Л.К. Галанина
Скифские древности Северного Кавказа
в собрании Эрмитажа.
Келермесские курганы.
// СПб: Изд-во Гос. Эрмитажа. 2006. 80 с. (Коллекции Эрмитажа)
ISBN 5-93572-185-6
Конское оснащение и убранство.
Клянусь, ржание коня для меня приятнее...
Плутарх.
Сравнительные жизнеописания.
Изречения царей и полководцев
Слова, процитированные в эпиграфе, приписывают скифскому царю Атею, который в 339 году до н.э. в возрасте 90 лет погиб в битве с царём Филиппом Македонским — отцом знаменитого Александра Македонского. Непосредственным поводом для этого изречения послужила виртуозная игра на флейте знаменитого эллина Исмения, вызвавшая восторг всех присутствовавших, но не Атея, взявшего в плен этого греческого музыканта.
Кони составляли главное богатство жителей степей и играли огромную роль в их повседневной кочевой жизни. Лошадей использовали в качестве средства передвижения, но они также и кормили скифов. По свидетельству Геродота, мясо лошадей и приготовленные из кобыльего молока кумыс и сыр были любимой пищей кочевников. Особенно ценились верховые кони, оснащению которых придавалось большое значение, с течением времени оно изменялось, становясь более совершенным.
Ил. 68. Костяная уздечная бляшка-пронизь — свернувшаяся в кольцо пантера.
В раннескифскую эпоху на всей территории Евразии применялась уздечная конструкция, состоявшая из суголовного, налобного, наносного и нащёчных ремней, концы которых пропускались через петли удил и трёхпетельчатых псалиев. Удила привязывались к среднему отверстию псалиев, а нащёчные ремни — к крайним отверстиям. Боковые и поперечные ремни уздечек соединялись между собой посредством пряжек-пронизей или различного рода бляшек.
Келермесская коллекция демонстрирует почти весь ассортимент удил, псалиев и наременных украшений, которые употреблялись в конском снаряжении Юго-Восточной Европы в раннескифский период.
Количественно доминируют железные кованые удила с кольцевидными или стремявидными окончаниями, как правило сильно повреждённые от окислов. Небольшую, но лучше сохранившуюся группу образуют литые бронзовые удила со стремявидными наружными петлями. У некоторых из них стержни покрыты рельефными рубчиками, квадратиками и крестами, что свойственно так называемым строгим удилам. Железные и бронзовые удила сочетались в уздечках с трёхпетельчатыми псалиями двух типов — кованными из железа и деревянными, от которых уцелели только декоративные зооморфные наконечники, вырезанные из кости и рога.
Исключительно многообразны переменные бляшки, отличающиеся по материалу, форме, технике изготовления и художественному решению. Среди пятидесяти дошедших до нас уздечных комплектов выделяются шесть основных видов наборной сбруи, имеющих разное, но преимущественно евразийское происхождение.
(54/55)
Ил. 69-73. Костяные уздечные бляшки-пронизи —
головки баранов грифо-баранов и козлов.
В этой серии наиболее интересны наборы, оформленные в скифском зверином стиле. Замечательное чувство композиции и материала позволяло скифским мастерам придавать любой утилитарной вещи облик того или иного зверя. Наглядная иллюстрация этому — обычные принадлежности раннескифских уздечек: костяные наконечники от деревянных псалиев и костяные или бронзовые цилиндрические пронизи с четырьмя боковыми отверстиями для продевания нащёчных и поперечных ремней конского оголовья. Одни из них остроумно превращены в скульптурные головки баранов, грифо-баранов и козлов на коротких шеях, другие, имеющие округлую поверхность, воспринимаются как рельефные фигурки свернувшихся кольцом кошачьих хищников (ил. 68). Бросается в глаза сознательное подчёркивание и гиперболизация отличительных признаков того или иного вида животных. Барана легко можно узнать по горбоносой морде и круто загнутому вокруг глаза гладкому рогу. Для козла характерен рубчатый серповидный рог, а иногда и бородка. В самобытно скифском фантастическом образе грифо-барана скрестились черты овна и хищной птицы (ил. 69-73).
Совсем иного происхождения золотые конские наборы из Келермесских курганов (ил. 44). Их формы навеяны переднеазиатскими прототипами, о чем позволяют судить изображения царских уздечек на ассирийских рельефах времён Саргона II и Ашшурбанипала (ил. 75). Появление в Прикубанье такого роскошного конского убранства связано с переднеазиатскими походами скифов. Именно на Древнем Востоке стремившаяся выделиться кочевническая знать переняла манеру украшения узды
(55/56)
|
|
Ил. 74. Бронзовые сбруйные колокольчики.
|
Ил. 75. Изображение царской конской уздечки на ассирийском рельефе времен Саргона II.
|
крупными налобниками, закрывающими морду лошади от холки до ноздрей, пышную отделку ремней декоративными пластинками и фаларами, покрытие рукоятей нагаек золотыми лентами. В Келермесских захоронениях мы столкнулись с местной версией иноземных конских наборов. Заимствовав идею системы уздечных украшений, местные мастера трансформировали её по-своему, в соответствии с собственными техническими навыками и художественными традициями.
Дальнейшую эволюцию наборной сбруи келермесского типа демонстрируют богатые скифские уздечки 5-4 веков до н.э. В этот период варварская знать охотно пользовалась услугами греческих мастеров, создававших высокохудожественные комплекты с крупными золотыми и серебряными налобниками, украшенными изображениями скифской Змееногой богини (ил. 76, 77).
Совершенно уникальны две уздечки из Келермесских курганов, украшенные серебряными на медной основе нащёчными бляшками-фаларами, декорированными в технике перегородчатой инкрустации пластинками белого и чёрного полевого шпата (ил. 41). По художественно-техническим признакам обе пары фаларов следует считать импортными, вероятнее всего закавказскими, бляхами-пуговицами, приспособленными в качестве конских нащёчников.
С древневосточным влиянием связывается и появление в раннескифской культуре бронзовых колокольчиков, подвешивавшихся к шейному ремню конской сбруи (ил. 74). По-видимому, издаваемый ими звон должен был в представлении скифов защитить лошадь и её хозяина от злых сил.
|
(56/57)
|
Ил. 76. Изображение уздечки коня из кургана Большая Цымбалка. Реконструкция Л.К. Галаниной.
|
Ил. 77. Золотой уздечный набор — налобник с изображением скифской Змееногой богини, нащёчники и фалары. Курган Большая Цымбалка. Приднепровье. 4 в. до н.э.
|
|