главная страница / библиотека / обновления библиотеки
Н.В. ДьяконоваВыставка культуры и искусства Синьцзяна I-XII вв.// СГЭ. [ Вып. ] VIII. Л.: 1955. С. 9-11.
Выставка памятников материальной культуры и искусства Синьцзяна, дополняющая существовавшую ранее экспозицию искусства Китая, открылась в июне 1954 г. в пяти залах третьего этажа.
Синьцзян — далёкая северо-западная окраина Китая, в силу своего положения, в центре азиатского материка, служила с древнейших времён как бы мостом между странами Дальнего Востока, Индией и всей Передней и Средней Азией. Здесь пролегал караванный путь, по которому шёл обмен материальными и культурными ценностями между Востоком и Западом. Эта территория подвергалась многократным нашествиям кочевников и мирным иммиграциям соседних народностей, что уже в древности обусловило крайнюю сложность этнического состава населения Синьцзяна и нашло своё отражение в многообразии культурного наследия этого «края.
Первым исследователем древностей Синьцзяна был русский учёный, путешественник и революционер Дмитрий Александрович Клеменц, посетивший Турфанский оазис в 1898 г. и привезший оттуда образцы стенных росписей. В дальнейшем русские коллекции пополняются материалами экспедиций М. и Н. Березовских (1906 г.) и рядом других ценных собраний русских учёных и коллекционеров, работавших в Синьцзяне.
Особенное же значение для изучения Синьцзяна имела научная и организаторская деятельность академика Сергея Федоровича Ольденбурга, дважды возглавившего археологические экспедиции в этот край (1909-1910 гг., 1914-1915 гг.). Подавляющее большинство экспонатов настоящей выставки привезено этими экспедициями.
С.Ф. Ольденбургом была организована также Зал Турфанского оазиса.(Открыть в новом окне)
первая небольшая выставка памятников искусства Синьцзяна в Музее антропологии и этнографии Академии наук, где тогда хранились эти вещи. Под его же руководством была разработана и осуществлена первая эрмитажная выставка искусства Синьцзяна, открытая в 1935 г.
Прошлое Синьцзяна изучено мало; работавшие здесь немногочисленные русские и западноевропейские археологические экспедиции вели свои раскопки главным образом в развалинах буддийских монастырей и храмов и почти совершенно не исследовали поселения и города. Поэтому весь доступный материал отличается односторонностью и даёт очень скудные возможности для суждения об экономической жизни и социальном строе древнего и средневекового Синьцзяна.
Первая эрмитажная экспозиция была построена как показ истории преимущественно культового изобразительного искусства Центральной Азии. Эта экспозиция с небольшими изменениями просуществовала до июня 1941 г.
Восстановление выставки в послевоенное время представило ряд очень серьёзных трудностей. Ещё в дореволюционное время, непосредственно после поступления коллекций в Музей антропологии и этнографии, стенные росписи были вмонтированы в гипс и закреплены органическими клеями. Несовершенство таких методов консервации лёссовой живописи и скульптуры стало очевидным уже в довоенное время. Поэтому было невозможно снова выставлять вещи в столь неудовлетворительном состоянии.
В связи с этим сотрудники эрмитажной мастерской по реставрации живописи под руководством П.И. Кострова провели экспериментальную работу по очистке и закреплению лёсса и в 1949-1950 гг. приступили к реставрации синьцзянского материала. За период 1950-1954 гг. реставраторами П.И. Костровым и Е.Г. Шейниной была проделана огромная работа по реставрации лёссовой живописи и скульптуры синтетическими смолами и освобождению части росписей от разрушавшегося гипса.
Одновременно разрабатывался план экспозиции, перед автором которой стояла трудная задача — показать на крайне одностороннем материале существующих коллекций, составленных почти исключительно из произведений буддийской культовой живописи и скульптуры, многообразную жизнь средневекового Синьцзяна, творческое сотрудничество его многоплеменного населения в создании этой культуры, а также ту историческую среду, в которой протекал этот сложный процесс.
Для удовлетворительного решения этой задачи было необходимо шире и разносторонней осмыслить материал нашего собрания. Это оказалось возможным сделать путём привлечения никогда раньше не экспонировавшихся вспомогательных материалов — копий росписей, снятых на месте участниками экспедиций, зарисовок и фото, позволивших оттенить социальные моменты, отражённые на подлинных памятниках, показанных на выставке (изображения представителей различных социальных групп населения, изображения некоторых сторон быта и т.п.).
Далее в новой экспозиции был максимально использован весь количественно незначительный, но подчас очень важный историко-культурный материал, позволивший в некоторой мере осветить экономику страны, технику, быт.
Чрезвычайный интерес представляет экспонированное в первом зале выставки собрание мелкой терракотовой скульптуры из Хотана (II-III вв.), знакомящее зрителя с этническими типами обитателей этого оазиса.
Много интересных бытовых подробностей сообщают находящиеся во втором зале росписи и статуэтки из Кучара (V-VII вв.). Они позволяют также показать развитие реалистических тенденций в средневековом искусстве Синьцзяна и борьбу их с условностью культовой иконографии. Прекрасным образцом реалистически выразительной живописи является небольшой фрагмент стенной росписи, изображающей четыре гневных лица.
Уже в VII-VIII вв. искусство Китая занимает ведущее положение среди разнообразных художественных школ и течений многоплеменного Синьцзяна. Части замечательных росписей из сгоревшего храма в Шикшине представляют образцы высокого мастерства китайских живописцев.
Своеобразным преломлением китайских эстетических норм и обобщением художественного наследия Синьцзяна являются памятники, созданные в сложившемся в IX в. уйгурском Турфанском княжестве. Монументальные панно в четвёртом и пятом залах показывают нам образцы искусства, оказавшего огромное влияние на средневековую живопись большинства народов Азии.
Вспомогательный материал, представленный на выставке, наглядно демонстрирует тесную взаимосвязь культур народов Азии и значение для них китайской культуры Синьцзяна.
наверх |