главная страница / библиотека / обновления библиотеки / оглавление книги

Р.Ш. Джарылгасинова. Древние когурёсцы (К этнической истории корейцев). М.: 1972. Р.Ш. Джарылгасинова

Древние когурёсцы

(К этнической истории корейцев).

// М.: 1972. 204 с.

 

Пояснения к таблицам (Л.П. Сычёв).

 

Табл. I • Табл. II • Табл. III

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Таблица I. (Стр. 72-73)   ^

 

(Открыть Табл. I в новом окне)

 

На таблице I дана схема расположения сюжетов на северной (центральной), восточной (правой с точки зрения зрителя) и западной (левой) стенах, а также на соответствующих карнизах образующих свод гробницы «Муёнчхон».

 

Во избежание перегрузки схемы, каждый сюжет представлен не целиком, а лишь фрагментарно и включает наиболее важную часть стены.

 

На северной стене мы видим хозяина гробницы с двумя жёнами. Он сидит лицом к Югу (Юг — сторона благих влияний, тепла и света) и как бы смотрит на входящего человека, так как в когурёских гробницах вход делали с южной стороны. Такое положение персоны, принимающей знаки почтения, и то, что мужчина сидит ближе к восточной стене, а его жёны — ближе к западной, глубоко традиционно (Восток — сторона активного мужского начала, а Запад — пассивного женского начала).

 

На восточной стене изображены танцоры и музыканты, развлекающие хозяина гробницы, а на западной — сцены охоты. Такое расположение сюжетов в гробнице «Муёнчхон» связано с традиционным представлением, что Восток — место зарождения жизни, это дом (поэтому на восточной стене обычно изображались пиры и развлечения), а Запад — сфера проявления активности (поэтому на западной стене обычно изображались всадники или сцены охоты). Интересно, что в числе преследуемых животных есть тигр, символизирующий Запад.

 

Ориентация гробницы по странам света подчёркивается изображениями на карнизах свода: на Севере мы видим «Семь звёзд» Большой Медведицы, на Востоке — солнечный диск с трёхлапым «петухом», возвещающим утро, на Западе — диск Луны с жабой, рождённой в вечернем тумане.

 

 


Таблица II. (Стр. 147)   ^

 

(Открыть Табл. II в новом окне)

 

На таблице по материалам росписей в гробницах «Тэмё» и «Чуньмё» (уезд Кансо) и в гробнице «Сасинчхон» (окрестности г. Цзиань) дана схема-реконструкция расположения духов-хранителей стран света.

 

Изображение этих четырёх духов — традиционный космогонический сюжет, очень типичный для декора культовых сооружений Когурё.

 

Гробница указанного типа обычно ориентирована входом на Юг. Входящий прежде всего видит изображённую на северной стене черепаху в объятиях змеи. Это «Хёнму» — символ Первотворчества, образ слияния Неба и Земли, дух — хранитель Севера. Это

(193/194)

основное изображение; в тех случаях, когда все четыре духа украшают одну плоскость, оно помещается у основания. Поэтому на нашей схеме «Хёнму» изображён внизу. Рост происходит вверх, вот почему вверх от символа Зарождения устремляются духи-хранители Востока и Запада: Зелёный дракон «Чхонъён» и Белый тигр «Пэкхо». Они как бы встречают входящего в гробницу. Дракон мчится с Севера на Юг с восточной стороны, а Тигр устремляется к Югу с западной стороны.

 

Для того чтобы увидеть изображённую на южной стеке Красную птицу «Чуджак», вошедшему в гробницу надо обернуться, нашему читателю следует повернуть книгу.

 

Мы условно изобразили одну птицу, хотя обычно их бывает две, так как в центре южной стены расположены входные двери. Птицы с двух сторон как бы охраняют вход в гробницу и смотрят на входящего.

 

 


Таблица III. (Стр. 151)   ^

 

(Открыть Табл. III в новом окне)

 

Таблица III даёт схему расположения сюжетов на лакунарии, верхнем и нижнем Карнизах гробницы «Сасинчхон» (карнизы — это слои связанных в квадраты балок, то параллельных поверхности стен, то идущих к ним под углом).

 

Дракон — повелитель туч, способствующий слиянию Неба и Земли, господствует над всеми изображениями гробницы, как бы символизируя связь мира умерших и мира живых. Его голова обращена в сторону Севера, в сторону той стены, где в других гробницах восседает хозяин, а в данном склепе изображён дух-хранитель Севера «Хёнму».

 

Это подчёркивается созвездием Большой Медведицы на карнизе, а также солнечным диском с «петухом» и диском Луны с жабой, украшающими соответственно восточный и западный стыки нижних карнизов.

 

На самих же карнизах мы видим сонм Небожителей, летящих на фантастических животных и птицах навстречу нам. Они летят с Севера на Юг, повторяя движение Дракона, изображённого на восточной стене под Солнцем, и Тигра, написанного на западной стене под Луной.

 

Выбор когурёскими художниками видов птиц и животных не случаен. На восточных карнизах мы видим небольших драконов, как бы вторящих изображению большого «Зелёного дракона» на восточной стене. И только ближе к южному углу, над большой «Красной птицей» южной стены, драконов сменяют птицы. К Лунному диску взлетает небожитель, сидящий верхом на тигре, который вторит большому «Белому тигру» на западной стене.

 

А дальше от Луны, к югу, духи летят на журавлях. Запад — сторона потустороннего мира, следовательно, страна бессмертия. Именно на Западе в райских садах растут персики — плоды долголетия. С этими представлениями согласуются изображения гениев, летящих на журавлях, птицах, тоже символизирующих бессмертие. Ближайшего к Луне небожителя, летящего на журавле, можно увидеть на нашей обложке.

 

На восточном карнизе изображены персонажи древнекитайской мифологии Фу-си и Нюй-ва. Однако их внешний облик навеян более поздней трактовкой, когда они стали символами Востока и Запада, о чём говорит атрибут Фу-си — Солнце и атрибут Нюй-ва — Луна.

(194/195)

 

В том, что в данном памятнике они оба воплощают Восток, сказалась ранняя концепция образа, когда Нюй-ва считалась лишь женой и соправительницей Фу-си, повелевающего стихией Дерева, символа Начала, Роста, а отсюда и Востока. Этому пониманию противоречат атрибуты Фу-си и Нюй-ва, изображённые на восточном карнизе этой гробницы. В руках у первого — диск Солнца, а у последней — Луна. Эти атрибуты появились позже, когда Нюй-ва стала воплощать Запад и превратилась в антипода Фу-си.

 

Таким образом художник — создатель этой гробницы, взяв современную ему форму воплощения Фу-си и Нюй-ва, влил в неё старое содержание. Так возникло противоречие между Солнцем и Луной в руках изображённых на верхнем восточном карнизе божеств, с одной стороны, и Солнцем и Луной соответственно на Востоке и Западе на нижнем карнизе, с другой стороны.

 

Таблица составлена на основе рисунка из альбома «Когурё пёкхва» («Настенная живопись Когурё») [41].

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки / оглавление книги