской мифологии. Хотя памятники Китая, современные Пазырыкским курганам, т.е. V-III вв.
Войлок из Пятого Пазырыкского кургана (фрагмент).
(41/42)
до н.э., пока ещё мало известны, но среди них есть очень близкие аналогии пазырыкской птице. Так, на картине на шёлковой ткани, найденной в Чанша в одной из могил периода Чжань го (Воюющих царств), представлен летящий феникс, несмотря на иную технику исполнения близкий к пазырыкскому — с такими же голенастыми когтистыми ногами со шпорой, с пышным хвостом, небольшими крыльями и длинной шеей, с хохолком 1. [3] Аналогичны и более поздние изображения фениксов периода Хань 2. [4] Птица на пазырыкском войлоке настолько отлична от всех других известных изображений птиц в различных странах и так близка к фениксу Древнего Китая, что вряд ли можно сомневаться в заимствовании этого мифического образа из древнекитайского искусства с некоторой лишь незначительной его переработкой.
Среди многочисленных изображений разных антропоморфных мифических существ в памятниках искусства Китая периода Хань таких же близких аналогий антропоморфному чудовищу пазырыкского войлока не находится. Происхождение этого мифического образа, видимо, значительно сложнее. Различные образы антропоморфных чудовищ создавались как на западе, так и на востоке. На Алтае известен и другой образ антропоморфного чудовища — чудовища с человеческим лицом, со звериными ушами и рогами антилопы 1. [5] В среде раннекочевых обществ азиатских степей и гор образы антропоморфных чудовищ создавались в условиях широкого культурного обмена, что приводило и ко множественности этих образов и к сочетаниям в них отдельных элементов, заимствованных из мифологии и изобразительного искусства разных племён и народов. Таким сложным по происхождению, возможно, и является антропоморфное чудовище, изображённое на пазырыкском войлоке. Своеобразие его заключается в том, что его человеческая голова снабжена оленьими рогами и звериными ушами.
Сложного происхождения и изображенная на войлоке мифическая сцена в целом. В ней переплетаются различные элементы. Так, наряду с указанными элементами китайского и местного, кочевнического, происхождения следует отметить и иранские черты. Композиция борьбы чисто иранская. Два чудовища, противостоящие друг другу и схватившиеся передними или верхними конечностями, — это характерный композиционный приём в искусстве Древнего Ирана ахеменидского времени. Подобная композиция представлена и в некоторых сценах борьбы на вещах и из других Пазырыкских курганов, но и это случаи композиции не местного, алтайского, происхождения, а заимствованной из Ирана.
[1] 1 С.И. Руденко, Культура населения Горного Алтая в скифское время, М.-Л., 1953, табл. ХС и CXIV.
[3] 1 Ван Юй-цюань, Археологические памятники княжества Чу, «Народный Китай», 1954, №2, рис. на стр. 21; его же, Памятники культуры княжества Чу, «Китай», 1953, №8, стр. 31.
[4] 2 Ср. «Сборник изображений на древних изделиях из камня, меди и других материалов» (по-китайски), Пекин, 1953, стр. 309 и 322. «Сборник рисунков и изображений на тканях и других материалах в древности» (по-китайски), Сиань, 1953.
|