● главная страница / библиотека / обновления библиотеки
В.П. ДаркевичСветское искусство Византии.Произведения византийского художественного ремесла в Восточной Европе X-XIII века.// М.: «Искусство». 1975. 352 с. («Памятники древнего искусства»)
[аннотация на клапане суперобложки:] Произведения византийского прикладного искусства (торевтика, эмали, резная кость и т.п.), привезённые на Русь в X-XIII вв., — важный источник для изучения культуры средневековья. Они восполняют недостающие звенья в истории византийского искусства, особенно его светского, феодально-рыцарского направления. Основу данного исследования составляет группа серебряных чаш, вышедших из императорских мастерских Константинополя в XII в. В их убранстве отразился мир византийской эпической поэзии и некоторые реальные стороны жизни императорского двора Комнинов. Автор рисует историческую обстановку, в которой создавался каждый памятник, реконструирует тот круг идей, который определил систему его убранства. Сравнительное изучение сюжетов искусства, распространённых на этнически пёстрой территории, приводит к выводу об определённом единстве средневековой культуры Востока и Запада. Специальный раздел посвящён истории культурных связей Византии и Древней Руси.
Оглавление
Введение. — 5
I. Византийские серебряные чаши XII века. — 13Описание чаш. — 17Форма и назначение чаш. — 127Техника исполнения. Стиль чеканки и гравировки. — 129Мотивы и сюжеты:Дигенис и Евдокия. — 132Поединки всадников. — 139Георгий-воин. — 144Поединки пеших воинов. — 150Победитель льва. — 151Полёт Александра Македонского. — 154Придворное празднество:Пир царицы. — 159Музыканты. — 163Исполнители на струнных инструментах:Музыканты с псалтирем. — 167Лютнисты. — 167Музыкант со смычковым инструментом. — 169Музыканты с духовыми инструментами:Музыканты с продольными флейтами. — 171Музыкант с поперечной флейтой. — 171Трубач. — 172Музыканты с ударными инструментами:Музыканты с тарелками. — 173Барабанщик. — 173Танцовщица. — 177Танцоры. — 179Акробаты. — 180Мотивы звериного стиля. — 187Львы. — 190Грифоны. — 191Сирены. — 194Кентавры. — 196Барсы (леопарды). — 200Волки. — 200Лисицы. — 201Медведи. — 201Зайцы. — 201Птицы. — 202Павлины. — 204Охотничьи сцены (звериный гон). — 205Маски. — 212Орнамент.Растительные мотивы. — 215Орнаментальные обрамления:Ленточная плетёнка. — 219Аркатурно-колончатый фриз. — 222Круговое плетение. — 222Тематическое содержание. — 223Первый пояс. — 225Второй пояс. — 226Третий пояс. — 226Четвёртый пояс. — 226Пятый пояс. — 226Шестой и седьмой пояса. — 227Происхождение чаш. — 229Датировка. — 233
II. Триумфальный императорский цикл. К истории светского искусства Византии. — 235Тематика дворцового искусства. — 236IV-VI века. — 243Период иконоборчества (VIII — первая половина IX в.). — 243Македонская династия (867-1056). — 244Эпоха Комнинов (1081-1185). — 249Эпические мотивы в императорском искусстве. — 250Дальнейшая ориентализация императорского искусства. — 255Развитие светской исторической живописи. — 258Палеологовский период (1261-1453). — 259
III. Произведения византийского прикладного искусства в музеях СССР. Время, пути и способы проникновения византийского художественного импорта в Восточную Европу. — 261Изделия из серебра. — 262Перегородчатые эмали на золоте. — 267Херсонес. — 267Киев. — 267Старая Рязань. — 270Москва. — 271Новгород. — 272Резьба по кости. — 275Херсонес. — 275Судак. — 275Северный Кавказ. — 276Саркел — Белая Вежа. — 276Смоленск. — 276Новогрудок. — 276Произведения мелкой пластики. — 280Херсонес. — 280Черноморское побережье Кавказа. — 284Киев. — 284Княжья Гора. — 285Суздаль. — 285Владимир-на-Клязьме. — 286Москва. Оружейная палата. — 286Москва. Новодевичий монастырь. — 288Загорск. — 289Новгород. — 290Первоначальное местонахождение неизвестно. — 291
Примечания. — 300Summary. — 321Список сокращений. — 326Библиография. — 327Список иллюстраций [1-420]. — 338
наверх |