В.П. Даркевич
Светское искусство Византии.
Произведения византийского художественного ремесла в Восточной Европе X-XIII века.
[аннотация на клапане суперобложки:]
Произведения византийского прикладного искусства (торевтика, эмали, резная кость и т.п.), привезённые на Русь в X-XIII вв., — важный источник для изучения культуры средневековья. Они восполняют недостающие звенья в истории византийского искусства, особенно его светского, феодально-рыцарского направления. Основу данного исследования составляет группа серебряных чаш, вышедших из императорских мастерских Константинополя в XII в. В их убранстве отразился мир византийской эпической поэзии и некоторые реальные стороны жизни императорского двора Комнинов. Автор рисует историческую обстановку, в которой создавался каждый памятник, реконструирует тот круг идей, который определил систему его убранства. Сравнительное изучение сюжетов искусства, распространённых на этнически пёстрой территории, приводит к выводу об определённом единстве средневековой культуры Востока и Запада. Специальный раздел посвящён истории культурных связей Византии и Древней Руси.
Оглавление
Введение. — 5
I. Византийские серебряные чаши XII века. — 13
Описание чаш. — 17
Форма и назначение чаш. — 127
Техника исполнения. Стиль чеканки и гравировки. — 129
Мотивы и сюжеты:
Дигенис и Евдокия. — 132
Поединки всадников. — 139
Георгий-воин. — 144
Поединки пеших воинов. — 150
Победитель льва. — 151
Полёт Александра Македонского. — 154
Придворное празднество:
Пир царицы. — 159
Музыканты. — 163
Исполнители на струнных инструментах:
Музыканты с псалтирем. — 167
Лютнисты. — 167
Музыкант со смычковым инструментом. — 169
Музыканты с духовыми инструментами:
Музыканты с продольными флейтами. — 171
Музыкант с поперечной флейтой. — 171
Трубач. — 172
Музыканты с ударными инструментами:
Музыканты с тарелками. — 173
Барабанщик. — 173
Танцовщица. — 177
Танцоры. — 179
Акробаты. — 180
Мотивы звериного стиля. — 187
Львы. — 190
Грифоны. — 191
Сирены. — 194
Кентавры. — 196
Барсы (леопарды). — 200
Волки. — 200
Лисицы. — 201
Медведи. — 201
Зайцы. — 201
Птицы. — 202
Павлины. — 204
Охотничьи сцены (звериный гон). — 205
Маски. — 212
Орнамент.
Растительные мотивы. — 215
Орнаментальные обрамления:
Ленточная плетёнка. — 219
Аркатурно-колончатый фриз. — 222
Круговое плетение. — 222
Тематическое содержание. — 223
Первый пояс. — 225
Второй пояс. — 226
Третий пояс. — 226
Четвёртый пояс. — 226
Пятый пояс. — 226
Шестой и седьмой пояса. — 227
Происхождение чаш. — 229
Датировка. — 233
II. Триумфальный императорский цикл. К истории светского искусства Византии. — 235
Тематика дворцового искусства. — 236
IV-VI века. — 243
Период иконоборчества (VIII — первая половина IX в.). — 243
Македонская династия (867-1056). — 244
Эпоха Комнинов (1081-1185). — 249
Эпические мотивы в императорском искусстве. — 250
Дальнейшая ориентализация императорского искусства. — 255
Развитие светской исторической живописи. — 258
Палеологовский период (1261-1453). — 259
III. Произведения византийского прикладного искусства в музеях СССР. Время, пути и способы проникновения византийского художественного импорта в Восточную Европу. — 261
Изделия из серебра. — 262
Перегородчатые эмали на золоте. — 267
Херсонес. — 267
Киев. — 267
Старая Рязань. — 270
Москва. — 271
Новгород. — 272
Резьба по кости. — 275
Херсонес. — 275
Судак. — 275
Северный Кавказ. — 276
Саркел — Белая Вежа. — 276
Смоленск. — 276
Новогрудок. — 276
Произведения мелкой пластики. — 280
Херсонес. — 280
Черноморское побережье Кавказа. — 284
Киев. — 284
Княжья Гора. — 285
Суздаль. — 285
Владимир-на-Клязьме. — 286
Москва. Оружейная палата. — 286
Москва. Новодевичий монастырь. — 288
Загорск. — 289
Новгород. — 290
Первоначальное местонахождение неизвестно. — 291
Примечания. — 300
Summary. — 321
Список сокращений. — 326
Библиография. — 327
Список иллюстраций [1-420]. — 338
|