● главная страница / библиотека / обновления библиотеки
Н.Л. ЧленоваХронология памятников карасукской эпохи./ МИА №182. М.: 1972. 248 с.
[ аннотация: ] Книга состоит из двух частей. Первая представляет собой исследование одной из наиболее ярких культур бронзового века Сибири — карасукской. Главное внимание уделено вопросам хронологии и распространения этой культуры в Минусинской котловине. В основу работы положен огромный археологический материал Сибири и сопредельных областей. Во второй части рассматриваются памятники местных, некарасукских племён в Минусинской котловине, исследуется степень влияния на них карасукских племён. В приложении даны исследования технологии производства карасукских ножей и результаты анализа металла карасукских бронз. Книга богато иллюстрирована, снабжена подробной библиографией.
Содержание.
От автора. — 3
Часть первая.Карасукская культура Минусинской котловины.Хронология и распространение. — 5Введение. История разработки хронологии карасукской культуры. — 5Глава 1. Хронология памятников карасукской культуры Минусинской котловины. — 13Глава 2. Распространение карасукской культуры на территории Минусинской котловины. — 70
Часть вторая.Лугавская культура и предтагарские памятники. — 88Описание памятников. — 90Хронология лугавских и предтагарских памятников. — 117Экскурс 1. О культурной и этнической общности карасукской и других культур Евразии. — 131Экскурс 2. Восточные датирующие параллели сейминским и турбинским бронзам. — 135
Приложение 1.Д.В. Наумов. Производство и обработка карасукских ножей. — 140Приложение 2.Спектроаналитические исследования карасукского металла. — 146
Таблицы [1-72], карты [1-2] и объяснения к ним. — 158
Литература. — 230Список сокращений. — 247
От автора. ^
Богатейший очаг бронзовой металлургии и металлообработки, во II-I тыс. до н.э. находившийся в южной части Красноярского края, или Минусинской котловине, давно уже привлёк внимание исследователей. Огромное количество бронзовых изделий тагарской и карасукской культур представляет прочную базу для изучения этих культур, в первую очередь, для их датировки.
Однако значение Минусинского бронзового очага этим отнюдь не исчерпывается. Вследствие сравнительной редкости месторождений меди распределение медных и бронзовых изделий на земном шаре в эпоху бронзы было крайне неравномерным. Большинство медно-бронзовых изделий, найденных в районах, лишённых собственных медных месторождений, тяготеет к бронзовым очагам: иногда это прямой импорт из того или иного бронзового очага, иногда — подражание изделиям бронзового очага. Изделия бронзового очага служат, таким образом, и для датировки и изучения культур, значительно удалённых от очага.
Влияние Минусинского бронзового очага исключительно велико, в особенности в эпоху карасукской культуры. Значительно уступая по количеству бронз тагарской культуре, карасукская культура тем не менее также очень богата бронзовыми вещами, важнейшим источником для установления ее собственной хронологии и одним из источников для установления хронологии многих древних культур Сибири, Центральной и Средней Азии и даже отчасти Восточной Европы, где смыкались влияния Минусинского и ряда других бронзовых очагов.
Книга посвящена изучению Минусинского бронзового очага в эпоху карасукской культуры: установлению относительной и абсолютной хронологии самой карасукской культуры и распространению её в южной части Красноярского края. Изучение роли Минусинского бронзового очага в развитии культур, распространённых за пределами Минусинской котловины, уже выходит за рамки настоящей работы, однако, чтобы иметь представление как о значении этого очага и о связанных с ним культурах, так и о его месте в ряду родственных культур, в книгу включены два экскурса: «О культурной и этнической общности карасукской и других культур Евразии» и «Восточные датирующие параллели сейминским и турбинским бронзам».
Книга дополнена приложениями: анализами карасукских бронз и статье Д.В. Наумова «Производство и обработка карасукских ножей».
наверх |