● главная страница / библиотека / обновления библиотеки
Р.Д. Голдина, Н.В. ВодолагоМогильники неволинской культуры в Приуралье.// Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та. 1990. 176 с. ISBN 5-7430-0015-8
[ аннотация: ] В монографии анализируются материалы могильников неволинской культуры. Это первая работа, посвящённая уникальным памятникам сылвенско-иренского поречья 2-й половины I тысячелетия н.э. В ней широко применяются современные методы исследования. Предназначена для археологов, историков, работников музеев, будет полезна аспирантам и студентам.
Оглавление
Введение. — 4
1. Результаты раскопок могильников неволинской культуры. — 61.1. Бродовский могильник (курганная часть). — 61.2. Верх-Саинский могильник. — 221.3. Бартымский могильник. — 371.4. Неволинский могильник. — 472. Исследования материалов неволинских могильников. — 662.1. Погребальный обряд. — 662.2. Классификация материала. — 772.3. Хронология погребальных комплексов. — 90
Заключение. — 95
Список использованной литературы. — 96Список принятых сокращений. — 98
Приложения. — 99Приложение 1. Краткие сведения о могильниках неволинской культуры. — 99Приложение 2. Таблицы. — 100Приложение 3. Указатель к таблицам. — 169
Заключение. ^
Могильники неволинской культуры — один из самых ярких видов археологических источников по истории средневекового Приуралья. Даже небольшой фрагментарный материал Неволинского могильника, опубликованный Венгерской Академией Наук, вызвал оживлённый интерес учёных и дискуссию о проблемах его датировки и этнической интерпретации.
Исследования конца 70-80-х гг. на средневековых могильниках кунгурской лесостепи показали, что число этих памятников довольно велико, они имеют ряд характернейших особенностей, позволяющих уверенно говорить не только о своеобразии их на фоне других приуральских средневековых могильников, но и идентифицировать в пределах самостоятельной неволинской культуры. Несмотря на определённую близость неволинских могильников с ломоватовскими и поломскими, хорошо отражающую, очевидно, их этнокультурную, экономическую и социальную общность, единство неволинских памятников чётко проявляется в погребальном обряде, вещевом материале, керамике. Проведённая классификация инвентаря могильников и его сопоставительный анализ позволили определить период существования неволинских памятников с конца IV по первую половину IX в. включительно, а также выявить несколько более раннее время (конец IV в.) появления курганных могильников в кунгурской лесостепи, чем в Верхнем Прикамье (могильники харинского этапа ломоватовской культуры).
По публикуемым материалам удалось выяснить, что исчезновение обычая насыпать курган, фиксируемый на многих средневековых памятниках Приуралья, в кунгурской лесостепи относится к рубежу VI-VII вв. или к началу VII в.
Обилие и разнообразие материала неволинских могильников сделало возможным провести культурно-стратиграфическое разделение комплексов на последовательные хронологические стадии. Удалось не только подтвердить хронологическое членение средневекового материала на четыре стадии, как в ломоватовской культуре, но и выделить среди тождественных харинским подкурганным захоронениям комплексы V и VI вв. Пока это не удавалось сделать ни в одном регионе Приуралья. Таким образом, по материалам неволинских могильников обособлены пять хронологических стадий: первая — бродовская (конец VI-VII в.), вторая — верх-саинская (VI в.), третья — бартымская (конец VI-VII в.), четвёртая — неволинская (конец VII-VIII в.), пятая — сухоложская (конец VIII — первая половина IX в.). Дальнейшая работа по хронологизации погребальных комплексов неволинской, культуры идёт в плане более дробного членения материала в рамках выделенных столетий.
Представленные в данной книге материалы неволинских могильников являются хорошей источниковой базой для исследования вопросов этнической принадлежности, происхождения, истории хозяйства и общественного строя населения Приуралья эпохи средневековья.
Предлагаемое исследование открывает начало серии публикаций сотрудников Камско-Вятской экспедиции Удмуртского университета, посвящённых вопросам истории населения неволинской культуры.
наверх |