главная страница / библиотека / обновления библиотеки
Чарльз Патрик ФицджеральдКитай. Краткая история культуры.// СПб: «Евразия». 1998. 456 с. («Пилигрим»). ISBN 5-8071-0010-7
Пер. с англ. Р.В. Котенко. Науч.ред. Е.А. Торчинов. [ аннотация: ] Книга английского китаеведа профессора С.П. Фицджеральда — это обширный и глубокий очерк истории Китая от неолита до конца XIX века, в котором достойное внимание уделено духовной культуре, искусству и литературе традиционного Китая. Совмещая в себе сугубую научность, лёгкость и увлекательность повествования, она будет интересна для любого, кто начинает знакомство с одной из величайших древних культур мира.
Содержание
Предисловие редактора. — 7
Введение. Земля и люди. — 11
Часть первая. Феодальный Китай.Глава I. Предыстория. — 21Глава II. Древние боги. — 35Глава III. Эпоха феодализма (842-224 гг. до н.э.). — 51Глава IV. «Сто школ» философии. — 65Глава V. Искусство Шан и Чжоу. — 89
Часть вторая. Первая империя.Глава VI. Образование централизованного государства. — 107Глава VII. Социально-экономический переворот. — 122Глава VIII. Ханьская экспансия и открытие Запада. — 133Глава IX. Литература и религия в эпоху Хань. — 153Глава X. Ханьское искусство. — 170
Часть третья. Эпоха смуты.Глава XI. Падение первой империи. — 183Глава XII. Даосизм и буддизм. Поздний даосизм. — 195
Часть четвёртая. Танская империя.Глава XIII. Восстановление единства. — 217Глава XIV. Социально-экономическая обстановка. — 228Глава XV. Новые контакты с Западом. — 241Глава XVI. «Золотой век» поэзии. — 253Глава XVII. Танское искусство. — 262
Часть пятая. Династия Сун.Глава XVIII. Сунская монархия. — 279Глава XIX. Реформы Ван Ань-ши. — 292Глава XX. Чжу Си и неоконфуцианство. — 301Глава XXI. Нашествие степняков. — 311Глава XXII. Сунская живопись. — 323
Часть шестая. Династия Мин.Глава XXIII. Возрождение Китая. — 339Глава XXIV. Начало торговли с Европой. — 350Глава XXV. Драма и роман. — 361Глава XXVI. Архитектура. — 380
Часть седьмая. Китай при маньчжурах.Глава XXVII. Маньчжурское завоевание. — 397Глава XXVIII. Экономические последствия морской торговли. — 406Глава XXIX. Христианство тайпинов. — 415Глава XXX. Позднее искусство. — 427
Приложения.Краткая хронология истории Китая. — 439Древнекитайские и английские меры длины, площади, объёма и веса. — 440
Указатель. — 441
Предисловие редактора. ^
Перед читателем книга выдающегося английского китаеведа Фицджеральда «Китай. Краткая история культуры». Эта книга написана давно, но её регулярные переиздания на Западе свидетельствуют о том, что она стала своего рода синологической классикой. Конечно, со времени её последнего прижизненного издания прошло уже около тридцати лет, и поэтому многое в книге Фицджеральда несколько устарело. И тем не менее, эта книга чрезвычайно полезна для современного читателя, начинающего своё знакомство с великой и древней культурой Китая. Особенно интересна и нужна она российскому читателю, поскольку, несмотря на несомненные успехи отечественного китаеведения, являющегося, по-видимому, наиболее развитой отраслью российского востоковедения, в нашей литературе нет ничего подобного работе Фицджеральда: ни одной легко и интересно написанной и вместе с тем сугубо научной по своему содержанию книги, содержащей великолепный очерк истории Китая от неолита до конца XIX века с углублённым экскурсом в область духовной культуры, литературы и искусства традиционного Китая. Между тем, такая книга необходима прежде всего студентам востоковедных, да и всех остальных гуманитарных специальностей, лишённых пока подобных учебных пособий. Интересна она и самым широким кругам читателей, интересующимся историей и культурой Востока. В этом и заключается ключ к загадке популярности книги Фицджеральда: она является и прекрасным учебным пособием, которое интересно читать, и просто прекрасной научно-популярной книгой, написанной выдающимся специалистом в области китаеведения.
Биография Фицджеральда небогата событиями. Получив востоковедное образование в Англии, он занимался различными исследованиями в области истории китайской культуры и археологии. Во время войны Фицджеральд служил в Министерстве иностранных дел Великобритании и выполнял различные дипломатические поручения в странах Восточной Азии, прежде всего в Китае. Последние годы своей жизни он провёл, преподавая синологические дисциплины в различных университетах Австралии.
«Китай. Краткая история культуры» впервые была издана ещё до начала второй мировой войны и впоследствии неоднократно переиздавалась, причём в новые издания автор постоянно вносил исправления и дополнения. Настоящее русское издание выполнено по последнему прижизненному варианту автора и отражает уровень, достигнутый мировым китаеведением на рубеже 60-70-х годов. Так что же изменилось во взглядах на китайскую культуру с тех пор? В чём Фицджеральд безусловно устарел?
Прежде всего, устаревшей является вся археологическая часть книги Фицджеральда. Во-первых, со времени его смерти китайскими учёными были совершены крупнейшие археологические находки, относящиеся как к архаическому периоду истории или даже предыстории Китая (неолит), так и ко времени классической древности Срединного Государства (раскопки в Чанша-Мавандуй, находка погребения первого императора Цинь Шихуан-ди и другие). Во-вторых, эти находки археологов во многом изменили устоявшиеся представления о формировании древнекитайской культуры, и, наконец, они обогатили китаеведов новыми богатыми материалами, позволяющими значительно углубить источниковедческую базу синологических исследований.
Так, в Чанша-Мавандуй были найдены не только самые ранние версии таких классических текстов, как «Дао-Дэ цзин» («Канон Дао-Пути и Благой Силы-Дэ») или «И цзин» («Канон Перемен»), но и ряд текстов, считавшихся утраченными («Четыре канона Жёлтого Императора» — «Хуан-ди сы цзин»), а также и вовсе нам неизвестные даже по названиям и посвященные эзотерической даосской практике, медицине и гигиене. Тексты из Чанша-Мавандуй позволили по-иному посмотреть на культурные процессы в Китае эпохи Борющихся Государств (Чжань-го), в частности, на процесс взаимодействия культурных традиций севера и юга Китая.
Следует также сказать о некоторых недостатках книги Фицджеральда в области историко-философской и религиоведческой тематики.
В целом этот аспект книги Фицджеральда можно считать наиболее слабым. Его суждения о характере древнекитайской мысли довольно поверхностны и легковесны. Но самым большим недостатком книги является ярко выраженная в ней приверженность устаревшей концепции двух даосизмов — религиозного и философского, причём первый рассматривается в качестве результата деградации, или вырождения первого. Одновременно религиозный даосизм трактуется как примитивная религия, переполненная магией, оккультизмом, демонолатрией и колдовством.
Следует отметить, что данное понимание даосизма устарело уже к 50-м годам нашего века (во многом благодаря пионерским трудам французкого [французского] учёного А. Масперо, скончавшегося в нацистских застенках, и его учеников). В настоящее время даже ведущие энциклопедические издания (например, «Encyclopedia Britannica») рассматривают коцепцию [концепцию] двух даосизмов как безусловно устаревшую и интересную исключительно для историков китаеведения. Безусловно, «религия» и «философия» — лишь два уровня единой даосской традиции. Равно справедливо и то, что поздний даосизм содержал в себе вполне весомый философский элемент, а ранний — религиозно-магический и мистический. Кроме того, даосская алхимия и другие даосские методы ценны и своей исторической связью с медициной и другими традиционными формами науки, которые даосские алхимики (Гэ Хун, Тао Хун-цзин, Сунь Сы-мяо и другие) постоянно обогащали *. [сноска: * Рассмотрение методологических проблем изучения даосизма и очерк истории даосской религии см.: Торчинов Е.А. Даосизм. Опыт историко-религиоведческого описания. СПб., 1993 (2-е расширенное издание — СПб., 1998).]
«Не повезло» в монографии и буддизму. Несмотря на то, что процесс китаизации буддизма в процессе его распространения в этой стране описан, в целом, правильно, учение буддийских школ и направлений крайне примитивизировано, а о ведущей в средневековом Китае созерцательной школе Чань (яп. Дзэн) вообще почти ничего не говорится, хотя она оказала огромное влияние на развитие китайского искусства (поэзия, живопись, каллиграфия).
Говоря о неоконфуцианстве, Фицджеральд ограничивается только рассмотрением учения Чжу Си и его школы, по существу игнорируя альтернативное направление Ван Ян-мина (Ван Шоу-жэня). Между тем, эта школа не только была популярна в XVI-XVII веках, но и является в настоящее время идейной основой современного конфуцианства (так называемого постконфуцианства), представленного такими именами, как Лян Шу-мин, Сюн Ши-ли, Моу Цзун-сань, Тан Цзюнь-и и др.
Сильно преувеличивает Фицджеральд и уровень культурного упадка и застоя в Китае эпохи последней императорской династии Цин (1644-1911). По мнению английского синолога, только фарфор оставался развивающейся формой китайского искусства в этот период. Однако, мимо его внимания совершенно прошло зарождение и развитие новой формы искусства — «национальной живописи» (го хуа), представленной Жэнь Бо-нянем и Ци Бай-ши, а также развитие филологической критики и нового умозрения в рамках кофуцианской [конфуцианской] «ханьской науки» (хань сюэ), оппозиционной официальному чжусианству.
Некоторые рассуждения Фицджеральда покажутся российскому читателю странными. Так, читатель, воспитанный на марксистской «пятичленке» (первобытность, рабовладение, феодализм, капитализм, коммунизм), будет очень удивлен тем, что автор в своей книге ничего не говорит о рабовладении в Китае, а период феодализма переносит в седую древность эпох Чунь-цю и Чжань-го (VIII-III веках до н.э.). Однако, если мы не будем смотреть на феодализм как на особую социально-экономическую формацию, а определим его как особую форму организации общества, предполагающую жёсткую социальную иерархию вассально-ленных отношений, то окажется, что Фицджеральд совершенно прав и в древнем доимперском Китае мы имеем дело с самым настоящим феодализмом.
Безусловной заслугой автора является и его стремление показать развитие культуры Китая в процессе её взаимодействия с другими культурами — государствами Западного Края (Центральная Азия), Ираном и Индией в древности и Европой в Новое время. При этом автор отнюдь не европоцентрист и не защитник колониальных методов «открытия Китая», использовавшихся западными державами и, прежде всего, Великобританией в XVIII-XIX веках (а до этого, в XVI-XVII века — Испанией и Португалией). Он вполне объективен и научен, обнаруживая, однако, что вполне естественно для китаеведа, определённую симпатию к Китаю, ставшему жертвой колониального шантажа и непосредственной военной агрессии в эпоху так называемых Опиумных войн.
Итак, читатель взял в руки очень интересную и ценную книгу, достоинства которой стократ превосходят недостатки. И мне хотелось бы выразить уверенность, что полученное им от её чтения удовольствие будет равно тому количеству китаеведной информации, которую читатель, несомненно, из неё почерпнёт. Итак, вперед, в увлекательное путешествие по причудливым путям древней китайской истории и культуры!
Е. Торчинов,
наверх |