главная страница / библиотека / обновления библиотеки
Н.М. ЕрмоловаЖивотные в жизни и в искусстве скифов Сибири.// Проблемы скифо-сибирского культурно-исторического единства. Кемерово: 1979. С. 133-136.
Существование человека на протяжении всей истории вида находилось в прямой зависимости от животных. В формировании древнейших культур, помимо социальных факторов, большое значение имели экологические условия, опреде- ляющие тот или иной тип охоты или формы скотоводческого хозяйства.
На территории Южной Сибири в эпоху палеолита были широко развиты перигляциальные ландшафты и охота на крупных стадных животных. В неолитическую эпоху происходит дифференциация типов в связи с появлением разнообразных растительных ассоциаций.
Основными объектами охоты у неолитических охотников Сибири становится сибирский козерог в горных районах, лось и медведь — в таёжных и кабан, косуля и благородный олень — в лесостепных.
В эпоху неолита в Сибири доминирует охота на таёжных животных, что находит и яркое отражение в наскальной живописи того времени, основным мотивом которой является изображение лося.
С появлением скотоводства в эпоху бронзы и осваиванием открытых горных склонов, а также лесостепных пространств, помимо продолжающейся охоты на горных животных, в большой степени развивается охота на кабанов. Изображения этих животных украшают различные бронзовые изделия, датируемые II — серединой I тысячелетия до н.э. В V в. до н.э. в искусстве сибирских скифов появляется новый мотив — образ благородного оленя с откинутыми на спину рогами и подогнутыми ногами. Если время появления изображений оленя хорошо фиксируется, то место, откуда он появился и причина его появления до сих пор дискуссионны. Нет единого взгляда и на интерпретацию позы олени, хотя большинству исследователей импонирует определение «в летящем галопе».
Для выяснения функционального значения позы оленя рассмотрим типы бега копытных млекопитающих. Бег благородного оленя квалифицируется как бег прыжково-скоростного типа, где в стадии свободного полёта у этого животного ноги не могут находится вместе, подогнутыми под брюхо, как это обычно изображается. Скорость бега благородного оленя уступает животным со скоростным типом бега, таким как лошадь и северный олень, животные, обладающие прыжково-скоростным и прыжковым типом бега быстро утомляются. Это позволило, с появлением верховой лошади, устраивать загонную охоту на благородных оленей верхом на лошадях. Летне-осенний период охоты подтверждается и наличием рогов у изображённых благородных оленей, тогда как у изображённых лосей обычно рогов нет, так как основная массовая охота на них происходит в другое время года.
Загонная охота с применением лошадей изображена на хорошо всем известной Боярской писанице в долине Енисея. Эта сцена в литературе по большей части интерпретируется как стадо домашних оленей, подгоняемое пастухами к посёлку. Если видеть только рисунок и не знать действительных ландшафтных условии Минусинской котловины, можно эти довольно стилизованные изображения оленей принять за северных, но в этом регионе отсутствуют возможности не только для домашнего оленеводства, но и для краткого нахождения северных оленей по пути следования в другой район. Кроме того, основная масса изображённых животных безрога, а у северных оленей большая часть должна быть рогатой, даже с учетом того, что у саянской популяции северных оленей встречаются комолые самки. И, самое главное, не может быть в хозяйстве одновременно развитого коневодства и оленеводства, и северных оленей нигде не пасут, сидя верхом на лошадях.
Предполагается, что на писанице изображены ёмкости для кумыса. Следует заметить, что даже хорошо развитое коневодство не всегда является кумысным. Кобылы дают мало молока, их часто доят, а жеребят привязывают. Около посёлка, жизнь которого реально изображена на писанице, должно быть много пасущихся рядом лошадей и скопление в одном месте жеребят. Изображения баранов на этой писанице также следует, видимо, считать домашними и лежащими, и не «летящими», так как положение ног у баранов при стадии свободного полёта в беге совершенно иное. Рядом стоят два домашних козла, которые всегда при бараньем стаде играют роль вожаков.
Сцена загонной охоты на Боярской писанице может изображать как охоту на благородных оленей, так и на косуль. Но скорее всего — это охота на косуль, которые в Минусинских степях до недавнего времени водились в больших количествах. Благородные олени в Южной Сибири с появлением охоты на них верхом на лошадях, были быстро выбиты и сохранились в районах с пересечённым рельефом, где они были менее доступны, чем в открытых равнинах Северного Причерноморья и южно-русских степей, где и развился этот тип охоты.
наверх |