главная страница / библиотека / обновления библиотеки
Л.А. ЕвтюховаСтремя танской эпохи из Уйбатского чаатаса.// КСИИМК. Вып. XXIII. М.-Л.: 1948. С. 40-44.
(Доклад в Секторе первобытной археологии 10 апреля 1947 г.)
Уйбатский чаатас [1] содержит большое количество могил и курганов, относящихся к различным эпохам: здесь имеются тагарские курганы, таштыкские рядовые могилы и большие родовые усыпальницы; в восточной его части с севера на юг протянулись цепочки кыргызских каменных курганов. Эти курганы окружены вертикально врытыми в землю большими каменными плитами и столбами.
Особенностью погребений кыргызских и алтайских каменных курганов VII-VIII вв. являются тайнички в виде ямок, вырытых в материке возле могильных ям или среди камней насыпи. В них при погребении складывались наиболее ценные личные веши умершего и принадлежности конского убранства.
При раскопках Саяно-Алтайской экспедиции в 1938 г. в западной части кургана № 5 под насыпью, посредине между двумя могильными ямами были найдены сложенные кучкой принадлежности конского убора (возможно, что в своё время они были завернуты в материю, кошму или кожу). Здесь были прекрасной сохранности железные витые удила с эсовидными псалиями, украшенные головками баранов на концах и покрытые растительным орнаментом с сохранившейся кое-где золотой насечкой, и три железных стремени разных форм. Одно — с овальным плоским и широким прорезным подножием, другое — с плоским овальным подножием и массивной остроугольной петлёй. Третье стремя, которому посвящена эта работа, представляет совершенно исключительный образец китайского искусства (рис. 14 и 16).
Верхняя петля этого стремени в виде высокой плоской лопатки заканчивается сверху треугольным срезом. Отверстие для ремня путлища узкое, четырёхугольное, расположено в нижней части лопатки. Трёхгранные дужки стремени переходят в овальное подножие. Вся поверхность стремени заполнена узорной насечкой из серебра и меди (бронзы?). На дужках с каждой стороны среди растительных завитков разбросаны по шесть порхающих птичек, летящих вверх, в направлении к цветку, являющемуся центральной частью композиции и расположенному в нижней части петли. Каждая птичка сделана по-разному, в их позах нет повторе- ний. Часть из них изображена со спины, часть — со стороны брюшка. Все они отличаются необыкновенной лёгкостью, изяществом и реализмом. Внутренний край дужки окаймлён серебряной полоской, переходящей на краю подножия в двойную волнистую линию. На внутренней стороне подножия овал из бронзовой полоски. Среди серебряных растительных завитков в центре помещены два бронзовых перекрещенных цветка с листиками. Справа и слева расположено по бронзовой летящей птичке, головы которых обращены к цветам.
На оборотной стороне подножия проходят два продольных ребра. По краям расположены растительные виньетки из серебра, а в средине разбросаны в три ряда серебряные трехлепестковые пальметки и две волнистые полоски. По наружному ребру дужек проложена серебряная полоска, заканчивающаяся у виньеток тремя лепестками. Вдоль бортика верхней петли нанесены три серебряные волюты.
Для выполнения орнамента на поверхности стремени сначала двумя параллельными желобчатыми линиями наносился контур рисунка, проби- тый плоским чеканом с наклоном щели к внешней стороне. В проделанные таким способом пазы зачеканивалась серебряная или бронзовая пластинка узора. Разработка дополнительных деталей на поверхности цветов и птичек нанесена при помощи пунктирного чекана (рис. 15), сильно напоминая своей техникой разработку деталей рисунка на рельефах сцен охоты из тайников кургана № 6 Копёнского чаатаса; с другой стороны, технические приёмы напоминают приёмы чеканки рисунка сложной композиции на золотой тарелке из второго тайника кургана № 2 того же могильника. [2]
Стремя побывало в огне при обряде трупосожжения, вследствие чего все серебряные насечки сплавились в капли, а медные части узора сильно попорчены, но желобки для орнамента хорошо сохранились, благодаря чему художницей Э.П. Сиговой сделана полная реконструкция орнамента этого стремени.
Несомненно, что художественное оформление описываемого нами стремени таково, что оно могло выйти из рук только первоклассного специалиста, одарённого тонким художественным вкусом и высоким мастерством.
Рис. 17. Бронзовые стремена из Северного Китая (Музей Фильда, Чикаго).(Открыть Рис. в новом окне)
Три бронзовых гладких стремени совершенно аналогичной формы мы находим среди северокитайских бронз, хранящихся в музее Фильда в Чикаго (рис. 17). Они отнесены там к ханьскому времени, в чём издав- (42/вклейка) Рис. 16. [вклейка]
|