● главная страница / библиотека / обновления библиотеки

И.Д. Федюшина

Первые художники и скульпторы.

// Л.: «Аврора». 1971. 40 с. (Путешествия в прошлое. По залам Эрмитажа.)

 

См. файл .pdf, 2,73 Мб.

 

С древнейшим прошлым нашей родины, с самыми ранними памятниками человеческой культуры, с произведениями одних из первых в мире художников и скульпторов можно познакомиться в отделе истории первобытной культуры Эрмитажа. Этот отдел расположен на первом этаже Зимнего дворца, в его западном крыле. Большую часть находящихся там вещей (в музее их называют экспонатами) обнаружили советские археологи во время раскопок в разных районах Советского Союза.

 

В начале выставки помещены миндалевидные камни, найденные в Армении, на холме Сатани-Дар близ города Еревана. Археологи называют их ручными рубилами. Они закруглены на одном конце и острые на другом (рис. 1). Эти древнейшие орудия труда были созданы первобытными людьми триста — сто тысяч лет тому назад в эпоху нижнего палеолита 1. [сноска: 1 Палеолит — от греческих слов palaios — древний и lithos — камень.] Учёные отличают нижний палеолит (ранний древнекаменный век), длившийся около полумиллиона лет, от продолжавшегося свыше тридцати тысячелетий верхнего палеолита (позднего древнекаменного века), когда человек научился изготовлять из камня и кости различные примитивные орудия труда: проколки и скребки,

(5/6)

дротики и копья, шилья и иголки, ножи. В тот же период первобытные люди создали первые памятники искусства. Искусство было неразрывно связано с их жизнью, бытом и магическими представлениями о природе. Оно было обусловлено трудовой практикой человека. Конечно, тогда ещё не было художников-профессионалов. Каждый художник был одновременно и охотником, но, разумеется, не каждый охотник мог быть художником. Самым ранним произведениям искусства, находящимся в Эрмитаже, двадцать пять тысяч лет. Их обнаружили в 1920-е годы при раскопках древней стоянки под Иркутском у села Мальты. Работами руководил молодой археолог М.М. Герасимов, впоследствии известный учёный, решивший задачу восстановления скульптурных портретов людей, живших в далёкие времена (между строением костей черепа и формой мягких тканей лица существует зависимость).

 

Стоянка, раскопанная Герасимовым, представляла собой несколько жилищ в виде неглубоких ям, над которыми возвышались шалаши, построенные из костей крупных животных или жердей, покрытых, вероятно, шкурами. В центре каждой такой полуземлянки находился очаг. Люди особенно нуждались в тепле. В то время часть территории нашей страны покрывал ледник, холодное дыхание которого ощущалось очень сильно. Жизнь была трудной, требовала большой физической силы и выносливости. Мужчины охотились на диких животных, таких, как олень, бизон, волк и песец, пещерный лев и могучий мамонт, огромные кости которого представлены на выставке. Женщины выкапывали съедобные коренья, разыскивали личинки насекомых, собирали ягоды и плоды. Они же шили

(6/7)

1. Ручное рубило.
Сатани-Дар.

(Открыть илл. 1 в новом окне.)

(7/8)

одежду из звериных шкур при помощи костяных шильев и иголок. Нитками были жилы животных, каменные ножи заменяли ножницы.

 

Можно представить себе такую картину: сидя у костра, одна женщина шьёт, другая — обжаривает на углях огромные куски мяса, незадолго до этого принесённого мужчинами-охотниками, которые тут же спят, утомлённые долгими днями охоты, выслеживанием и преследованием зверя. Недалеко от них лежат копья с костяными наконечниками, каменные и костяные орудия труда. Один из охотников не спит и при свете огня мастерит что-то. В одной руке у него короткий кремнёвый нож с рукояткой из рога оленя, а в другой — бивень мамонта. Мастер прорезает вдоль бивня две параллельные бороздки, затем ударом камня откалывает пластину и начинает её обрабатывать, делая какие-то выемки, срезая некоторые части. Сильные руки, которые недавно во время охоты держали копьё, теперь осторожно, умело работают с костью, изготовляя маленькую фигурку птички.

 

Восстановить эту сцену из жизни первобытного человека помогают вещи, раскопанные в Мальте и теперь экспонируемые в залах Эрмитажа.

 

Особенно интересны костяные статуэтки водоплавающих птиц с длинными вытянутыми шеями и расправленными крыльями, зафиксированные художником-охотником в момент полёта (рис. 2).

 

Не менее любопытны вырезанные из бивня мамонта фигурки женщин (рис. 3), лица которых обычно не проработаны. Уделено внимание причёске, иногда головному убору, а в некоторых случаях намечена штрихами и одежда. Так, например, одна из фигурок покрыта поперечными насечками, изображавшими мех. Скульптуры эти статичны.

(8/9)

2. Фигурка птицы. Мальта.

(Открыть илл. 2 в новом окне.)

3. Женская статуэтка. Мальта.

(Открыть илл. 3 в новом окне.)

 

4. Пластинка с изображением мамонта. Мальта.

(Открыть илл. 4 в новом окне.)

(9/10)

 

Мастера древнекаменного века создавали не только статуэтки. В Мальте, например, нашли пластинку с изображением мамонта, вырезанным на кости одной лишь контурной линией (рис. 4). Чтобы показать густую длинную шерсть, художник сделал несколько штрихов на животе и около хвоста. Несмотря на малые размеры рисунка, животное кажется большим и сильным. По мнению знатоков, пластинка из Мальты — одно из лучших произведений палеолитического искусства.

 

Для чего же первобытный охотник вырезал на пластинке фигуру мамонта? С какой целью он создавал статуэтки птиц и людей? Чтобы ответить на этот вопрос, следует обратиться к этнографии 1. [сноска: 1 Этнография — от греческих слов ethnos — народ и grapho — пишу. Наука, изучающая культуру, быт, верования и обычаи народов мира.]

 

Так, например, коренные жители Австралии в XIX веке никогда не начинали охоту на какое-либо животное без предварительных магических плясок и заклинаний над его изображением (рис. 5). По их представлениям это обеспечивало победу над зверем. Подобные обряды существовали во всех частях света. Люди, стоявшие на низкой ступени общественного развития, приравнивали изображение [к] живому существу. В недалёком прошлом жительницы Севера, эскимосские женщины, стремясь уберечь от несчастья своих мужей, ушедших на длительную охоту, изготовляли их фигурки и заботились о них, как о близком живом человеке. У якутов в древности существовал обычай перед охотой вырезать из берёсты силуэты зверей, делать небольшие луки, стрелы и устраивать «игрушечную репетицию» охоты.

(10/11)

5. Магическое приготовление к охоте. Мальта.

(Открыть илл. 5 в новом окне.)

 

Вероятно, так же поступали и в период палеолита. Чтобы убить настоящего мамонта, нужно вначале поразить его изображение. Ради этой цели, как считают археологи, палеолитические художники рисовали животных, проявляя при этом большое мастерство.

 

Фигурки птиц, по-видимому, служили амулетами (рис. 2). Первобытный охотник надевал их на грудь, полагая, что они принесут счастье, удачу в охоте и защитят его от злых духов. Ведь мир был так непонятен, грозен, полон неожиданных опасностей, подстерегавших человека на каждом шагу.

 

При раскопках женские статуэтки (рис. 3) обычно находят в одном месте, в самых укромных

(11/12)

уголках жилища по нескольку штук. Возможно, их сознательно прятали от постороннего глаза. Учёные предполагают, что такие статуэтки были изображением божества, покровительницы рода, женщины-матери. В те времена кровные родственники по материнской линии жили вместе, образуя роды, во главе которых стояли женщины (период матриархата). Один из советских учёных-археологов С.Н. Замятнин высказал предположение, что при подготовке к охоте палеолитические охотники вынимали статуэтки из хранилища, известного только избранным, и расставляли на земле в строго установленном порядке. Представители рода совершали соответствующие магические обряды, рассчитывая на помощь в охоте богини-покровительницы.

 

При раскопках стоянки у села Мальты нашли большую костяную бляху, на одной стороне которой вырезаны извивающиеся большеголовые змеи, а на другой — глубокие точки, расположенные спиралью, в какой-то степени напоминающие змеиную кожу (рис. 6). Змей боялись, страх перед этими опасными пресмыкающимися был велик, их старались задобрить и умилостивить. Ещё сравнительно недавно у некоторых народов Сибири змея считалась помощницей колдунов. И, вероятно, в волшебную силу подобных костяных блях человек верил, покрывая её поверхность волнистыми ритмичными линиями, похожими на тела ползущих змей. Такую бляху обнаружили археологи в детском погребении, находившемся на территории стоянки. Ребёнка в возрасте приблизительно четырёх лет похоронили в яме, окруженной большими плитами известняка. Первобытные люди думали, что умерший человек должен переселиться в какой-то иной мир, похожий на окружающий. Если умер младенец, то

(12/13)

6. Бляха с изображением змей
(лицевая и оборотная стороны).
Мальта.

(Открыть илл. 6 в новом окне.)

 

(13/14)

он обязательно вырастет и ему, как и всем живущим, будут нужны жильё, пища, одежда, орудия труда. На умершем, по-видимому, была меховая одежда. Его голову украшала плоская «диадема», сделанная из бивня мамонта, а правую руку — браслет. Особое внимание привлекает костяное ожерелье, состоящее из множества круглых бусинок, нескольких подвесок в форме восьмёрки и фигурки птицы с широко раскрытыми крыльями. Тело её, выполненное в условной манере, украшено точечным орнаментом, расположенным чёткими параллельными линиями. Костяк ребёнка был обсыпан большим количеством красной охры. Красный цвет являлся символом жизни. Древние люди видели гибель своих сородичей, истекавших кровью, с нею уходила и жизнь. Они щедро окрашивали покойника, пытаясь этим волшебным способом облегчить ребёнку существование в потустороннем мире. Весьма вероятно, что в те далёкие времена раскрашивали и живых людей. Подтверждением этому являются многочисленные этнографические аналогии.

 

В палеолитическом искусстве живопись занимала большое место. Пещерные изображения известны учёным во многих районах земного шара, в том числе и в нашей стране. Как правило, „картины" располагались в глубине пещер.

 

На территории Башкирского заповедника на правом берегу реки Белой (южный Урал) находится Каповая пещера. В 1959 году зоологом А.В. Рюминым обнаружены на её стенах древнейшие росписи 1, [сноска: 1 Живопись Каповой пещеры в эрмитажной экспозиции не представлена.] которые через несколько лет изучила

(14/15)

археологическая экспедиция под руководством профессора О.Н. Бадера. В глубине пещеры, на расстоянии почти трёхсот метров от входа, на большой высоте размещено более тридцати рисунков. Это — фигуры мамонтов, носорогов и лошадей. Нанесены они охрой, смешанной с животным клеем. Прочный красочный слой великолепно сохранился.

 

Несмотря на силуэтные изображения с нечёткими расплывчатыми контурами, животные привлекают своей выразительностью. Они нарисованы друг возле друга, в движении, однако не образуют единой картины и композиционно не связаны. Размеры картин колеблются от 44 до 112 см. Обращает на себя внимание фигура мамонта (рис. 7), напоминающая изображение на пластинке, найденной при раскопках у села Мальты, хотя в Каповой пещере — это живопись, а в Мальте — гравировка на кости.

 

Шли тысячелетия. Изменялась природа. Другими стали животный и растительный миры, постепенно приближаясь к современному. Менялась и жизнь человека. В переходный период от древнекаменного века к новокаменному, неолиту 1, [сноска: 1 Неолит — от греческих слов neos — новый и lithos — камень.] были изобретены лук и стрелы. Люди получили оружие, поражающее зверя на сравнительно далёком расстоянии.

 

Как долго длился этот период? Когда закончилась эпоха верхнего палеолита? Точно на такие вопросы ответить невозможно. В разных районах земного шара это происходило не одновременно. Говоря о событиях первобытной истории, трудно определить точные даты, как невозможно назвать

(15/16)

имена древних художников и скульпторов, которые оставили нам свои произведения. Предположительно переход от палеолита к неолиту происходил сколо двенадцати — семи тысяч лет назад и продолжался несколько тысячелетий. К этому периоду археологи и относят создание росписи, уменьшенная копия которой находится в Эрмитаже. Обнаружил роспись в 1939 году ловец ядовитых змей И.Ф. Ломаев на высоте около двух тысяч метров над уровнем моря в горном ущелье Зараут-Сай, в ста километрах от города Термеза Узбекской ССР. Это — целый «музей». Изображения, сделанные в разное время, тянутся вдоль ущелья на протяжении полутора километров. Роспись, о которой идёт речь, имеет длину около метра и расположена в неглубокой и невысокой пещере. Первобытный живописец показал целую сцену — коллективную охоту на быка. Использовав естественный край скалы, он изобразил момент, когда охотники окружают быка и загоняют его к обрыву. Одни, одетые в широкие и длинные плащи, держат в руках какие-то предметы. Другие — их значительно меньше — без плащей, натягивают луки, целясь в животное. К спинам стрелков, возможно с магической целью, привязаны хвосты. В быка летят камни и стрелы, одна из них вонзилась в ухо.

 

В отличие от рисунков Каповой пещеры фигуры изображены не изолированно, а образуют единую композицию 1. [сноска: 1 Композиция — от латинского слова compositio — сочинение, взаимосвязь; в изобразительном искусстве композиция — соотношение отдельных частей произведения, создающих единое целое.] Художники в этом отношении сделали большой шаг вперёд (рис. 8).

(16/17)

7. Изображение мамонта. Каповая пещера.

(Открыть илл. 7 в новом окне.)

8. Охота на быка. Зараут-Сай. Копия.

(Открыть илл. 8 в новом окне.)

(17/18)

 

Роспись выполнена красной и коричневой красками, в некоторых местах с лиловатым оттенком. Тело быка, обведённое тёмным контуром, почти целиком закрашено более бледной краской, и только кое-где видны светлые пятна, производящие впечатление бликов. Благодаря этому фигура кажется выпуклой, объёмной.

 

Однако художники ещё не умели передавать глубину пространства. Определить положение отдельных участков охоты по отношению к зрителю трудно. Можно только догадываться, что внизу размещены передние фигуры, а на верхней части росписи — задние. Прошли тысячелетия, прежде чем люди научились создавать свои произведения по законам перспективы 1. [сноска: 1 Перспектива — от латинского слова perspicere — насквозь видеть; изображение предметов на картине в соответствии с кажущимся изменением их величины, в зависимости от отдалённости.]

 

Роспись в ущелье Зараут-Сай, по всей вероятности, выполнена, как и другие памятники первобытного искусства, с магической целью, чтобы обеспечить удачную охоту.

 

Как уже отмечалось ранее, живопись Зараут-Сая относится к переходному времени от палеолита к неолиту.

 

Новокаменный век начался на территории нашей страны семь — шесть тысяч лет тому назад. В те времена значительные пространства нынешних европейской части СССР, Урала, Сибири покрывали дремучие леса, а юг — обширные степи. В лесных районах наряду с охотой и собирательством получила большое развитие и рыбная ловля. Люди умели из стволов деревьев выдалбливать лодки, из

(18/19)

лыка или волокон крапивы плести сети, из кости вырезать крючки и гарпуны. В качестве приманки иногда употреблялись искусно выполненные фигурки рыб. С такой каменной скульптурой, сделанной сибирским мастером II тысячелетия до н.э., можно познакомиться на выставке (рис. 9).

 

Основным материалом для орудий труда, ставших более разнообразными, наряду с деревом и костью оставался камень. Но способы его обработки усовершенствовались. Люди научились пилить, сверлить, шлифовать и полировать камень.

 

В Карелии найден замечательный топор с гладкой блестящей поверхностью (рис. 10). Посредине просверлено отверстие, в которое вставляли деревянную рукоятку. Обух имеет форму медвежьей головы, выполненной с большим мастерством. В отличие от палеолитической эпохи, в неолите произведения искусства из камня встречаются часто.

 

Новым изобретением в быту явилась глиняная посуда. Археологи находят много керамических обломков, из которых иногда склеиваются сосуды (рис. 11) с несколько непривычным для нас конусообразным дном. Такая форма придавала горшку устойчивость при установке на костре или закапывании в землю. Лепкой посуды занимались женщины, о чём свидетельствуют отпечатки женских пальцев, сохранившиеся на сосудах, а также этнографические аналогии. У многих африканских племён и в наше время гончарное производство является обязанностью женщин.

 

Изготовление керамики требовало большой затраты сил, времени, а также мастерства, терпения и изобретательности. Чтобы глина не трескалась при высыхании и обжиге, в неё замешивали толчёный гранит, речные ракушки, иногда траву.

(19/20)

9. Каменная рыба. Сибирь.

(Открыть илл. 9 в новом окне.)

 

Лепили сосуды вручную без применения гончарного круга. Вначале из комка полученной массы формовали дно, затем к нему спирально навивали глиняные ленты, а швы между ними заглаживали каменной или костяной пластинкой. Изделие обжигали на костре.

 

Ещё до обжига поверхность сосуда украшали орнаментом в виде ямок. Его наносили при помощи палочек и специальных штампов. Узор то покрывал всю поверхность целиком, то образовывал несколько параллельных линий, то ложился фестонами, треугольниками, зигзагами. Иногда определённое расположение ямок создавало силуэты каких-то животных или птиц. Например, в Карелии археологи нашли обломки сосуда, верхнюю часть которого украшали прямые и волнистые линии (может быть, они изображали воду), а между ними проступали очертания водоплавающих птиц.

 

Орнаментировали не только керамику. При раскопках неолитического поселения охотников и рыболовов, живших во II тысячелетии до н.э. на территории Шигирского торфяника Свердловской области, найдено большое количество рыболовных

(20/21)

10. Каменный топор с головой медведя. Карелия.

(Открыть илл. 10 в новом окне.)

 

11. Глиняный сосуд. Карелия.

(Открыть илл. 11 в новом окне.)

12. Роговая голова лосихи. Шигирский торфяник.

(Открыть илл. 12 в новом окне.)

 

(21/22)

и охотничьих принадлежностей. Некоторые из них, в частности наконечники стрел и гарпуны, покрыты тончайшим узором, процарапанным по всей их поверхности. Мастерство людей, создавших эти предметы, проявилось не только в изящном геометрическом рисунке, но и в красоте формы самих изделий. Там же нашли великолепную роговую скульптуру — голову лосихи (рис. 12). Используя естественную форму рога, мастер искусно вырезал тяжёлую нижнюю губу лосихи, её тревожно раздувшиеся, втягивающие воздух ноздри. Глаза животного кажутся настороженными. Эта скульптура — замечательный памятник древнего искусства жителей лесной полосы.

 

Исследователи нашли и другие очень интересные предметы: хорошо сделанные и великолепно сохранившиеся вёсла, полозья саней, берёсту, деревянные палки и многие другие вещи, подтвер-

(22/23)

ждающие широкое использование дерева людьми эпохи неолита. Деревянные изделия, возраст которых исчисляется тысячелетиями, являются большой редкостью. В течение долгого времени они находились в заболоченной местности. Торф же и почва с повышенной влажностью способны консервировать, сохранять дерево. Изделия, попавшие в такую почву, почти не подвергаются тлению. Этим объясняется хорошая сохранность ряда археологических памятников, обнаруженных при раскопках неолитического поселения на берегу Усвятского озера Псковской области, где работала экспедиция под руководством научного сотрудника Эрмитажа А.М. Микляева. Предметы, найденные исследователями и находящиеся теперь на выставке отдела первобытной культуры, созданы людьми, жившими в III тысячелетии до н.э. Они обитали в посёлке, дома которого стояли на сваях. Вообразим, что в землю около берега, а может быть и в дно озера, вбивали сваи, а на них укладывали деревянные настилы, на которых и строился посёлок. Остатки свайных неолитических поселений встречаются в ряде мест земного шара. Подобные деревни существуют в некоторых областях Южной Америки, Африки и Азии, в том числе в Новой Гвинее, где в течение долгого времени среди папуасов прожил известнейший русский исследователь-этнограф Н.Н. Миклухо-Маклай. Воспользовавшись одним из многочисленных рисунков замечательного путешественника, отображающих различные стороны жизни папуасов XIX века, можно в какой-то степени представить свайные поселения пяти- четырёхтысячелетней давности (рис. 13).

 

А теперь обратимся к древним наскальным изображениям Онежского озера III-II тысячелетий

(23/24)

до н.э. В ряде мест гранитные берега Онеги далеко вдаются в воду. Эти длинные скалистые выступы современное местное население называет «носами». Некоторые из них покрыты плоскими углублёнными рельефами, исполненными каменными орудиями, которыми художники эпохи неолита наносили удары по скале. Из множества выбитых подобным способом точек и образовались рисунки. В научной литературе подобные изображения называют петроглифами 1. [сноска: 1 Петроглиф — от греческих слов petra — скала и glyphē — резьба.] Впервые их обнаружили ещё в XIX веке. Для изучения онежских наскальных рисунков было организовано несколько экспедиций.

 

Чтобы своими глазами увидеть этот «музей» неолитического искусства, не обязательно ехать в Карелию. В Эрмитаже, в отделе истории первобытной культуры, находятся три больших куска гранитной скалы, которые покрыты петроглифами. В 1935 году их вырубили у берегов Онежского озера и водным путём доставили в Ленинград (рис. 14). Самая большая гранитная плита весом в несколько тонн размещена в центре выставочного зала. Вся её отполированная поверхность покрыта изображениями животных, птиц, людей, геометрическими фигурами (рис. 15). Друг за другом движутся животные. У них массивные, высоко поднятые головы с большими толстыми губами, длинные ноги. Это — лоси. Рядом плывут птицы с вытянутыми шеями. В другом месте показана фигура человека; его туловище обозначено прямой линией, ноги же непропорционально маленькие и кривые. В обеих руках он держит какие-то предметы. Одни

(24/25)

13. Хижина на сваях в Новой Гвинее. XIX в. Рисунок Н.Н. Миклухо-Маклая.

(Открыть илл. 13 в новом окне.)

 

исследователи называют их рыболовными сачками, а другие — магическими знаками.

 

В разных местах скалы встречаются странные изображения, похожие на гребёнки, заканчивающиеся головой лося. По мнению учёных, это — лодки, украшенные вырезанной из дерева головой животного, а вертикальные чёрточки — гребцы. Несомненно, что все эти рисунки сделаны не одним мастером, а многими и, вероятно, в течение долгих лет. Почти все фигуры или группы фигур композиционно не связаны друг с другом. Однако в других местах Онежского озера встречаются целые сюжеты, чаще всего — сцены охоты. Повествовательность изображения характерна для неолитического

(25/26)

искусства. Сцена охоты есть и на рассматриваемом нами камне. На близком расстоянии, друг против друга, стоят человек и лось; охотник вонзает в грудь животного копьё. Обращают на себя внимание круги с отходящими от них линиями. Что они изображают, сказать очень трудно. Одни учёные предполагают, что это капканы. Но большинство, в том числе известный учёный профессор В.И. Равдоникас, считает эти фигуры символами светил — солнца и луны. Люди по-прежнему, как и в эпоху палеолита, боялись и не понимали явлений природы. Смена дня и ночи казалась им действием таинственных, непонятных сил. Человек верил, что, рисуя солнечный диск, он помогает восходу солнца.

 

О многом рассказывают нам созданные первобытными художниками наскальные изображения Карелии. Они разнообразны и многочисленны. Только на берегах Онежского озера известно более пятисот петроглифов. Они относятся ко II тысячелетию до н.э. Подобные «художественные галереи» под открытым небом найдены и на берегу Белого моря, в районе реки Выг. Чтобы получить о них представление, следует внимательно рассмотреть помещённую на выставке уменьшенную копию с беломорской многофигурной композиции (рис. 16). По этой копии можно судить о скале в шестьдесят квадратных метров, на которой показана магическая сцена загона оленей. Животных преследует вооружённый луком лыжник-охотник. В центре несколько больших лодок с гребцами и три огромных оленя; они выделяются среди других изображений. Поражают и колоссальные размеры фигур и образность передачи.

 

Начиная с 1963 года археолог Ю.А. Савватеев работает над новой большой группой беломорских

(26/27)

14. Осмотр скалы с петроглифами перед отправкой её в Ленинград. Онежское озеро. Фотография.

(Открыть илл. 14 в новом окне.)

 

(27/28)

15. Наскальные изображения. Онежское озеро.

(Открыть илл. 15 в новом окне.)

16. Наскальные изображения у берегов Белого моря. Перерисовка.

(Открыть илл. 16 в новом окне.)

 

росписей — это несколько сотен рисунков, целые серии ярких повествовательных сцен, множество одиночных изображений. Всего теперь известно более тысячи петроглифов, высеченных на камнях в прибрежной полосе Белого моря.

 

Петроглифы обнаружены не только на северо-западе СССР. Известный археолог академик А.П. Окладников обнаружил их в большом количестве в восточных районах нашей страны, в частности, по течению реки Ангары, там, где сейчас нашими современниками создано Братское море 1. [сноска: 1 Сибирских наскальных изображений в Эрмитаже нет.]

(28/29)

17. Костяная голова лося.
Олений остров.

(Открыть илл. 17 в новом окне.)

 

Перед затоплением этого района археологи проделали большую и важную работу по выявлению и исследованию исторических памятников. Некоторые куски скал с наиболее интересными изображениями они вырубили и перевезли в Иркутский музей. С остальных сняли копии. Среди сибирских петроглифов новокаменного века, или, как их называют местные жители, писаниц, наиболее распространены изображения лося. Охота на лося в эпоху неолита имела такое же значение, как в более раннее время на мамонта.

 

Маленькие костяные фигурки лося нашли археологи в раскопках Оленеостровского могильника

(29/30)

(рис. 17). В северной части Онежского озера длиной в три километра и шириной всего в пятьсот метров расположен Олений остров. Его иногда называют островом мёртвых, так как там обнаружено около двухсот погребений III-II тысячелетий до н.э., но никаких следов поселений при самом тщательном исследовании не найдено. Следовательно, можно сделать вывод: в неолитическое время остров использовался только для захоронений.

 

А можно ли узнать, как выглядел тогда человек, что представляли собой его одежда, украшения? Последние найдены в могилах в большом количестве. Это — медвежьи клыки, резцы бобра, зубы лося. Они имели просверленные отверстия или зарубки. Внимательное изучение этих украшений, их расположение в могильниках дало возможность ленинградскому археологу Н.Н. Гуриной восстановить характер одежды людей, захороненных на острове. Прежде всего она обратила внимание на то, что зубы животных во всех могилах расположены почти в одинаковой последовательности по отношению друг к другу и к костям скелета. Они как бы очерчивали контуры костюма, обрамляли линии обуви, головных уборов. Большой разницы между расположением украшений в мужских и женских погребениях не замечалось. Это позволяет сделать вывод, что и различие в костюмах было невелико. Одежда, сшитая, конечно, из шкур животных, состояла из кафтана, штанов, мягких высоких сапог и шапки, напоминавшей капор.

 

М.M. Герасимов воссоздал не только костюм, но и тип лица древнейшего обитателя Карелии (рис. 18).

 

Если в лесных районах нашей страны в эпоху новокаменного века население занималось охотой и

(30/31)

18. Человек неолитической эпохи.
Олений остров.
Реконструкция М.М. Герасимова.

(Открыть илл. 18 в новом окне.)

 

(31/32)

рыболовством, то на юге, на территории современной Украины, — земледелием и скотоводством. Это подтверждают археологические находки: роговые мотыги, части кремнёвых серпов, каменные зернотёрки, кости домашних животных, главным образом крупного рогатого скота. Первых земледельцев европейской части СССР называют трипольцами по названию села Триполье под Киевом, где ещё в конце XIX века впервые обнаружили следы их жилищ и орудия труда.

 

Во время многочисленных раскопок трипольских поселений найдено большое количество керамических изделий: огромные сосуды, служившие для хранения зерна, и так называемые «кухонные» горшки, грубые, чаще всего без орнамента, в которых варили пищу и хранили припасы.

 

С большим искусством сделана «столовая парадная керамика»: совсем маленькие чашечки и большие с широким туловом и тонким горлом горшки, всевозможные кувшины, кринки, миски (рис. 19, 20). Как и на севере, их ещё лепили вручную, без гончарного круга; по форме они во многом превосходят посуду лесных охотников и рыболовов, да и сама глина лучшего качества, а также чище, устойчивее и ровнее обжиг. Керамика нарядная, покрыта красивыми узорами, иногда резными, а чаще всего расписными. Орнамент размещался на сосудах поясами, спиралью, кругами, хорошо гармонируя с формой изделия, подчеркивая её. Красиво сочетались друг с другом красная, белая и чёрная краски.

 

При раскопках археологи обнаруживают глиняные женские статуэтки, созданные в условной манере. Основным видом хозяйства было земледелие, где главную роль играла женщина. Эти фигурки

(32/33)

19. Трипольский сосуд. Поливанов Яр.

(Открыть илл. 19 в новом окне.)

20. Трипольский сосуд. Поливанов Яр.

(Открыть илл. 20 в новом окне.)

 

(33/34)

являлись и олицетворением образа матери, покровительницы всего рода, и богини плодородия, дающей жизнь всему на земле. Эта догадка учёных подтверждается очень интересной деталью. Просвечивание статуэток рентгеновскими лучами показало, что они создавались из глины, смешанной с зернами пшеницы. Вероятно, чтобы земля давала хороший урожай, каждый дом стремился иметь подобное изображение богини.

 

Очень часты в поселениях находки статуэток домашних животных, главным образом быков и баранов. В этих фигурках художники умело подчёркивали характерные для данного животного черты: у быка тяжёлую голову и массивное тело, у барана — большие крутые рога.

 

Глина у трипольцев служила не только удобным материалом для керамики и скульптуры. В первую очередь её использовали в строительном деле, обмазывая деревянные стены домов снаружи и внутри, а затем расписывая их красками. Глина шла для фундаментов и полов жилищ. Глиняными были и печи, даже скамейки, находившиеся обычно около печек.

 

При знакомстве с трипольскими поселениями археологи среди обилия глиняных и каменных изделий находили и медные. Но их было ещё очень мало. Металлические вещи, вероятно, привозили из других мест. Первым металлом, который стал использовать человек, была медь. Познакомился он также с самородным золотом и серебром, которые в качестве драгоценных металлов сразу же стали употребляться для создания украшений.

 

Человек стал изготовлять медные предметы. Но медь оказалась слишком мягкой, да и температура её плавления очень высокой. Нужен был металл

(34/35)

более твёрдый и легкоплавкий. И его нашли. Это — бронза, сплав меди и олова.

 

Бронзовые изделия получили значительно более широкое применение, чем медные. Для их производства появились многочисленные наборы предметов, используемые при плавке металлов.

 

В районе села Рахинки Волгоградской области археологом В.П. Шиловым раскопано погребение II тысячелетия до н.э. В могиле лежал набор принадлежностей литейщика, сделанных в основном из глины, — сопла, тигли, литейные формы и тяжёлый каменный пест. Набор этих предметов даёт нам возможность представить процесс древнего литейного производства. Глиняные сопла служили для нагнетания воздуха в плавильную печь. Металл из плоских тиглей выливался в литейную форму, состоящую из двух створок, соединённых вместе. Через некоторое время, когда сплав застывал, формы разъединялись, а полученное бронзовое изделие дорабатывалось каменным молотком.

 

Находки этих вещей в погребениях свидетельствуют о выделении специалистов — ремесленников, которые обладали определёнными навыками и снабжали своими изделиями других людей.

 

Самый первый металл получило древнее население нашей страны на Кавказе ещё в III тысячелетии до н.э. Там находились богатые залежи руды, вполне доступные для разработок. Самый интересный археологический памятник медно-бронзового века, завоевавший мировую известность, — Майкопский курган, раскопанный на Северном Кавказе в городе Майкопе в 1897 году. Учёные относят его к концу III — началу II тысячелетия до н.э.

 

Под одиннадцатиметровой земляной насыпью находилась могила площадью около двадцати

(35/36)

квадратных метров, разделённая на три неравные части. В каждом отделении было погребено по одному человеку.

 

Обращает на себя внимание не только грандиозность устройства могилы, но и обилие положенных в неё вещей, или, как говорят археологи, погребального инвентаря. Это относится к главной части могилы, где умершего похоронили в богатом уборе, снабдили многочисленными и разнообразными предметами. Голову его украшала двойная повязка — диадема, состоявшая из золотых ленточек и розеток, на шее — золотые, серебряные, сердоликовые и бирюзовые бусы, на руке — бирюзовый браслет. При погребении над покойником установили матерчатый балдахин с прикреплёнными к нему золотыми колечками и штампованными бляшками в виде бычков и львов. Ткань, вероятно, закрепили на четыре серебряные трубки, вставленные в фигуры бычков, отлитых из золота и серебра (рис. 21, 22). Естественно, что металлические украшения хорошо сохранились, а от ткани балдахина ничего не осталось.

 

В том же отделении могилы лежали два золотых сосуда, четырнадцать серебряных, восемь глиняных, один каменный и десять медных орудий.

 

Два серебряных сосуда украшены рисунками, выполненными в технике чеканки 1. [сноска: 1 Техникой чеканки называется особый способ обработки металла, возникший в древнейшие времена и сохранившийся до наших дней. При помощи специальных инструментов на листовом металле выбивается рельефное изображение, выпуклое или вогнутое.] На одном из них помещена сцена нападения пантер на быка и козла. Более интересен второй сосуд с изображением горного пейзажа и животных (рис. 23). На

(36/37)

21. Золотые украшения. Майкопский курган.

(Открыть илл. 21 в новом окне.)

22. Бычок. Золотое украшение. Майкопский курган.

(Открыть илл. 22 в новом окне.)

(37/38)

23. Серебряный сосуд.
Майкопский курган.

(Открыть илл. 23 в новом окне.)

 

(38/39)

шейке сосуда показана линия горных вершин, откуда вытекают две речки, впадающие в озеро, расположенное на дне округлого тулова. Рядом с горами видны деревья, а между ними — стоящий на задних лапах медведь. По всей поверхности сосуда расположены изображения животных: лошадей, быков, львов, антилоп, кабана.

 

Погребённый был обсыпан красной краской (вспомним палеолитическое захоронение ребёнка около села Мальты). Так же были захоронены и два покойника в других отделениях, где вещей оказалось значительно меньше. Умерших похоронили в них без всякой пышности. Видимо, при жизни эти люди не были равны по имущественному положению. Один являлся господином, а другие слугами, которых убили и положили в могилу, чтобы они служили своему хозяину в загробном мире. Большие изменения произошли к этому времени в человеческом обществе. Из массы населения выделилась богатая и сильная верхушка, вожди племён. Майкопский курган — яркое доказательство этих социальных изменений.

 

Первобытное искусство прошло долгий путь. От времени создания металлических изделий из Майкопского погребения и костяных и каменных предметов палеолитической стоянки у села Мальты прошло более двадцати тысяч лет. Экспонаты, выставленные в залах Эрмитажа в отделе первобытной культуры, познакомили нас с произведениями искусства, созданными на протяжении тысячелетий. Работы первых художников и скульпторов покоряют образной выразительностью и лаконизмом форм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки