Д.С. Дугаров
Исторические корни белого шаманства
(на материале обрядового фольклора бурят).
// М.: 1991. 300 с. ISBN 5-02-009990-2
[ аннотация: ]
Книга посвящена религиозно-мифологическим представлениям бурятского народа. Исследуется дошаманский культ племенных божеств-покровителей — творца и громовержца бога Айа и богини земли Ерд, получивший в научной литературе название «белого шаманства». Автор проводит мысль, что духовная культура кочевого населения Центральной Азии и Южной Сибири сложилась в тесном контакте с индоиранскими и индоевропейскими племенами, пришедшими в эти районы в бронзовом веке, затем покинувшими их, но оставившими след в мифологии, религии, обрядовой жизни, фольклоре населения этого края.
Оглавление
Предисловие. — 3
Введение. — 6
Историко-археологический экскурс. — 6
Белое шаманство (постановка проблемы). — 19
Часть I. Отражение культа мирового дерева и богини Мать-земли в некоторых обрядах и обрядовом фольклоре бурят.
Глава 1. Обряд посвящения шамана. — 33
Посвящение белого шамана у западных бурят. — 33
Хори-бурятский обряд посвящения шамана (шанар). — 41
Глава 2. Синкретический образ оленя-коня-птицы загалмай. — 61
Глава 3. Круговой танец ёохор. — 84
Глава 4. Культ мирового дерева у бурят. — 118
Глава 5. Ёрдынское игрище — реликт грандиозного комплекса обрядовых игр древних курыкан. — 141
Часть II. Культ племенного бога творца и громовержца Айа.
Глава 1. Обряд поднятия «громовой стрелы». — 159
Глава 2. Древний хори-бурятский обрядовый хоровод нэрьелгэ. — 183
Глава 3. Древнебурятские протяжные песни ай доң. — 214
Часть III. К вопросу об индоевропейском происхождении культа бога Айа.
Глава 1. Основные атрибуты и символика бога Айа и его собратьев. — 247
Белый цвет — цветовая символика белого шаманства. — 257
Глава 2. К этимологии некоторых терминов и теонимов белого шаманства. — 260
Беки́ и бөө. — 260
Айа. — 263
Заключение. — 270
Summary. — 275
Литература. — 279
Список сокращений. — 295
[Цветные вклейки, по 2 л. — между стр. 224-225, 240-241]
|