Г.Л. Ермаш
Искусство как мышление.
// М.: «Искусство». 1982. 278 с.
[ аннотация: ]
Книга посвящена исследованию актуальной проблемы марксистско-ленинской эстетики. Понимание искусства как явления общественного сознания и результата творческой мысли художника, рассмотрение искусства как внетеоретического типа мышления, сохраняющего идеологическое значение и идейное содержание, придаёт исследованию острополемическую направленность против буржуазных концепций деидеологизации искусства. Для специалистов-эстетиков, а также читателей, интересующихся проблемами эстетики.
Оглавление
Введение. — 3
Глава I. Эстетика и искусство.
О предмете эстетики как науки. — 10
О специфике эстетического исследования искусства. — 21
Проблема художественного мышления в советской эстетике. — 26
Особенности этой книги. — 34
Глава II. Искусство и мышление.
1. Мышление как высшая способность человеческого интеллекта. — 45
2. Мышление в творческом процессе художника. — 56
3. Произведение искусства как «продукт мышления». — 78
К постановке вопроса. — 78
Состав художественного произведения относительно содержательного критерия. — 82
Художественный образ. — 91
Смысл художественного произведения. — 99
4. Идеология художественного произведения. — 108
5. К вопросу о деидеологизации искусства. — 116
Глава III. Художественное мышление как теоретическая проблема.
1. Объект художественного мышления. — 125
Художественное человековедение. — 126
Искусство и другие формы общественного сознания. — 150
2. Эстетико-эпистемологические особенности художественного мышления. — 156
Проблемы обособления. — 156
Специфика художественного абстрагирования. — 165
К вопросу о «плюрализме» художественного мышления. — 173
«Духовное производство». — 178
3. Логика художественного мышления. — 185
К истории вопроса 147
Единство логики. — 190
Логика объективности. — 193
Логика субъективного суждения. — 198
Логическое и эстетическое. — 205
Проблема формообразующей логики искусства. — 210
Глава IV. Язык художественного мышления.
Эстетика и лингвистика. — 216
Семантика. — 231
Семиотика. — 226
Синтаксис. — 231
Прагматика. — 235
Глава V. Значение искусства в развитии общественного сознания.
Социализация поэтических идей. — 210
Художественное восприятие и интеллект. — 241
Структурно-функциональный подход. — 254
Заключение. — 261
Краткая библиография. — 268
|