главная страница / библиотека / обновления библиотеки
М.А. Дэвлет, Е.Г. ДэвлетОб изображении лошади на Бейской стеле из Хакасии.// Изобразительные памятники: Стиль, эпоха, композиции. Материалы тематической научной конференции. СПб: 2004. С. 296-300.
На Бейской стеле из Хакасии мифологическая система представлений о строении космоса, о мироздании, бытующая в древнем обществе, реализована визуальными средствами. На поверх- поверхности камня первобытный художник изобразил основные персонажи космогонических мифов Северной и Центральной Азии. Среди них фигура лошади с вывернутым крупом. Это ключевое изображение и на его интерпретации следует остановиться более подробно.
В мифологических схемах Вселенной крупные копытные являются зооморфными классификаторами средней космической зоны. В индоарийской традиции древнейший пласт мифологических представлений, связанных с конём, сохранился в образе мирового коня, который являлся изначальной жертвой. В результате этого жертвоприношения произошла Вселенная.
Имеется множество археологических свидетельств жертвоприношений коней в древности. Возможно, наиболее впечатляющим примером может служить курган Аржан 1 в Долине царей на севере Тувы, где обнаружены останки 160 лошадей, захороненных вокруг центральной могилы — дар покойному владыке от различных племён. Жертвоприношения коней практиковались на Саяно-Алтае вплоть до этнографической современности. Академик В.В. Радлов, наблюдавший этот обряд на Алтае во время своих путешествий 1860-1870 гг., приводит его описание: «Умерщвление жертвенного животного — чудовищное мучение... В результате этой операции, которая производится с большой тщательностью и постепенно, позвоночник лошади оказывается переломанным в нескольких местах, а ноги выдернуты из суставов».
В отношении животных с «перекрученным» туловищем, подобных изображённому на Бейской стеле, принято считать, что это умирающее или уже мёртвое жертвенное животное. У лошади, представленной на Бейской стеле, пасть раскрыта, как будто животное испускает предсмертный крик.
Фигуры неестественно развёрнутых на плоскости животных характерны для произведений скифо-сибирского звериного стиля. В подобных позах изображались и хищники, и копытные. Широко известны фигуры животных с вывернутым крупом на художественных изделиях из курганов с вечной мерзлотой на Алтае, выполненные из органических материалов — из дерева, кожи, войлока, вытатуированные на теле погребённых. В наскальном искусстве животные в подобных позах встречаются крайне редко, как и сцены борьбы зверей. Это обстоятельство находит объяснение, если принять во внимание, что столь слож- ные ракурсы переплетённых в сценах терзания тел или отдельной фигуры с вывернутой задней половиной туловища технически крайне трудно передать в точечной технике каменными орудиями на таком материале как скальная поверхность. На Алтае и Среднем Енисее среди наскальных изображений известны лишь единичные фигуры копытных с «перекрученным» туловищем, и только две из них — из Абакана-Перевоз III — представляют лошадей.
Художественную суть древнекочевнического анимализма В.А. Кореняко определяет так: «Скифо-сибирский звериный стиль — это искусство экспрессивных деформаций». Он связывает появление скифо-сибирского звериного стиля как искусства экспрессивных деформаций и эффектов с психическими особенностями всадников-воинов и охотников. Одна из наиболее впечатляющих деформаций скифо-сибирского звериного стиля — это изображение животных, в частности лошадей, с «перекрученным» туловищем.
Обращает на себя внимание такая деталь, как изображение конского хвоста с раздвоенным концом. В древности и средневековье у разных народов, в том числе в одной и той же этнической среде, в едином первобытном коллективе практиковалось разнообразное оформление хвостов лошадей. Причины такого разнообразия могли быть самыми разными. Несколько вариантов, к примеру, можно наблюдать в замерзших погребениях пазырыкских курганов, где трупы лошадей хорошо сохранились.
В искусстве наскальных изображений также можно обнаружив фигуры лошадей, среди которых можно встретить и варианты, характерные для пазырыкских коней, и многие другие. Однако при всём многообразии оформления конских хвостов в курганах Пазырыка и Аржана здесь не известны варианты, которые можно было бы сопоставить с изображением хвоста лошади, приставленной [представленной] на Бейской стеле.
Раздвоенные хвосты у коней — персонажей наскального искусства — явление крайне редкое. Впервые на фигуры коней с необычными, своеобразными хвостами на скалах Енисея обратила внимание О.С. Советова. Помимо упомянутых выше двух коней, изображённых на писанице у Абакано-Перевоза. она отмечает только фигуру коня на скалах близ улуса Апкашева. «По всей вероятности, — пишет О.С. Советова. — «раздвоенные» — это туго «завязанные» (заплетённые?) до середины хвосты со свободно отвисающими двумя концами». Справедливость тако- Изображения лошадей и кулана с вывернутым крупом:1 — Бейская стела; 2-3 — Абакано-Перевоз, по И.Д. Русаковой; 4 — Пазырык, по С.И. Руденко; 5 — Иссык, по А.К. Акишеву; 6 — Тоджа.
(Открыть Рис. в новом окне)
го заключения подтверждают изображения коней с вывернутым крупом, выполненные из металла. Такие изделия также немногочисленные. Известны только два экземпляра, и что существенно важно — в обоих случаях хвосты коней раздвоены. Это золотая накладка на ножны кинжала из кургана Иссык и случайная находка бронзовой бляхи из Тоджи.
В эпосе встречаются сведения о традициях оформления конских грив и хвостов в связи с разного рода событиями. В данном случае предпочтительно связать рассматриваемые изображения с жертвоприношением и погребально-поминальной обрядностью, тем более, что при жизни коня его хвост вряд ли можно было зафиксировать завитым по спирали, как это мы наблюдаем в случае с изображением на золотой накладке из Иссыка.
Таким образом, и поза лошади, представленной на Бейской стеле, и трактовка её хвоста свидетельствуют о том, что это жертвенное животное. В контексте остальных изображений Бейской стелы есть основания рассматривать эту фигуру в качестве изначальной жертвы, с которой в мифологических воззрениях древних связывалось сотворение мира.
наверх |