О.Б. Дубова
Мимесис и пойэсис.
Античная концепция «подражания» и зарождение европейской теории художественного творчества.
// М.: «Памятники исторической мысли». 2001. 270 с. ISBN 5-88451-108-6
[ аннотация: ]
Монография посвящена исследованию возникновения новоевропейской теории творчества, затрагивает широкий спектр проблем, связанных с переосмыслением античной теории искусства в европейской художественной культуре XIV-XVI веков. В работе анализируется отношение к природе в разных культурах и проблема отождествления Бога и художника в античной и новоевропейской традиции. Значительное место отведено исследованию исторической эволюции представлений о «творящей природе » и Боге-мастере, проблеме превращения художника из ремесленника в представителя интеллектуальной элиты общества, изменению социального статуса художника, взаимоотношения художника и публики, появлению новых критериев оценки произведений изобразительного искусства, развитию представлений о творческой индивидуальности, включая переосмысление классических понятий «воссоздание» (мимесис) и «создание нового» (пойэсис).
Оглавление
Введение. — 3
Глава 1. Миметические и демиургические культуры. — 26
Глава 2. Эволюция представлений о боге-мастере. — 60
Глава 3. Новый статус художника. — 95
Глава 4. Знатоки и дилетанты. — 124
Глава 5. Виртуозность. — 159
Глава 6. Стандарты изображения и личное открытие. — 193
Глава 7. «Современная манера» и подражание древним. — 226
Заключение. — 252
Библиография. — 254
|