главная страница / библиотека / оглавление книги
Л.А. ЕвтюховаАрхеологические памятники енисейских кыргызов (хакасов).// Абакан, 1948. 109 с.
Часть II. Поселения, быт и занятия кыргызов. [ 3 ] Скотоводство.
Важнейшую роль в хозяйстве кыргызов играло кочевое скотоводство. В течение года скот перегонялся с пастбища на пастбище. Летопись Тан-шу говорит, что «Сия страна изобилует водою и пастбищами», [1] «Лошади плотны и рослы. Лучшими считаются, которые сильно дерутся. Есть верблюды и коровы, но более коров и овец. Богатые земледельцы водят их по нескольку тысяч голов» [2] и, наконец, что кыргызы «питаются мясом и кобыльим молоком», [3] а арабский автор X в. Абу Дулефа сообщает, что кыргызы «едят всякое мясо, кроме верблюжьего».
Костный материал из раскопок на Копёнском поселении, правда, ещё невелик, но всё же процентное соотношение костей по видам животных на первое место выдвигает барана, на второе лошадь и корову.
Все кыргызские погребения преимущественно сопровождались мясом барана. В некоторых случаях в богатых погребениях подойнику клали разные деревянные фигурки баранов, с головой обложенной золотом; очевидно, эти изображения символизировали богатство их обладателей. [4]
В меньшем количестве при раскопках находят кости коровы и лошади. Захоронение воинов с конём, в отличие от алтайского погребального обряда, здесь почти отсутствует. Только в более поздних погребениях IX-X вв. (Капчалы, гр. II, Уйбат II и др.) покойника сопровождает его засёдланный конь.
Надгробные эпитафии, при перечислении доблестей и богатства умершего, говорят о больших размерах табунов отдельных крупных скотоводов. Здесь встречаются такие выражения: «Его тамгами снабжённые табуны были бесчисленны», [5] или говорится о том, что умерший, «разлучился со своими 6.000 коней». [6]
Интересный и богатый материал для иллюстрации кыргызского скотоводства можно почерпнуть на скальных рисунках, изображающих отдельные фигуры и сцены.
К сожалению на этих рисунках отсутствуют изображения баранов, зато постоянно мы видим верховых коней, на которых скачут охотники, охотясь на различных диких зверей.
Изображение коров имеется на писанице в близи улуса Подкамень, Саралинского района, Хакасской авт. обл.
Интересна сцена, очевидно, изображающая угон стада (рис. 170). Коровы быстро бегут. Впереди скачут отстреливающиеся всадники;
Рис. 170. Хакассия. Подкаменный улус.
сзади один человек подгоняет коров, а другой расправляется со вражеским пастухом, которого он держит за волосы (может быть даже, он снимает с него скальп, в другой руке у него, повидимому, нож). На заднем плане видна осёдланная лошадь без всадника, очевидно, принадлежащая пастуху.
В одном случае (Уйбат, Кизил-кайя [7]) изображена лошадь, запряжённая в сани-нарты, но какого времени изображение сказать трудно, т. к. в рисунке Савенкова его техника не ясна.
Очень реалистично изображена здесь же собака в ошейнике, вместе со щенком. Это порода современных сибирских собак с довольно длинной пушистой шерстью и завёрнутым кверху хвостом (рис. 175 и 180).
Упоминаемые в китайской летописи верблюды также нашли своё отражение на Сулекской писанице (Солёное озеро, рис. 172). Все они двугорбые. В четырёх случаях мы видим парные изображения дерущихся верблюдов, причём возможно, что здесь мы имеем дело со сценой драки самцов из-за самки, т. к. в некоторых случаях здесь же изображена третья фигура верблюда.
В центре писаницы изображены 2 верблюда. Передний запряжён в крытую в двухколёсную кибитку, а сзади неё привязан засёдланный (рис. 171).
Седло на этом верблюде верховое, но без стремян. Кибитка, в которую запряжён передний верблюд, четырёхугольной формы с окошечком сбоку, а сзади в средней части, повидимому, изображена голова человека, выглядывающего из кибитки. Интересно отметить, что колесо кибитки не сплошное, а заштриховано в виде расходящихся от оси спиц.
Ещё одно изображение верблюда имеется на берестяном туеске из 1-й могилы кургана № 9 Уйбатского Чаа-таса [8] (рис. 24). Это изображение в отличие от предыдущих сильно стилизовано, но очень хорошо изображён двугорбый верблюд. Сзади него вырезаны спирали, в которых, может быть, можно видеть какую-то колёсную тележку. Находка этого туеска очень важна тем, что в данном случае, в несомненно кыргызском кургане, найдено изображение верблюда, и тем самым серия изображений верблюдов на скалах получает своё определение во времени не только по соседним руническим надписям.
Двугорбые верблюды в настоящее время широко применяются в Семипалатинской области, в южной части Алтайского края и Тувин-
Рис. 171. Хакассия, Сулек.
ской автономной области. Несомненно, что в VII-IX вв. в минусинской котловине верблюдов также употребляли для транспортных целей.
Из китайских летописей известно, что к кыргызам один раз в три года из Даши отправлялся караван из двадцати или двадцати четырёх верблюдов с узорчатыми шёлковыми тканями. [9] Во всяком случае реализм их изображений на Сулекской писанице (Солёное озеро) и смелая и уверенная стилизация на Уйбатском туеске говорят за то, что кыргызы знали верблюдов очень хорошо.
В заключение описания кыргызского скотоводства следует отметить ещё одно место из китайской летописи, где говорится, что: «Из зрелищ употреблены: верблюд и лев обученные, вольтижирование на лошади и балансирование на верёвке». [10]
Кыргызы — большие специалисты-скотоводы, к тому же обладали уменьем дрессировки таких животных, как верблюд и лошадь.
[1] И. Бичурин, собр. свед. о народах, ч. 1, стр. 447.[2] Там же, стр. 444.[3] Там же, стр. 416.[4] Капчалы, гр. 1, курган 5 (2 экземпляра) и Уйбатский Чаа-тас, кург. № 7, могила № 2.[5] Радлов, ук. соч., в. 3, стр. 338.[6] Там же, в. 3, стр. 330.[7] И. Т. Савенков. О древних памятниках изобразительного искусства на Енисее. М., 1910, табл. VIII, рис. XVI—2.[8] Раскопки С. В. Киселёва и Л. А. Евтюховой, 1938 г.[9] Иакинф Бичурин. Собр. свед. о народах, ч. 1, стр. 449.[10] И. Бичурин. Собр. свед. ч. 1, стр. 446.
|