главная страница / библиотека / обновления библиотеки
|
|
|
Рис. 1. План пещеры Шове. |
Рис. 2. Изображения пещеры Шове: 1 — медведь, нарисованный красной краской; 2 — лошади и противопоставленные друг другу носороги; 3 — носороги; 4 — львы. |
По изображениям пещеры Шове сделан ряд радиокарбоновых анализов. Так, перед глубоким залом в конце пещеры два противопоставленных друг другу носорога в панно с группой из четырёх лошадей имеют даты 32410±720, 30940±610 и 30790±600 лет от наших дней. Бизон из второго зала — 30340±570, кусочки угля из конечного зала — 29000±400 и 22800±400, кусочки угля из второго зала — 26980±420, ±410, натёки от факела — 26120±400 и, наконец, кусочек угля, обнаруженный напротив панно с оленями — 24770±780. Здесь представлены две разновременные фазы «художественной» деятельности. Наиболее древними (32-30 тыс. лет от наших дней) оказались прекрасные изображения носорогов и бизона стиля III-IV по А. Леруа-Гурану.
В конечном, Глубоком зале (в 180 м от входа) на стене, расположенной перпендикулярно к огромному панно с носорогами, бизонами, львами и странным длинноногим мамонтом, находится изображение бизона с человеческими ногами (Рис. 3, 2). Этот сюжет в верхнепалеолитическом искусстве имеет своё продолжение. Аналогичные символичные персонажи в подземных святилищах, видимо, играли значительную роль (Рис. 4).
Изображения на данный момент древнейшего искусства пещеры Шове несут в себе огромное количество «избыточной» информации по отношению к отвлечённой или утилитарной сути изобразительно-закодированных сообщений. Здесь наблюдается переплетение различных техник и приёмов усиливающих выразительность средств. Среди разных технико-технологических ухищрений следует отметить эстампаж, гравюру в живописи и проскабливание («ракляж»). Особо необходимо обратить внимание на подготовку участков стен, выравнивание плоскостей при помощи скобления. В средней части большого панно с носорогами, бизонами, львами имеется небольшая ниша с замечательным изображением лошади (Рис. 3, 3). Стена ниши заранее выскоблена под фигуру лошади. Был сделан своеобразный эскиз, но затем лошадь изобразили смещённой вправо к углублению в нише. В данном случае, как говорит об этом Ж. Клотт, просматривается желание первобытного мастера показать, как животное выходит из стены. Чрезвычайно любопытен и другой факт. Во-первых, в пещере Шове главное внимание уделено хищным и другим опасным животным; во-вторых, животные сгруппированы по своеобразным кланам в виде стад или прайдов, например, львов. Носороги соединены в многочисленные группы, хотя это одиночные животные (Рис. 2). Контур фантастического мамонта повторяется. И это не подправка основного контура (Рис. 3, 1).
Следует напомнить, что в некоторых памятниках искусства преобладают один или два вида: в Руффиньяке — мамонт, в Фон де Гом — бизон, в Шове — носороги (факт исключительный), затем львы и мамонты, в Ляско — бык и лошадь. Часто изображают тех животных, которых не употребляют в пищу. Так, 87% пищевых отбросов (в виде костей) в культурном слое Ляско принадлежит северному оленю, а на стенах этой пещеры северного оленя нет. Следует подумать не о натуралистическом отражении животного мира, а об отражении неких достаточно
стабильных (!) социальных структур. Ориентируясь на приведённые выше данные, можно констатировать на первый взгляд весьма странную ситуацию: внезапно возникшее искусство существовало без каких-либо изменений изобразительных форм на протяжении огромного отрезка времени, то есть верхнего палеолита. В самом начале эпохи фиксируются, по существу, все стили А. Леруа-Гурана.
Исследователи искусства пещеры Шове склонны отнести основные живописные и гравированные изображения к развитому солютрэ или мадлену, подчёркивая, что Шове старше Ляско (мадлен III) на 2000 лет. Пещера Шове является сегодня (наряду с пещерами Арси-сюр-Кюр и Коскер) самым древним верхнепалеолитическим памятником с очень развитыми формами изобразительного наскального искусства.
|
|
Рис. 3. Изображения пещеры Шове: 1 — мамонты; 2 — человеко-бизон (Хозяин пещеры?); 3 — лошадь, выходящая из стены. |
Рис. 4. Фантастические персонажи-концепты в мифологии верхнего палеолита из местонахождений: 1 — Холенштейн; 2 — Шове; 3, 4 — Труа Фрэр; 5 — Эспелюг; 6 — Габийю; 7 — Комбарель; 8, 9 — Альтамира; 10-12 — Ляско; 13 — Фонтане. |