главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Сообщения Государственного Эрмитажа. [Вып.] XXII. Л.: Изд-Во Гос. Эрмитажа. 1962. Л.К. Галанина,   Я.В. Доманский

Об экспозиционной работе
Отдела истории первобытной культуры.

// СГЭ. [ Вып. XXII. ] Л.: 1962. С. 3-6.

 

Уже несколько лет отдел ведёт поиски новых, более совершенных форм экспозиции «Первобытная культура», вместо старой, открытой в 1953 г. За прошедшие годы недостатки этой выставки выявились достаточно ясно и в полной мере сознаются коллективом ОИПК. Слишком «специальная», малопонятная, перенасыщенная повторяющимися однообразными материалами, непояснённая реконструкциями и иллюстрациями, неудобная для осмотра из-за несовершенного экспозиционного оборудования нынешняя выставка отдела не даёт посетителю музея достаточно полного

(3/4)

представления о ярких страницах истории культуры древнего человека на территории нашей страны.

 

Первым опытом применения новых приёмов экспозиции была временная выставка «Древнейшее прошлое Ленинградской области», открытая в 1957 г. к празднованию 250-летия Ленинграда. Коллектив ОИПК стремился тогда найти такую форму показа археологических материалов, которая просто и ясно раскрывала бы перед посетителями историю древней жизни человека на лесных пространствах Севера.

 

Выставка «Древнейшее прошлое Ленинградской области». Щит, посвящённый неолитической культуре Приладожья.

(Открыть в новом окне)

 

Выставка культуры и искусства скифского периода. Погребение вождя в кургане Солоха.

(Открыть в новом окне)

(4/5)

Выставка культуры и искусства скифского периода. Одежда и вооружение скифов.

(Открыть в новом окне)

 

Для достижения этой цели были применены многообразные средства. Так, главное место на экспозиционной площади было отдано не отдельным археологическим комплексам, а тематическим композициям, характеризующим важнейшие стороны деятельности древнего населения нашего края. Археологические вещи часто сопровождались графическими реконструкциями, позволяющими представить предмет в целом (если сохранилась лишь часть его), технику его изготовления или способ его употребления. В экспозицию были включены фотографии крупного формата, причём в некоторых оправданных случаях они монтировались вместе с экспонатами. На выставке нашли место и макеты, воспроизводящие археологические памятники в натуральную величину. И, наконец, совершенно иначе, чем раньше, решался вопрос об оборудовании выставки — исходя из поставленных новых задач экспозиции.

 

Выставка хорошо смотрелась посетителями Эрмитажа и положительно оценена музейными работниками ряда городов, высказавшими желание использовать ее опыт.

 

Весной 1960 г., после длительной предварительной подготовки, отдел приступил к созданию новой экспозиции в залах своей основной выставки. Решено было начать с одного большого раздела, посвящённого истории культуры скифов. В настоящее время первая часть этого раздела — общая характеристика культуры скифов, культура причерноморских степных скифских племён в VII-IV вв. до н.э. и более северного «предскифского» населения лесостепи и начале I тыс. до н.э. — полностью закончена.

 

В предвидении дальнейшей, ещё более значительной работы, уместно подвести хотя бы некоторые итоги сделанному.

 

В основу построения новой экспозиции взяты как отдельные археологические комплексы (например, курган Чертомлык), так и композиционные подборки материалов по темам (например, тема «Верования и обычаи скифов»). Нередко и в археологических комплексах вещи также сгруппированы тематически.

 

Материалы размещены в витринах новой конструкции. В каждом зале такая витрина занимает все свободные от окон и дверей стены. Тем самым получается сплошная и весьма значительная экспозиционная площадь. Она превосходит всю вместе взятую полезную площадь отдельных шкафов, которые можно было бы поставить вдоль тех же стен. Вместе с тем, в больших витринах легче, свободно подчиняясь замыслу, располагать экспонаты. Отчётливости экспозиции помогают и различные приёмы оформления: определённое композиционное размещение материалов в разных плоскостях с широким применением планшетов, лаконичные пояснительные надписи,

(5/6)

объединяющие отдельные группы предметов, и т.д.

 

Всякого рода рисунки — скупые, схематичные и рисунки-реконструкции — составляют основной иллюстративный материал выставки. Кроме того, во многих случаях в начале отдельных частей экспозиции помещены фотографии большого формата, например виды курганов Солоха и Чертомлык.

 

Впервые в оформлении выставок Эрмитажа используются некоторые новые материалы (пенопласт, древесноволокнистая плита и др.). Из оргстекла, например, сделаны планшеты и различные реконструкции.

 

Рассмотрим два примера построения экспозиции — комплекс находок в кургане Солоха и тему «Одежда и вооружение скифов».

 

Показ комплекса Солохи начинается с фотографии кургана с прорисованным по ней белой краской разрезом могил. Перед фотографией повешен план кургана, вырезанный из оргстекла. Все детали на нём выполнены гравировкой.

 

Основные находки разбиты на четыре группы в соответствии с назначением предметов: золотые [1] украшения костюма; предметы вооружения (с ними же — золотой гребень и знаки царской власти: бронзовая булава и золотая чаша); парадная столовая посуда; конское снаряжение. Для обособления и приближения к зрителю некоторые вещи размещены в разных плоскостях с помощью планшетов — или прибитых к задней стенке витрины, или подвешенных на капроновых нитях. Посуда поставлена на стеклянные полочки, врезанные в стенку витрины. Наиболее интересные экспонаты сопровождаются увеличенными рисунками всего предмета или отдельных его частей.

 

Основой построения обобщающей темы «Одежда и вооружение скифов» является воронежский серебряный сосуд с фигурами скифских воинов. Часть верха витрины занимает прорисованный по холсту фриз с развёрнутым изображением сцен с сосуда. Ещё более увеличенное воспроизведение одной из фигур с сосуда, вырезанное из оргстекла с наложенными на него золотыми бляшками, браслетами, перстнями и железной секирой, знакомит зрителя с нарядным костюмом богатого скифа и даёт представление о назначении столь часто встречающихся на выставке золотых бляшек. Главные виды оружия и доспехи скифского воина, расположенные так, как они носились, помещены на отдельном планшете. Это дополняется реконструкциями (подлинные остатки вещей и прорисовки) копий, дротиков, лука и горита.

 

В 1961 г. коллектив отдела приступил к работе над второй частью скифского раздела своей выставки — «Культура населения украинской лесостепи и Прикубанья в VII-III вв. до н.э.», после завершения которой наступит очередь таких основных разделов, как эпоха камня и бронзовый век.

 


 

[1] Подлинные золотые вещи находятся в экспозиции Особой кладовой Эрмитажа, здесь же выставлены их гальванокопии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки