Н.Г. Горбунова
Сарматы и скотоводы Средней Азии
(состояние проблемы соотношения культур).
1. К проблеме соотношения культуры сарматов и синхронной ей культуры скотоводов Средней Азии исследователи обращались неоднократно (С.С. Сорокин, Б.А. Литвинский, О.В. Обельченко, А.М. Мандельштам, В.Н. Ягодин, К.Ф. Смирнов, М.Г. Мошкова, А.С. Скрипкин и др.). Однако, несмотря на очевидное сходство в культурах среднеазиатских скотоводов сарматского времени и собственно сарматов, их детальное сравнение не проводилось. Датировка памятников среднеазиатских скотоводов отнюдь не бесспорна и зачастую основывается на хронологии памятников сарматов, хотя и последняя сейчас пересматривается. Но пока, во избежание дополнительной хронологической путаницы, следует опираться на них. Поэтому в докладе делается попытка рассмотреть памятники среднеазиатских скотоводов в соответствии с периодизацией и хронологией сарматской культуры.
2. Раннесарматская, прохоровская культура (IV-II вв. до н.э.).
Памятников этого времени в Средней Азии пока известно немного. К ним относятся в зоне Прикаспия наземные склепы на Узбое; склепы, подпрямоугольные грунтовые могилы, ямы с заплечиками и подбои на Устюрте. В Присарыкамышской дельте — подпрямоугольные могилы с южной и подбои с северной ориентацией. На Зеравшане — грунтовые могилы, могилы с заплечиками, погребения
(18/19)
на дневной поверхности, с южной ориентацией погребённых. В Семиречье — подпрямоугольные могилы и незначительное число подбоев с западной ориентацией погребённых. В отличие от «прохоровцев» все указанные погребения индивидуальные, нет курганов-кладбищ, нет разнообразия типов грунтовых могил, нет катакомб.
Инвентарь погребений пока малочислен и сравнивать его с инвентарём «прохоровцев» сложно. Находки происходят, в основном, из районов Прикаспия и приамударьинских и не отличаются от семиреченских. В погребальном инвентаре в целом отсутствуют такие существенные элементы прохоровской культуры, как предметы конского снаряжения, колчанные наборы, тальковые «молоточки», предметы «звериного стиля». Типичные прохоровские костяные туалетные ложечки найдены только в Прикаспии.
3. Среднесарматский период (конец II в. до н.э. — II в. н.э.).
Памятников этого времени в Средней Азии гораздо больше. На Узбое продолжается традиция погребений в каменных склепах, на Устюрте отмечается исчезновение погребальных памятников этого времени, но они появляются в Приамударьинских районах. В Присарыкамышской дельте и на Зеравшане известны курганные погребения в подбоях и катакомбах II типа (по К.Ф. Смирнову), могилы со входом, подпрямоугольные грунтовые могилы. В Бактрии могилы с подбоями, грунтовые подпрямоугольные могилы, могилы с подобием каменного ящика на дне. Ориентация погребённых северная, но в Дангаринской группе на Вахше — западная. В Кызыл-Кумах — подпрямоугольные могилы и подбои с юго-западной ориентацией, катакомбы II типа с южной ориентацией погребённых, но есть и иные, где камера перпендикулярна дромосу. На Средней Сырдарье есть катакомбы II типа, но с северной ориентацией. Повсеместно отмечены остатки гробов. В Семиречье увеличивается количество подбоев, ориентация по-прежнему западная. В отличие от сарматского погребального обряда ограничены типы грунтовых могил, нет диагональных погребений, увеличивается число подбоев, появляются катакомбы. В отличие от сарматского инвентаря редки мечи и кинжалы с кольцевидными навершиями, среди наконечников стрел в Согде и Бактрии почти единственным типом являются наконечники с опущенными жальцами, хотя в Хорезме — только с прямым основанием, единичны втульчатые наконечники, нет копий. Количество наконечников стрел малочисленно, редко достигает 10 экземпляров (один случай — 26 экземпляров), т.е. колчанных наборов нет. Нет также зеркал-подвесок, костяных туалетных ложечек, единичны фибулы, почти нет металлической посуды, малочисленны предметы «звериного стиля». Полностью отсутствуют принадлежности конского снаряжения.
4. Позднесарматская культура (середина II-IV вв.н.э.). Могильни-
(19/20)
ки известны в Средней Азии уже повсеместно, но, наибольшее число их сосредоточено в северо-восточной её части.
Погребальные сооружения: подбои и узкие грунтовые могилы с северной ориентировкой погребённых есть во всех районах, но в Семиречье сохраняется западная ориентировка. На Узбое по-прежнему хоронят, в основном, в склепах, склепы известны и на Устюрте, и на Средней Сырдарье, катакомбы кенкольского и хангизского типов только на северо-востоке и в Согде. Катакомб такого типа, так же, как погребальных склепов нет в позднесарматской культуре. Довольно многочисленны погребения в гробах и особенно в колодах в северо-восточных районах.
Керамика по-прежнему локальна и определяется ближайшими гончарными центрами, сходство с сарматской прослеживается по наличию зооморфных ручек. В оружии идентичны длинные мечи и кинжалы без перекрестья и навершия, изредка с халцедоновым навершием, иногда с бронзовым перекрестьем, украшенные золотой насечкой, редки скобы из нефрита. Типы железных наконечников стрел, особенно в северо-восточных районах, гораздо разнообразнее: пулевидные, трёхлопастные и трёхгранные с уступами при переходе к черешку. Число их в могилах по-прежнему очень мало, но это теперь уже типично и для позднесарматских погребений. При общем сходстве прочего инвентаря, подчеркнём полное отсутствие зеркал-подвесок, широкое распространение небольших дисковидных зеркал без ручек, более характерных у сарматов для предыдущего периода. Почти полное отсутствие фибул (за исключением Джетыасарской культуры). Остальные типы украшений сходны, особенно в предметах полихромного стиля, но есть различия в ассортименте. В отличие от позднесарматской культуры, принадлежности конской узды единичны.
5. Отмеченные черты сходства и различия в культуре сарматов и синхронных им среднеазиатских скотоводов объясняются различными причинами. Установившиеся с эпохи бронзы связи, миграция части племён из степей в Среднюю Азию, пути сезонных кочёвок продолжались и в савроматское и раннесарматское время, что характерно особенно для западных районов региона. С точки зрения В.Н. Ягодина, в савроматское время на всей территории от Устюрта до Зауралья была распространена единая археологическая культура. Для раннесарматского времени говорить об этом пока оснований нет.
Неоднократно высказывалось предположение о том, что какая-то часть сарматских племён принимала участие в разгроме Греко-Бактрии. Однако проследить реальный путь этих племён по данным археологии достаточно сложно. Очевидно, что до Греко-Бактрии не дошли племена, для которых характерны погребения в катакомбах. Если они и участвовали в походе, то остались на землях Согда,
(20/21)
в Кызыл-Кумах, но и в этом случае нам известны, скорее всего, памятники потомков тех, кто двигался на разгром Греко-Бактрии, частично осели на землях вблизи земледельческих оазисов и перешли к полукочевому образу жизни. Сохранив традиционные формы погребальных сооружений и общий «сарматоидный» облик, они утеряли часть обычаев, характерных для их предков.
В настоящее время существует точка зрения, согласно которой среднеазиатские скотоводы участвовали в создании позднесарматской культуры. Если даже её принимать, то придется, видимо, исключить из числа «участников» племена кенкольской культуры и их ближайших соседей (северо-восток Средней Азии), хоронивших в катакомбах кенкольского и хангизского типа и имевших свои наборы наконечников стрел. В то же время, вещи центральноазиатского происхождения поступали к поздним сарматам именно через эти районы. В сложении позднесарматской культуры скорее могли принимать участие Приамударьинские племена, но пока основные находки позднесарматского времени происходят из северо-восточных районов Средней Азии.
В настоящее время можно лишь подтвердить близость, но не идентичность культуры среднеазиатских скотоводов к сарматской. Однако, более общие историко-культурные выводы можно будет делать лишь после создания независимой хронологии среднеазиатских памятников и детального сравнения их с сарматскими.
|