главная страница / библиотека / обновления библиотеки
А.М. ДосымбаеваКультурный комплекс тюркских кочевников Жетысу.II в. до н.э. — V в. н.э. (по материалам археологии).// Алматы: 2007. 216 с. ISBN 9965-9675-5-5Светлой памяти археолога Кемаля Акишева посвящается. Оглавление
Введение. — 6
Глава I. Историографический обзор проблемы. — 121.1. Археологическое изучение погребальных памятников II в. до н.э. — V в. н.э. — 121.2. О локализации усуней по сведениям древних китайских письменных источников и их миграции на территорию Жетысу (Семиречья). — 23
Глава II. Погребальные памятники Жетысу (Семиречья). — 292.1. Погребальные сооружения. Типы погребений. — 292.2. Погребальный инвентарь. Сосуды, предметы вооружения, ножи, пряжки, предметы женского туалета, подвески. — 36
Глава III. Вопросы хронологии и периодизации погребальных комплексов Жетысу (Семиречья). — 543.1. Памятники II в. до н.э. — I в. н.э. — 543.2. Погребальные памятники II-V вв. н.э. — 58
Глава IV. Особенности этнокультурного процесса в описываемый период. — 63
Заключение. — 78
Список литературы. — 79Conclusion. — 90Түйiн. — 91Иллюстрация. Карта расположения могильников Жетысу (Семиречья). — 92Таблица 1. Могильники, подкурганные погребения. — 94Таблица 2. Структура наземного погребального сооружения. — 146Таблица 3. Количественное распределение типов погребений. — 149Таблица 4. Типы перекрытий погребальных камер. — 152Таблица 5. Типы захоронений: положение, ориентировка. Дополнительные признаки. — 156Таблица 6. Распределение различных видов инвентаря в погребениях. — 160Таблицы [иллюстрации] 7-42. — 164Легенда к карте. Список могильников. — 199Литература к списку памятников. — 203Список иллюстраций к таблицам 7-42. — 204Список сокращений. — 214
Заключение. ^
История населения Семиречья в период с конца 1-го тыс. до н.э. и в первой половине 1-го тыс. н.э. проходит в русле общего хода культурно-исторического процесса населения Центральной Азии.
В результате исследования погребального обряда, типов погребений, инвентаря установлено, что в период II в. до н.э. — I в. н.э. на территории Жетысу идёт процесс становления культуры кочевников, нашедший отражение в памятниках сако-сарматского круга. Характерные черты погребальных конструкций и обряда этого периода укладываются в общую схему культурно-исторического процесса с тем лишь различием, что сакский компонент на этом этапе, естественно, остаётся ведущим.
В памятниках второго периода, во II-V вв. н.э., в погребальном обряде и составе инвентаря наблюдаются значительные изменения. Наряду с погребальными памятниками первого периода, продолжающими своё бытование на земле Жетысу, появляются и другие. Новые погребальные комплексы, представленные подкурганными грунтовыми погребениями с перекрытиями из дерева, жердей, с сосудами, близкими по типу керамике из памятников осёдло-земледельческого круга и типам сосудов из средневековых тюркских курганов, свидетельствуют о культуре населения, носителями которых были племена а-сманов (у-суней), исконно населявших земли разных регионов Туркестана.
Ранний этап этногенеза племенного объединения а-сманов, становление от небольшого владения до государственности, как по сведениям письменных источников, так и по археологическим данным проходит на территории Восточного Туркестана. Локализация государства Усуней во II-V вв. н.э. на территории Жетысу устанавливается в результате сопоставления комплекса фактов (письменные источники, археологический материал). В целом, процесс становления культуры тюрков-кочевников регионально проходит на территории собственно Туркестана (в широком, геопространственном понимании данного термина) и хронологически охватывает период конца 1-го тыс. н.э. — 1-й пол. 1-го тыс. н.э.
С другой стороны, памятники предшествующего периода продолжают своё существование на новом этапе, сохраняя отдельные элементы традиционной культуры. Особенностью этнокультурного процесса 1-й половины 1-го тысячелетия нашей эры является фактор взаимодействия и взаимовлияния культур в условиях одного хозяйственно-культурного типа, в рамках единой среднеазиатско-казахстанской историко-культурной области. Следствием «консолидации пёстрой этнической номенклатуры, нивелировки культуры и взаимодействия языков и диалектов, сложения единого языка и антропогенеза, происходивших в рамках первых государственных образований хунну, усуней, тюрков ... явилось начало сложения тюркоязычного народа и формирование одного из первых тюркских государств на территории Казахстана» (Акишев, 1988, с. 98; 1997, с. 16).
наверх |