главная страница / библиотека / обновления библиотеки
А.К. ФилипповПещера Шове и её место в искусстве верхнего палеолита.Изобразительные памятники: стиль, эпоха, композиции. Материалы тематической научной конференции. СПб: 2004. С. 47-52.
Палеолитическое искусство как лучшая в своём роде и, соответственно, лучшая по выразительной форме знаково-символическая деятельность, создающая мир образов, связанных с эмоционально-духовной ориентацией человека в природно-социальной среде, возникло в самом начале верхнего палеолита. Оно органически слито с технологией изготовления совершенных вещей и с отражением социально-мифологических реалий. В эту эпоху оно несёт в себе как семантическую информацию о жизнедеятельности людей, так и эстетическую.
В наскальном искусстве пещер Франции и Испании наблюдается связь подземных пространств, галерей, различных провалов и колодцев с изобразительными комплексами. Связь топографии пещеры и изображений впервые отметили А. Леруа-Гуран и А. Ляминь-Амперер. Комплексы изображений представляют многочисленные фигуры животных периода позднего оледенения, на первый взгляд не связанных друг с другом. Одной из самых древних пещер с изобразительным искусством, поразительно точно характеризующим и мастерство и представления палеолитического человека, является пещера Шове.
Пещера Шове была открыта в декабре 1994 г. в Валлон-Пон-д’Арк (долина реки Роны во Франции) (Рис. 1, 2, 3). В ней зафиксировано 263 рисунка. Преобладают изображения носорогов, их — 53 (20% от всех изображений животных). 39 носорогов нарисованы чёрным цветом. В количественном отношении далее следуют мамонты (37) и львы (36), а также лошади (35), бизоны (20), медведи (15), северные олени (12). Другие животные совсем малочисленны.
По изображениям пещеры Шове сделан ряд радиокарбоновых анализов. Так, перед глубоким залом в конце пещеры два противопоставленных друг другу носорога в панно с группой из четырёх лошадей имеют даты 32410±720, 30940±610 и 30790±600 лет от наших дней. Бизон из второго зала — 30340±570, кусочки угля из конечного зала — 29000±400 и 22800±400, кусочки угля из второго зала — 26980±420, ±410, натёки от факела — 26120±400 и, наконец, кусочек угля, обнаруженный напротив панно с оленями — 24770±780. Здесь представлены две разновременные фазы «художественной» деятельности. Наиболее древними (32-30 тыс. лет от наших дней) оказались прекрасные изображения носорогов и бизона стиля III-IV по А. Леруа-Гурану.
В конечном, Глубоком зале (в 180 м от входа) на стене, расположенной перпендикулярно к огромному панно с носорогами, бизонами, львами и странным длинноногим мамонтом, находится изображение бизона с человеческими ногами (Рис. 3, 2). Этот сюжет в верхнепалеолитическом искусстве имеет своё продолжение. Аналогичные символичные персонажи в подземных святилищах, видимо, играли значительную роль (Рис. 4).
Изображения на данный момент древнейшего искусства пещеры Шове несут в себе огромное количество «избыточной» информации по отношению к отвлечённой или утилитарной сути изобразительно-закодированных сообщений. Здесь наблюдается переплетение различных техник и приёмов усиливающих выразительность средств. Среди разных технико-технологических ухищрений следует отметить эстампаж, гравюру в живописи и проскабливание («ракляж»). Особо необходимо обратить внимание на подготовку участков стен, выравнивание плоскостей при помощи скобления. В средней части большого панно с носорогами, бизонами, львами имеется небольшая ниша с замечательным изображением лошади (Рис. 3, 3). Стена ниши заранее выскоблена под фигуру лошади. Был сделан своеобразный эскиз, но затем лошадь изобразили смещённой вправо к углублению в нише. В данном случае, как говорит об этом Ж. Клотт, просматривается желание первобытного мастера показать, как животное выходит из стены. Чрезвычайно любопытен и другой факт. Во-первых, в пещере Шове главное внимание уделено хищным и другим опасным животным; во-вторых, животные сгруппированы по своеобразным кланам в виде стад или прайдов, например, львов. Носороги соединены в многочисленные группы, хотя это одиночные животные (Рис. 2). Контур фантастического мамонта повторяется. И это не подправка основного контура (Рис. 3, 1).
Следует напомнить, что в некоторых памятниках искусства преобладают один или два вида: в Руффиньяке — мамонт, в Фон де Гом — бизон, в Шове — носороги (факт исключительный), затем львы и мамонты, в Ляско — бык и лошадь. Часто изображают тех животных, которых не употребляют в пищу. Так, 87% пищевых отбросов (в виде костей) в культурном слое Ляско принадлежит северному оленю, а на стенах этой пещеры северного оленя нет. Следует подумать не о натуралистическом отражении животного мира, а об отражении неких достаточно стабильных (!) социальных структур. Ориентируясь на приведённые выше данные, можно констатировать на первый взгляд весьма странную ситуацию: внезапно возникшее искусство существовало без каких-либо изменений изобразительных форм на протяжении огромного отрезка времени, то есть верхнего палеолита. В самом начале эпохи фиксируются, по существу, все стили А. Леруа-Гурана.
Исследователи искусства пещеры Шове склонны отнести основные живописные и гравированные изображения к развитому солютрэ или мадлену, подчёркивая, что Шове старше Ляско (мадлен III) на 2000 лет. Пещера Шове является сегодня (наряду с пещерами Арси-сюр-Кюр и Коскер) самым древним верхнепалеолитическим памятником с очень развитыми формами изобразительного наскального искусства.
|