Таблица I. (Стр. 72-73) ^
На таблице I дана схема расположения сюжетов на северной (центральной), восточной (правой с точки зрения зрителя) и западной (левой) стенах, а также на соответствующих карнизах образующих свод гробницы «Муёнчхон».
Во избежание перегрузки схемы, каждый сюжет представлен не целиком, а лишь фрагментарно и включает наиболее важную часть стены.
На северной стене мы видим хозяина гробницы с двумя жёнами. Он сидит лицом к Югу (Юг — сторона благих влияний, тепла и света) и как бы смотрит на входящего человека, так как в когурёских гробницах вход делали с южной стороны. Такое положение персоны, принимающей знаки почтения, и то, что мужчина сидит ближе к восточной стене, а его жёны — ближе к западной, глубоко традиционно (Восток — сторона активного мужского начала, а Запад — пассивного женского начала).
На восточной стене изображены танцоры и музыканты, развлекающие хозяина гробницы, а на западной — сцены охоты. Такое расположение сюжетов в гробнице «Муёнчхон» связано с традиционным представлением, что Восток — место зарождения жизни, это дом (поэтому на восточной стене обычно изображались пиры и развлечения), а Запад — сфера проявления активности (поэтому на западной стене обычно изображались всадники или сцены охоты). Интересно, что в числе преследуемых животных есть тигр, символизирующий Запад.
Ориентация гробницы по странам света подчёркивается изображениями на карнизах свода: на Севере мы видим «Семь звёзд» Большой Медведицы, на Востоке — солнечный диск с трёхлапым «петухом», возвещающим утро, на Западе — диск Луны с жабой, рождённой в вечернем тумане.
|
Таблица II. (Стр. 147) ^
На таблице по материалам росписей в гробницах «Тэмё» и «Чуньмё» (уезд Кансо) и в гробнице «Сасинчхон» (окрестности г. Цзиань) дана схема-реконструкция расположения духов-хранителей стран света.
Изображение этих четырёх духов — традиционный космогонический сюжет, очень типичный для декора культовых сооружений Когурё.
Гробница указанного типа обычно ориентирована входом на Юг. Входящий прежде всего видит изображённую на северной стене черепаху в объятиях змеи. Это «Хёнму» — символ Первотворчества, образ слияния Неба и Земли, дух — хранитель Севера. Это
(193/194)
основное изображение; в тех случаях, когда все четыре духа украшают одну плоскость, оно помещается у основания. Поэтому на нашей схеме «Хёнму» изображён внизу. Рост происходит вверх, вот почему вверх от символа Зарождения устремляются духи-хранители Востока и Запада: Зелёный дракон «Чхонъён» и Белый тигр «Пэкхо». Они как бы встречают входящего в гробницу. Дракон мчится с Севера на Юг с восточной стороны, а Тигр устремляется к Югу с западной стороны.
Для того чтобы увидеть изображённую на южной стеке Красную птицу «Чуджак», вошедшему в гробницу надо обернуться, нашему читателю следует повернуть книгу.
Мы условно изобразили одну птицу, хотя обычно их бывает две, так как в центре южной стены расположены входные двери. Птицы с двух сторон как бы охраняют вход в гробницу и смотрят на входящего.
|
Таблица III. (Стр. 151) ^
Таблица III даёт схему расположения сюжетов на лакунарии, верхнем и нижнем Карнизах гробницы «Сасинчхон» (карнизы — это слои связанных в квадраты балок, то параллельных поверхности стен, то идущих к ним под углом).
Дракон — повелитель туч, способствующий слиянию Неба и Земли, господствует над всеми изображениями гробницы, как бы символизируя связь мира умерших и мира живых. Его голова обращена в сторону Севера, в сторону той стены, где в других гробницах восседает хозяин, а в данном склепе изображён дух-хранитель Севера «Хёнму».
Это подчёркивается созвездием Большой Медведицы на карнизе, а также солнечным диском с «петухом» и диском Луны с жабой, украшающими соответственно восточный и западный стыки нижних карнизов.
На самих же карнизах мы видим сонм Небожителей, летящих на фантастических животных и птицах навстречу нам. Они летят с Севера на Юг, повторяя движение Дракона, изображённого на восточной стене под Солнцем, и Тигра, написанного на западной стене под Луной.
Выбор когурёскими художниками видов птиц и животных не случаен. На восточных карнизах мы видим небольших драконов, как бы вторящих изображению большого «Зелёного дракона» на восточной стене. И только ближе к южному углу, над большой «Красной птицей» южной стены, драконов сменяют птицы. К Лунному диску взлетает небожитель, сидящий верхом на тигре, который вторит большому «Белому тигру» на западной стене.
А дальше от Луны, к югу, духи летят на журавлях. Запад — сторона потустороннего мира, следовательно, страна бессмертия. Именно на Западе в райских садах растут персики — плоды долголетия. С этими представлениями согласуются изображения гениев, летящих на журавлях, птицах, тоже символизирующих бессмертие. Ближайшего к Луне небожителя, летящего на журавле, можно увидеть на нашей обложке.
На восточном карнизе изображены персонажи древнекитайской мифологии Фу-си и Нюй-ва. Однако их внешний облик навеян более поздней трактовкой, когда они стали символами Востока и Запада, о чём говорит атрибут Фу-си — Солнце и атрибут Нюй-ва — Луна.
(194/195)
В том, что в данном памятнике они оба воплощают Восток, сказалась ранняя концепция образа, когда Нюй-ва считалась лишь женой и соправительницей Фу-си, повелевающего стихией Дерева, символа Начала, Роста, а отсюда и Востока. Этому пониманию противоречат атрибуты Фу-си и Нюй-ва, изображённые на восточном карнизе этой гробницы. В руках у первого — диск Солнца, а у последней — Луна. Эти атрибуты появились позже, когда Нюй-ва стала воплощать Запад и превратилась в антипода Фу-си.
Таким образом художник — создатель этой гробницы, взяв современную ему форму воплощения Фу-си и Нюй-ва, влил в неё старое содержание. Так возникло противоречие между Солнцем и Луной в руках изображённых на верхнем восточном карнизе божеств, с одной стороны, и Солнцем и Луной соответственно на Востоке и Западе на нижнем карнизе, с другой стороны.
Таблица составлена на основе рисунка из альбома «Когурё пёкхва» («Настенная живопись Когурё») [41].
|