главная страница / библиотека / оглавление книги

Л.А. Евтюхова

Археологические памятники енисейских кыргызов (хакасов).

// Абакан, 1948. 109 с.

 

Часть I. Курганы и клады енисейских кыргызов.

     Второй тип погребений

 

Его каменные курганы по существу сходны с первыми, однако, благодаря тому, что курганы этого типа сооружались для погребения покойников другого общественного положения, в их обряде имеются некоторые особенности.

 

Большие каменные курганы с насыпями округлой или четырёхугольной формы, диаметром до 20-25 метров обычно насыпались один возле другого цепочкой, вытянутой с С на Ю. Курганы настолько тесно примыкают друг к другу, что часто их насыпи сливаются, и определить очертания каждого кургана в отдельности можно только благодаря тем высоким каменным стелам, которым эти курганы бывают обставлены. Стелы в виде плит, врытых вертикально одним концом в землю, располагаются четырёхугольником. Они стоят по сторонам кургана обычно попарно 4-6-8-10 камней и т.д., но особой закономерности не замечено. Придерживались, но далеко не всегда, ориентировки плит узкими гранями на В и З. Эти плиты и столбы для окружения насыпей свозились отовсюду, в том числе с карасукских и с тагарских курганов. Таким был, например, столб на одной стороне раскопанного нами на Уйбатском Чаа-тасе кургана № 1, на южной грани которого ещё в раннее тагарское время были нанесены изображения людей и оленя. Последний с ветвистыми рогами и типичной для тагарского писаничного искусства трактовкой бёдер в виде спирали. Однако при установке этого столба на новом месте

(14/15)

изображением совершенно не интересовались и он был врыт нижней частью вверх, так что все изображения оказались перевёрнутыми вверх ногами. Этот случай приведён здесь только в виде отдельного примера. Подобного рода повторное использование кыргызами камней с других, более ранних курганов, встречается повсюду. На том же Уйбатском Чаа-тасе около многих курганов, среди камней, их окружающих, встречаются карасукские каменные изваяния с человеческими личинами. Использование карасукских каменных изваяний также известно на Копёнском Чаа-тасе и на Чаа-тасах у озера Кызыл-куль и за рекой Ташебой.

 

Мне кажется, что в системе расположения каменных курганов больших Чаа-тасов можно видеть отражение внутренней общественной структуры кыргызского (хакасского) государства. Вероятнее всего, что известные нам большие Чаа-тасы, как Уйбатский, Копёнский и другие, являются родовыми кладбищами отдельных племён. Основную часть могильника занимают несколько больших, до 30-40 метров диаметром каменных курганов, тесно расположенных цепочкой, протянувшейся с севера на юг. Сооружение подобного рода курганов требовало затраты сил большого количества людей, и они воздвигались над умершими, занимавшими при жизни высокое общественное или внутриплеменное положение (бэги, тарханы и пр.).

 

Вокруг этих больших курганов группируются иногда (как например на Копёнском Чаа-тасе — см. план), тоже вытянувшись цепочкой иногда без определённой системы, среднего размера (до 20 м), и совсем мелкие каменные курганы (3-4-5 м диаметром).

 

В дополнение к этому следует отметить, что среди больших каменных курганов нам ни разу не встречались маленькие, что как раз подтверждает предположение об отражении в расположении курганов структуры кыргызского общественного строя.

 

Все каменные курганы второго типа в насыпях имеют следы грабительских раскопок в виде ям, траншеек или рытвин.

 

Описание курганов второго типа я буду производить отдельно по каждому Чаа-тасу.

 

1. Чаа-тас в логе Джесос. Раскопки А. В. Адрианова в 1894 г. [1]

 

Каменный курган

9

диам.

71/2м,

обст.

6-10 плит.

до 1,40 м

высот.

"

10

 

6 м

"

2

" 0,70 "

"

"

11

 

8,5 м

"

2

"

"

12

 

6 м

"

2

" 0,5 "

"

"

13

 

6 м

"

2

" 1,10 "

"

"

15

 

6,40 м

"

2

"

"

17

 

5, 30 м

"

высокими

плитами.

 

 

Насколько возможно по дневникам Адрианова установить, могильные ямы этих курганов были квадратной формы, неглубокие — до 1,65 м глубиной, сверху покрытые накатом из дерева и берёстой.

 

В одном случае, в кургане № 12, под насыпью оказались две смежные квадратные могильные ямы, разделённые перемычкой из материка.

 

Стенки могильных ям Джесоса были обставлены столбиками. Все эти курганы были ограблены, поэтому содержимое могил весьма скудно.

 

На дне могилы обычно находились в небольшом количестве кости барана. В кургане № 12 — жжёные косточки, в кургане № 9 —

(15/16)

кости человека «в беспорядке». В каждой могиле было найдено по несколько глиняных сосудов. Причём в курганах №№ 11, 15, 17 — «2 больших горшочка и узкогорлый сосуд». В кургане № 13 в сев. части могилы в одном углу были найдены горшок и кувшин, в другом углу 3 таких же узкогорлых кувшина и в середине могилы ещё 2 кувшина.

 

А.В. Адрианов «узкогорлыми кувшинами» называет кыргызские вазы, а «небольшие горшки» — это обычные небольшие сосуды, сделанные из грубой глины.

 

Глиняные сосуды в виде бутылочки в курганах №№ 20-24, как уже говорилось выше, сходны с сосудом из кургана № 3 (погребение 3) Теси, причём на боку одного сосуда имеется процарапанная тамга в виде перевёрнутой омеги (рис. 10). Никаких вещей в этих курганах исследователем не было найдено.

 

2. Чаа-тас за рекой Ташебой. Раскопки А. В. Адрианова, 1895-1898 гг. [2]

 

Каменный курган № 1

диам.

13 м,

обставлен

7 пл. до 2,38 м высот.

№ 2

"

11 м

"

5 (кам. баба) до 3 м выс.

№ 3

"

18 м

"

7 (кам. баба) 1,30 м выс.

1(27)

"

8,5 м

"

3-мя высокими плитами.

2(30)

"

6,5 м

"

2-мя плитами

7(67)

"

8,5 м

"

5

 

Могильные ямы этого Чаа-таса также квадратные, сверху закрытые берёстой и накатом, в некоторых из них прослежены столбики, которыми были обставлены стенки. В курганах №№ 2 и 7 (67) найдены жжёные кости человека. В курганах №№ 1 и 3 Адрианов отмечает найденные «перехороненные» кости человека. Нет никакого сомнения, что исследователь здесь встретился с типичной картиной разграбленного погребения и «перехороненные» кости — это просто потревоженный грабителями костяк.

 

На дне могилы найдены разложенные кости баранов. В курганах №№ 3, 2 и 1 (27) лежали кости от 3-х баранов, в кургане № 3 кости 10, а в кургане № 7 (67) «беспорядочно» лежали бараньи кости, принадлежащие 11 неполным костякам. Кроме того в разных могилах были встречены отдельные кости лошади и быка. Посуда была найдена в 4 курганах этого Чаа-таса. В курганах №№ 1 и (67) найдены простые горшки, причём в последней в С 3 и Ю углах могилы стояло по 3 горшка (всего 9); в курганах №№ 3 и 1 (27) найдены черепки от «высоких узкогорлых сосудов», или «узкогорлых белых кувшинов», т. е. кыргызских ваз.

 

Все курганы в свое время были разграблены и только в одном кургане (№ 3) были найдены: 4 железных стремени с овальным прорезным подножием и высокой плоской петлей для путлища (рис. 13), железные удила с эсовидными плоскими псалиями (рис. 14), один конец которых расплющен в виде лопатки, 2 железные пряжки, сходные с пряжками алтайских погребений VII-VIII вв. (рис. 15), медный колокольчик («ширкунец») и золотые: наличник, три шаровидных пуговицы с ребром посредине (рис. 16) и пластинка.

 

На одном из камней, окружавших курган этого Чаа-таса, имеется орхоно-енисейская надпись: «Эрдешь-Амар его имя; доброму элю также все золото».[3]

(16/17)

Рис. 13-16. Чаа-тас за рекой Ташебой.

 

3. Чаа-тас у Солёного озера Кызыл-куль (группа II). Раскопки А. В. Адрианова, 1895-1897 гг. [4]

 

Каменный курган

№ 1

диам.

23,5 м

обставлен

несколькими высокими плитами до 3,25 м высотой с изображениями.

 

№2

"

8,5 м

" 2-мя

 

 

№3

"

8,5 м

" 2-мя

 

 

№4

"

?

" 4-мя

 

 

№5

"

6,5 м

" несколькими выс. плитами

 

№6

"

?

" 4 (1 карасукская кам. баба).

 

№7

в

?

" 2-мя плитами.

 

Все могильные ямы этих курганов квадратные, и только лишь в кургане № 1 яма овальной формы. В кургане. № 4 под насыпью находились 2 квадратные могильные ямы. Размеры ямы в среднем около 2-х метров, при глубине до 1,25 метра.

 

В нескольких могилах Адриановым прослежены остатки наката и берёсты, его покрывавшей, и столбики, которыми были обставлены стенки ямы. В могиле кургана № 7 в центре ямы стоял столб, поддерживавший бревенчатый настил перекрытия, причём нижний конец столба опирался на камень, а верхний был обёрнут берёстой. В трёх случаях на дне могил найдены остатки жжёных человеческих костей, в остальных могилах костей человека не найдено. Как обычно, на дне в каждом кургане находились кости животных. Главным обра-

(17/18)

зом это были части баранов — от нескольких костей до частей, от 3-х до 4-х баранов в каждой могиле. В 4-х курганах найдены по несколько костей быка, а в кургане № 2, кроме того, были найдены ещё и кости лошади, птицы и часть черепа собаки.

 

Благодаря тому, что эти курганы все были ограблены, в некоторых случаях (курганы №№ 1, 2, 4) в могилах были найдены только отдельные черепки от сосудов, причём в могиле № 1 кургана № 4 это, очевидно, были черепки от кыргызской вазы, т. к. у А.В. Адрианова в дневнике они записаны как «черепки толстостенного горшка». В кургане № 3 в зап. углу могилы стояли 3 горшка грубой работы. Следует особо отметить находку под насыпью на борту могилы № 1 кургана № 4: пары железных стремян и удил «с усиками» (т. е., очевидно, эсовидными псалиями). Это, несомненно, тайничок со сложенными в него отдельно вещами умершего.

 

Рис. 17. Оз. Кызыл-Куль.

 

В могиле кургана № 1 найдены: небольшая круглая деревянная палочка, обтянутая листовой медью и грубо отделанное костяное шило. В кургане № 4 в первой могиле на дне найдена золотая буса, во второй могиле в верхней части — золотая пластинка и ниже — серебряная пластинка, согнутая вдвое, орнаментированная выпуклыми точками.

 

В кургане № 5 в верхнем слое земли, заполнявшей могильную яму, найдена «пирамидка» из листового золота, т.е. пластинка с выпуклой срединой, украшенная зернью [5] (рис. 17).

 


 

[1] А. Адрианов. Выборки из дневников, стр. 42-43.

[2] Адрианов. Выборки из дневников, стр. 53-54-68.

[3] А. Адрианов. Выборки из дневников, стр. 53 — перевод надписи; Радлов, Древнетюркские письмена Монголии, стр. 345.

[4] А. Адрианов. Выборки из дневников курганных раскопок, стр. 53-60.

[5] Отчёт за 1897 г. См. стр. 55-56, раскопки А.В. Адрианова в 1897 г. (Производство археологических раскопок и разведок в Енисейской губернии).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

главная страница / библиотека / оглавление книги