главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Сообщения Государственного Эрмитажа. [Вып.] VIII. Л.: «Искусство». 1955. Н.В. Дьяконова

Выставка культуры и искусства Синьцзяна I-XII вв.

// СГЭ. [ Вып. ] VIII. Л.: 1955. С. 9-11.

 

Выставка памятников материальной культуры и искусства Синьцзяна, дополняющая существовавшую ранее экспозицию искусства Китая, открылась в июне 1954 г. в пяти залах третьего этажа.

 

Синьцзян — далёкая северо-западная окраина Китая, в силу своего положения, в центре азиатского материка, служила с древнейших времён как бы мостом между странами Дальнего Востока, Индией и всей Передней и Средней Азией. Здесь пролегал караванный путь, по которому шёл обмен материальными и культурными ценностями между Востоком и Западом. Эта территория подвергалась многократным нашествиям кочевников и мирным иммиграциям соседних народностей, что уже в древности обусловило крайнюю сложность этнического состава населения Синьцзяна и нашло своё отражение в многообразии культурного наследия этого «края.

 

Первым исследователем древностей Синьцзяна был русский учёный, путешественник и революционер Дмитрий Александрович Клеменц, посетивший Турфанский оазис в 1898 г. и привезший оттуда образцы стенных росписей. В дальнейшем русские коллекции пополняются материалами экспедиций М. и Н. Березовских (1906 г.) и рядом других ценных собраний русских учёных и коллекционеров, работавших в Синьцзяне.

 

Особенное же значение для изучения Синьцзяна имела научная и организаторская деятельность академика Сергея Федоровича Ольденбурга, дважды возглавившего археологические экспедиции в этот край (1909-1910 гг., 1914-1915 гг.). Подавляющее большинство экспонатов настоящей выставки привезено этими экспедициями.

 

С.Ф. Ольденбургом была организована также

(9/10)

Зал Турфанского оазиса.

(Открыть в новом окне)

 

первая небольшая выставка памятников искусства Синьцзяна в Музее антропологии и этнографии Академии наук, где тогда хранились эти вещи. Под его же руководством была разработана и осуществлена первая эрмитажная выставка искусства Синьцзяна, открытая в 1935 г.

 

Прошлое Синьцзяна изучено мало; работавшие здесь немногочисленные русские и западноевропейские археологические экспедиции вели свои раскопки главным образом в развалинах буддийских монастырей и храмов и почти совершенно не исследовали поселения и города. Поэтому весь доступный материал отличается односторонностью и даёт очень скудные возможности для суждения об экономической жизни и социальном строе древнего и средневекового Синьцзяна.

 

Первая эрмитажная экспозиция была построена как показ истории преимущественно культового изобразительного искусства Центральной Азии. Эта экспозиция с небольшими изменениями просуществовала до июня 1941 г.

 

Восстановление выставки в послевоенное время представило ряд очень серьёзных трудностей. Ещё в дореволюционное время, непосредственно после поступления коллекций в Музей антропологии и этнографии, стенные росписи были вмонтированы в гипс и закреплены органическими клеями. Несовершенство таких методов консервации лёссовой живописи и скульптуры стало очевидным уже в довоенное время. Поэтому было невозможно снова выставлять вещи в столь неудовлетворительном состоянии.

 

В связи с этим сотрудники эрмитажной мастерской по реставрации живописи под руководством П.И. Кострова провели экспериментальную работу по очистке и закреплению лёсса и в 1949-1950 гг. приступили к реставрации синьцзянского материала. За период 1950-1954 гг. реставраторами П.И. Костровым и Е.Г. Шейниной была проделана огромная работа по реставрации лёссовой живописи и скульптуры синтетическими смолами и освобождению части росписей от разрушавшегося гипса.

(10/11)

 

Одновременно разрабатывался план экспозиции, перед автором которой стояла трудная задача — показать на крайне одностороннем материале существующих коллекций, составленных почти исключительно из произведений буддийской культовой живописи и скульптуры, многообразную жизнь средневекового Синьцзяна, творческое сотрудничество его многоплеменного населения в создании этой культуры, а также ту историческую среду, в которой протекал этот сложный процесс.

 

Для удовлетворительного решения этой задачи было необходимо шире и разносторонней осмыслить материал нашего собрания. Это оказалось возможным сделать путём привлечения никогда раньше не экспонировавшихся вспомогательных материалов — копий росписей, снятых на месте участниками экспедиций, зарисовок и фото, позволивших оттенить социальные моменты, отражённые на подлинных памятниках, показанных на выставке (изображения представителей различных социальных групп населения, изображения некоторых сторон быта и т.п.).

 

Далее в новой экспозиции был максимально использован весь количественно незначительный, но подчас очень важный историко-культурный материал, позволивший в некоторой мере осветить экономику страны, технику, быт.

 

Чрезвычайный интерес представляет экспонированное в первом зале выставки собрание мелкой терракотовой скульптуры из Хотана (II-III вв.), знакомящее зрителя с этническими типами обитателей этого оазиса.

 

Много интересных бытовых подробностей сообщают находящиеся во втором зале росписи и статуэтки из Кучара (V-VII вв.). Они позволяют также показать развитие реалистических тенденций в средневековом искусстве Синьцзяна и борьбу их с условностью культовой иконографии. Прекрасным образцом реалистически выразительной живописи является небольшой фрагмент стенной росписи, изображающей четыре гневных лица.

 

Уже в VII-VIII вв. искусство Китая занимает ведущее положение среди разнообразных художественных школ и течений многоплеменного Синьцзяна. Части замечательных росписей из сгоревшего храма в Шикшине представляют образцы высокого мастерства китайских живописцев.

 

Своеобразным преломлением китайских эстетических норм и обобщением художественного наследия Синьцзяна являются памятники, созданные в сложившемся в IX в. уйгурском Турфанском княжестве. Монументальные панно в четвёртом и пятом залах показывают нам образцы искусства, оказавшего огромное влияние на средневековую живопись большинства народов Азии.

 

Вспомогательный материал, представленный на выставке, наглядно демонстрирует тесную взаимосвязь культур народов Азии и значение для них китайской культуры Синьцзяна.

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки