А. Досымбаева, А. Нускабай
Тюркский археолого-этнографический комплекс Кумай.
// Астана: 2012. 146 с. ISBN 978-601-06-1446-8
Текст — параллельно
на казахском, русском и турецком языках.
Оглавление
Введение:
Мырзатай Жолдасбеков.
Алғысөз. — 5
Önsöz. — 7
Глава 1. Вопросы изучения и сохранения культурного наследия в ландшафте казахской степи. — 15
Глава 2. Результаты археологического изучения памятников археолого-этнографического комплекса Кумай. — 51
2.1. Захоронение эпохи бронзы в ограде №1 на памятнике Карагайлы. — 52
2.2. Археолого-этнографическое изучение тюркских культовых памятников. — 63
2.3. Археологическое изучение погребального памятника эпохи средневековья. — 100
Глава 3. Историческое и этнокультурное значение памятников археолого-этнографического комплекса Кумай. — 109
Заключение. — 123
Приложение.
Государственный национальный природный парк Буйратау. Общая характеристика флоры и фауны. — 128
Список литературы. — 143
Мырзатай Жолдасбеков
Предисловие. ^
Процесс развития этнической культуры тюркских народов во времени и в пространстве Евразии являет собой образцы миропонимания, характеризующейся мыслью о неразрывном единстве природы и человека. Идея единства и неделимости тюркской земли пронизывает все сферы ментальной жизни тюркских народов и находит отражение в топонимах, письменных текстах, эпических произведениях, культовых памятниках, монументальном и прикладном искусстве тюрков, устном народном творчестве. Картина тюркского мира, воссозданная в источниках, позволяет произвести реконструкцию представлений о единстве Космоса и Земли — Тенгри и Жер-Су. Идеальный гармоничный мир по представлениям тюрков был основан на единстве и взаимопонимании между правителями и народом, а благополучие рода и племени, семьи обеспечивали благословенные предки по отцовской и материнской линии.
Письменные тексты, высеченные на камне, в честь кагана Бильге, полководца Культегина, мудрого Тоньюкука посвящены идее незыблемости родной земли, единству и благополучию тюркского народа. В памятниках рунической письменности на Алтае, Саянах, Тянь-Шане высечены рунические письмена, в которых рефреном звучит мысль о святости священной земли, гор, рек и других источников. Священная земля тюрков именуется Мың булак; — Тысяча источников. Родовые земли маркированы тамгами, наскальными рисунками, рунической письменностью. В благоприятных уголках степи создавались храмы предкам, посвященные величию их деяний, направленных на защиту и целостность Отечества. Географические пределы Туркестана насыщены культовыми памятниками с каменными скульптурами тюрков. Одним из наиболее ярких среди них являются многочисленные тюркские монументы святилищ Мерке и Жайсан, расположенные на территории долины реки Шу. Отдельные культовые памятники изучены в Восточном Казахстане, в степи Сары-Арки.
К новым открытиям непревзойденного тюркского наследия надо отнести памятники археолого-этнографического комплекса Кумай, расположенного в непосредственной близости от столицы страны — Астаны. В составе комплекса Кумай учёными ГУ «Назарбаев центр» открыты серии эталонных памятников, относящихся к различным периодам развития культуры населения Казахстана. Особенностью памятников является локализация разновременных памятников в одном пространстве долины реки Кумай, в непосредственной близости друг от друга. Природная особенность края, выразительно отложившаяся в микротопонимах местности, отражает исторически сложившуюся мысль о святости земли тюркской: Кумай, Ершоқы, Жаушоқы, Қосбатыр.
Тюркское наследие, дошедшее до современности, после многих лет целинных работ, всё ещё удивляет сохранностью ритуальных конструкций и каменных скульптур, родовых тамг, высеченных на стенах оград. Статуи, установленные с восточной стороны ритуальных оград, высеченные в традиционном тюркском стиле, с соблюдением характерных черт портретов выдающихся образов персон, находились на первозданном месте, на данном этапе изучены и восстановлены. Произведена документация всех открытых памятников, регистрация в государственных органах по сохранению и использованию историко-культурного наследия. Впереди предстоит большая работа по комплексному научному изучению и аналитическому осмыслению материалов памятников в общем контексте развития культур тюркских народов Евразии.
Важным аспектом, в последовательном изучении, реконструкции и сохранении памятников являются усилия по созданию ландшафтного археолого-этнографического музея под открытым небом. Реконструированные в ландшафте казахской степи, памятники долины реки Кумай будут служить в качестве свидетельств многовековой истории тюркских народов, альма-матер которых расположена на священной земле Туркестана.
Проект по созданию ландшафтного археолого-этнографического музея поддержан Турецким Агентством по сотрудничеству и координированию при Правительстве Республики Турции (TIKA) и на данном этапе находится в стадии разработки.
Предлагаемая вниманию читателей коллективная работа представляет собой издание, посвящённое новым уникальным тюркским памятникам, которые расположены в природной среде государственного национального парка Буйратау, ещё раз подтверждает мысль о единстве жизни и среды обитания, незыблемости Неба и Земли тюрков.
Список сокращений. ^
АН — Академия наук
ИИА УрО РАН — Институт истории и археологии Уральского отделение Российской Академии Наук
Каргу — Карагандинский государственный университет
М. — Москва
МОН РК — Министерство образования и науки Республики Казахстан
НАН РК — Национальная академия наук Республики Казахстан
СО РАН — Сибирское отделение Российской Академии наук
|