главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Л.Н. Ермоленко. Изобразительные памятники и эпическая традиция: по материалам культуры древних и средневековых кочевников Евразии. Томск: ТГПУ. 2008. Л.Н. Ермоленко

Изобразительные памятники и эпическая традиция:
по материалам культуры древних и средневековых кочевников Евразии.

// Томск: ТГПУ. 2008. 288 с. ISBN 978-5-8353-0889-7

 

аннотация: ]

Книга посвящена сравнительно-типологическому изучению эпической традиции и изобразительного наследия древних и средневековых кочевников.

В памятниках устного (записанного) и книжного героического эпоса автором выявлены архаичные мотивы (ярости, кровожадности, борьбы-терзания и пр.). Их бытование в конкретные исторические эпохи было подтверждено аналогиями из письменных источников. Сопоставление эпических мотивов с изобразительными позволило констатировать существование многовековой эпико-изобразителъной традиции в культурах кочевников «героических» эпох. Книга рассчитана на археологов, историков, культурологов, филологов, искусствоведов, а также студентов данных специальностей.

 

Скачать файл: .pdf, 28,1 Мб

Оглавление

 

Оглавление. — 3

Введение. — 5

 

Глава 1. Историография проблемы интерпретации изобразительных памятников кочевников Евразии на основе данных героического эпоса. — 11

 

Глава 2. Военно-героическая тематика в изобразительных памятниках древних и средневековых кочевников. — 27

2.1. Батальные сцены в произведениях декоративного искусства. — 27

Памятники сарматской эпохи. — 36

Памятники эпохи средневековья. — 42

2.2. Образ воина в монументальной скульптуре. — 48

2.3. Военные мотивы в декоре оружия, доспехов, пояса и конского убранства. — 58

 

Глава 3. Мотив эпической ярости и его изобразительные соответствия. — 68

3.1. Феномен гнева (ярости) в героической эпике. — 69

3.2. Эпическая ярость, 'смех' и 'радость'. — 88

3.3. Эпический мотив ярости в свете этологии и психологии. — 95

3.4. Аналогии эпическому мотиву ярости в письменных источниках. — 98

3.5. Изобразительные соответствия эпическому мотиву ярости. — 102

 

Глава 4. 'Кровожадность' как свойство эпической ярости. Аналогии мотиву 'кровожадности' в изобразительных памятниках. — 115

4.1. 'Кровожадность' богатыря и его оружия. Божество кровожадности. — 115

4.2. Аналогии эпическому мотиву 'кровожадности' в письменных памятниках. — 139

4.3. Соответствия эпическому мотиву 'кровожадной' ярости в изобразительных источниках. — 142

 

Глава 5. 'Женщина', 'ярость' и 'кровожадность' в эпосе и изображениях. — 149

5.1. Эпические женские образы. — 150

5.2. Аналогии женским эпическим образам в письменных и изобразительных источниках. — 160

 

Глава 6. Мотив борьбы в эпосе и изобразительных памятниках. — 168

6.1. Эпический поединок как 'борьба-терзание'. — 168

6.2. Сакральные черты эпической борьбы. — 176

6.3. Эпический мотив борьбы с точки зрения этологии. — 180

6.4. Аналогии эпическому мотиву борьбы в письменных источниках. — 181

6.5. Изобразительные соответствия эпическому мотиву борьбы. — 186

 

Глава 7. Эпические атрибуты, связанные с ними ритуалы и их изобразительные аналогии. — 196

7.1. Оружейные атрибуты и ритуалы с оружием. — 196

7.2. Телесные атрибуты и телесно-оружейные метафоры. — 205

7.3. Пиршественные атрибуты и батально-пиршественные метафоры. — 211

7.4. Соответствия эпическим атрибутам и ритуалам в письменных источниках. — 216

7.5. Аналогии эпическим атрибутам и ритуалам в изобразительных памятниках. — 223

 

Заключение. — 234

Литература. — 237

Иллюстрации [ Рис. 1-25 ]. — 266

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки