главная страница / библиотека / обновления библиотеки
|
Рис. 1. Бронзовое зеркало из кургана №8.(Открыть Рис. 1 в новом окне) |
Рис. 2. Гребень из рога. Курган №5.(Открыть Рис. 2 в новом окне) |
сколько рядов камнями и затем покрыто земляной насыпью диаметром около 25 м. В катакомбе, в большой колоде погребена старая женщина. И эта могила ограблена, но часть костей сохранила своё первоначальное положение. Скелет лежал в вытянутом положении, на спине, головой на север. Наиболее интересной находкой являются украшения головного убора, вырезанные из довольно толстого листового золота (рис. 3) и роговой гребень с барельефным орнаментом (рис. 2). Орнаментальные мотивы золотых пластинок имеют ряд аналогий в художественных изделиях Китая эпохи Хань, но возможно, что они изготовлены на месте по китайским образцам. Среди костей найдены также золотые накладки на крупные гранчатые бусы, деревянная пуговка и железный нож с характерной для этой эпохи рукояткой, составляющей одно целое с клинком.
Катакомба, положение скелета головой на север и отсутствие в могиле коня совершенно необычны для богатых погребений ранних кочевников Алтая. Так как здесь погребена женщина какой-то знатной семьи, то не могла ли она быть женой богатого кочевника, взятой из далёкого чужеземного племени и погребённой хотя на фамильном кладбище мужа, но по обычаям своего племени? Какого племени — это пока вопрос. Обычай же жениться на представительницах далёких племён и народов, судя по сообщениям китайских хроник, был широко распространён в среде азиатских кочевников первых веков до и после х.э. Во всяком случае погребение это представляет огромный интерес и даёт новый материал для решения ряда вопросов о состоянии культуры и социальных отношений ранних кочевников Алтая.
Недалеко от последнего кургана раскопана небольшая каменная насыпь (№ 6), под которой в неглубокой ямке погребен жеребёнок с железными кольчатыми удилами и роговой пряжкой-блоком. Возможно, что это погребение одновременно с предыдущими.
Другая группа исследованных погребений относится к VIII-X вв. х.э. Из них наибольший интерес представляет большой каменный курган (№1) диаметром около 23 м. Основное погребение находилось в центре кургана в маленькой ямке глубиной всего лишь около 30 см от уровня почвы. Здесь лежал небольшой деревянный долблёный ящичек, а в нём перегоревшие кости человека и серия железных предметов — односторонний меч, 23 наконечника стрел, нож, трое удил, три пары стремян. В нескольких метрах к юго-востоку от этого погребения находились ещё две таких же ямки. В одной из них найдены пара стремян и удила. В другой — выдолбленный внутри обрубок бревна, наполненный перегоревшими костями человека. В ямку вместе с золой и перегоревшей землёй положены железные удила и восемь наконечников стрел. Железо сохранилось в золе исключительно хорошо. Отчётливо видны все детали — следы ударов кузнечного молотка, нарезки на черешках стрел для укрепления их в древке и т.д.
Все известные нам на Алтае погребения кочевой знати этого времени имеют сравнительно небольшую насыпь. С телом покойника в могилу клались многочисленные предметы роскоши и один или два коня с богатой сбруей. В нашем же кургане покойник сожжён вместе с оружием и со сбруей для трёх коней. И оружие и сбруя ли-
шены каких-либо дорогих украшений. В отдельных ямках погребены ещё один сожжённый комплект сбруи и воин с оружием. Судя по большим размерам могильного сооружения и по сопровождающему погребению воина, это могила военачальника. Полное же отсутствие каких-либо предметов
Рис. 5. Крюк из рога. Впускное погребение в кургане №5.(Открыть Рис. 5 в новом окне) |
Рис. 6. Наконечник лука из рога. Впускное погребение в кургане №1.(Открыть Рис. 6 в новом окне) |
роскоши указывает, возможно, на то, что покойник не принадлежал к богатой аристократии. Таким образом мы получили новый важный факт для освещения одной из периодов истории Алтая.
Другие курганы малых размеров имели более обычный характер. В одном из них (№2), был погребён воин с седлом, луком и стрелами. Найденную здесь роговую пластинку (рис. 7) следует, повидимому, считать накладкой на среднюю часть сложного лука. Интересно погребение 1 в кургане №3. Могила, покрытая двойным накатом из брёвен, была разделена на две части косо поставленными брёвнами. В северной части на коротких досках лежал скелет женщины с железным ножом, сердоликовыми и стеклянными бусами, медным кольцом и бараньими костями (остаток пищи — курдюк и филе). В южной половине погребён конь с удилами во рту, парой стремян по бокам и роговой пряжкой. К седлу был, повидимому, приторочен большой кусок баранины — тоже филе и курдюк.
К этому же периоду относится несколько впускных погребений, устроенных в насыпи курганов №1, 5 и 8. Наиболее богато находками впускное погребение в кургане №5. Оно было устроено в могильной яме основного погребения и грабителями переброшено на камни, покрывавшие сверху могилу. Здесь, и частично в могильной яме, найдены кости мужского скелета и двух лошадей. Среди костей собрано много различных предметов, главным образом роговых. Здесь были железный наконечник копья, железные стрелы с роговыми свистушками, роговые накладки на лук, остатки гладкой шёлковой ткани и всевозможные роговые пряжки, застёжки и другие принадлежности одежды и сбруи, в том числе и роговой предмет неизвестного пока назначения, представленный на рис. 5.
Одно из впускных погребений кургана №1 было устроено в деревянной колоде. При скелете, лежавшем головой на север, были положены лук и колчан со стрелами. Интересны тонкие роговые накладки на колчан, сплошь покрытые геометрическим орнаментом, и своеобразный роговой наконечник лука (рис. 6). В других впускных погребениях найдены немногочисленные железные предметы.
Наконец, к этому же времени, или несколько более древнему относится сооружение ввиде двух каменных оградок, выложенных внутри камнем. У северо-восточной стороны малой оградки стоял каменный столб, а у большой с той же стороны длинный ряд из 18 таких столбов. Едва различимые на поверхности степи остатки этого сооружения при раскопках были отчётливо выявлены. Прилагаемая фотография (рис. 4) показывает, что раскопанное сооружение устроено так же, как и известные могилы тюркских каганов в Кошо-Цайдаме (Монголия). Хотя погребение и не обнаружено, но можно полагать, что это могильный памятник. По сообщению китайских хроник тюрки ставили на могиле столько камней, сколько врагов было убито умершим в боях, и устройство Кошо-Цайдамских могил подтверждает это сообщение.
Раскопки погребений VIII-X вв. особенно ценны для Эрмитажа тем, что они несколько заполняют существенный пробел в его сибирских коллекциях. Отсутствие этих материалов не давало возможности показать в экспозиции, чем завершился процесс разложения первобытно-об-
щинного строя, хорошо представленного на материалах Пазырыкского кургана. Теперь это становится возможным, так как раскопки 1939 г. дали не только ценные исторические наблюдения, но и значительное количество новых музейных экспонатов, пополняющих разделы, посвящённые показу культуры и искусства ранних кочевников Алтая и кочевников VIII-X вв.
В заключение необходимо упомянуть также о раскопке погребения XIV-XVII вв., встреченного при разборке каменной насыпи кургана №1. Оно интересно в связи с тем, что археологические памятники этого времени для Алтая почти совершенно неизвестны, а письменные источники крайне недостаточны. Среди камней лежал скелет женщины с серебряными серьгами, с богатым набором разнообразных стеклянных бус и другими предметами. В ногах скелета лежало седло, от которого сохранились железные стремена, различные пряжки, кольца и скобки и остатки роговых украшений лук — накладки и инкрустация.