главная страница / библиотека / обновления библиотеки

А. Досымбаева, А. Нускабай. Тюркский археолого-этнографический комплекс Кумай. Астана: 2012. А. Досымбаева, А. Нускабай

Тюркский археолого-этнографический комплекс Кумай.

// Астана: 2012. 146 с. ISBN 978-601-06-1446-8

Текст — параллельно
на казахском, русском и турецком языках.

Оглавление

 

Введение:

Мырзатай Жолдасбеков.

Алғысөз. — 5

Предисловие. — 6

Önsöz. — 7

 

Глава 1. Вопросы изучения и сохранения культурного наследия в ландшафте казахской степи. — 15

Глава 2. Результаты археологического изучения памятников археолого-этнографического комплекса Кумай. — 51

2.1. Захоронение эпохи бронзы в ограде №1 на памятнике Карагайлы. — 52

2.2. Археолого-этнографическое изучение тюркских культовых памятников. — 63

2.3. Археологическое изучение погребального памятника эпохи средневековья. — 100

Глава 3. Историческое и этнокультурное значение памятников археолого-этнографического комплекса Кумай. — 109

 

Заключение. — 123

Приложение.
Государственный национальный природный парк Буйратау. Общая характеристика флоры и фауны. — 128

 

Список сокращений. — 142

Список литературы. — 143

 


Мырзатай Жолдасбеков

Предисловие.   ^

 

Процесс развития этнической культуры тюркских народов во времени и в пространстве Евразии являет собой образцы миропонимания, характеризующейся мыслью о неразрывном единстве природы и человека. Идея единства и неделимости тюркской земли пронизывает все сферы ментальной жизни тюркских народов и находит отражение в топонимах, письменных текстах, эпических произведениях, культовых памятниках, монументальном и прикладном искусстве тюрков, устном народном творчестве. Картина тюркского мира, воссозданная в источниках, позволяет произвести реконструкцию представлений о единстве Космоса и Земли — Тенгри и Жер-Су. Идеальный гармоничный мир по представлениям тюрков был основан на единстве и взаимопонимании между правителями и народом, а благополучие рода и племени, семьи обеспечивали благословенные предки по отцовской и материнской линии.

 

Письменные тексты, высеченные на камне, в честь кагана Бильге, полководца Культегина, мудрого Тоньюкука посвящены идее незыблемости родной земли, единству и благополучию тюркского народа. В памятниках рунической письменности на Алтае, Саянах, Тянь-Шане высечены рунические письмена, в которых рефреном звучит мысль о святости священной земли, гор, рек и других источников. Священная земля тюрков именуется Мың булак; — Тысяча источников. Родовые земли маркированы тамгами, наскальными рисунками, рунической письменностью. В благоприятных уголках степи создавались храмы предкам, посвященные величию их деяний, направленных на защиту и целостность Отечества. Географические пределы Туркестана насыщены культовыми памятниками с каменными скульптурами тюрков. Одним из наиболее ярких среди них являются многочисленные тюркские монументы святилищ Мерке и Жайсан, расположенные на территории долины реки Шу. Отдельные культовые памятники изучены в Восточном Казахстане, в степи Сары-Арки.

 

К новым открытиям непревзойденного тюркского наследия надо отнести памятники археолого-этнографического комплекса Кумай, расположенного в непосредственной близости от столицы страны — Астаны. В составе комплекса Кумай учёными ГУ «Назарбаев центр» открыты серии эталонных памятников, относящихся к различным периодам развития культуры населения Казахстана. Особенностью памятников является локализация разновременных памятников в одном пространстве долины реки Кумай, в непосредственной близости друг от друга. Природная особенность края, выразительно отложившаяся в микротопонимах местности, отражает исторически сложившуюся мысль о святости земли тюркской: Кумай, Ершоқы, Жаушоқы, Қосбатыр.

 

Тюркское наследие, дошедшее до современности, после многих лет целинных работ, всё ещё удивляет сохранностью ритуальных конструкций и каменных скульптур, родовых тамг, высеченных на стенах оград. Статуи, установленные с восточной стороны ритуальных оград, высеченные в традиционном тюркском стиле, с соблюдением характерных черт портретов выдающихся образов персон, находились на первозданном месте, на данном этапе изучены и восстановлены. Произведена документация всех открытых памятников, регистрация в государственных органах по сохранению и использованию историко-культурного наследия. Впереди предстоит большая работа по комплексному научному изучению и аналитическому осмыслению материалов памятников в общем контексте развития культур тюркских народов Евразии.

 

Важным аспектом, в последовательном изучении, реконструкции и сохранении памятников являются усилия по созданию ландшафтного археолого-этнографического музея под открытым небом. Реконструированные в ландшафте казахской степи, памятники долины реки Кумай будут служить в качестве свидетельств многовековой истории тюркских народов, альма-матер которых расположена на священной земле Туркестана.

 

Проект по созданию ландшафтного археолого-этнографического музея поддержан Турецким Агентством по сотрудничеству и координированию при Правительстве Республики Турции (TIKA) и на данном этапе находится в стадии разработки.

 

Предлагаемая вниманию читателей коллективная работа представляет собой издание, посвящённое новым уникальным тюркским памятникам, которые расположены в природной среде государственного национального парка Буйратау, ещё раз подтверждает мысль о единстве жизни и среды обитания, незыблемости Неба и Земли тюрков.

 


 

Список сокращений.   ^

 

АН — Академия наук

ИИА УрО РАН — Институт истории и археологии Уральского отделение Российской Академии Наук

Каргу — Карагандинский государственный университет

М. — Москва

МОН РК — Министерство образования и науки Республики Казахстан

НАН РК — Национальная академия наук Республики Казахстан

СО РАН — Сибирское отделение Российской Академии наук

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки