главная страница / библиотека / обновления библиотеки / оглавление каталога

А.А. Иванов, В.Г. Луконин, Л.С. Смесова. Ювелирные изделия Востока. Коллекция Особой кладовой отдела Востока Государственного Эрмитажа. Древний, средневековый периоды. М.: Искусство. 1984. А.А. Иванов, В.Г. Луконин, Л.С. Смесова

Ювелирные изделия Востока.

Коллекция Особой кладовой
отдела Востока Государственного Эрмитажа.

Древний, средневековый периоды.

// М.: Искусство. 1984. 216 с.

 

Приложение

 

М.Б. Чистякова

Ювелирные камни индийских и иранских изделий

собрания Государственного Эрмитажа.

 

Индийские изделия.

Иранские изделия.

 

Многие ювелирные изделия Индии и Ирана, хранящиеся в Эрмитаже, декорированы драгоценными камнями. Роль их неравнозначна в различных вещах. В одних камни составляют орнамент, украшающий основной материал — металл, эмаль или камень, из которого сделано изделие (кинжалы и джика, часть иранского оружия). В других вставками камней покрыта вся поверхность предмета и они определяют его цвет и фактуру в целом (большая часть предметов из сокровищницы Великих Моголов и некоторые иранские сабли).

 

Поскольку ранее камни в восточных изделиях Эрмитажа не изучались систематически, недавно была проведена детальная их проверка.

 

Изучение драгоценных камней преследовало две цели: определение минеральных видов камней и выяснение их месторождений. Вставки просматривались под бинокулярной лупой при 25-50×. Главными диагностическими признаками служили следующие физические свойства минерала: цвет, блеск, прозрачность, характер люминесценции, иногда спайность и, если позволяли размер и огранка камня, показатель преломления, определявшийся на рефрактометре Рейнера. В редких случаях, когда камень был совершенно чист и показатель его преломления не удавалось измерить, цвет был общим для разных минералов (как, например, для шпинели и рубина, горного хрусталя и лейкосапфира), а люминесценция не являлась существенной для диагностики, то с помощью набора специальных игл определялась относительная твёдость камня. Одним из основных признаков являлись разнообразные минеральные и газово-жидкие включения, характерные для тех или иных минеральных видов.

 

Гораздо более трудной задачей было выяснение месторождений, где были добыты рассматриваемые драгоценные камни. Для этой цели более подробно изучались минеральные и газово-жидкие включения, содержащиеся в камнях. Таким способом были установлены изумруды из Колумбии, рубины и шпинели Бирмы, рубины Шри-Ланки и т.д.

 

К сожалению, к месторождениям могла быть привязана лишь относительно небольшая часть камней, содержащая необходимые для характеристики камня включения. Основная же масса вставок лишена достоверных признаков, позволяющих отнести их к определённому региону. Поэтому происхождение большинства камней определено лишь ориентировочно.

 

Индийские и иранские изделия Эрмитажа в основном сходны по набору украшающих их камней, но, поскольку между ними имеются и некоторые различия, описание их даётся раздельно.

 

Индийские изделия.   ^

[100] Кувшин (VЗ-709)

(Открыть в новом окне)

 

Индийские ювелирные изделия с драгоценными камнями датируются XVII-XIX вв. Все они характеризуются широким применением драгоценных вставок в декоре, но одна коллекция — предметы, принадлежавшие когда-то Великим Моголам, — стоит особняком по обилию и качеству использованных в них камней и должна быть описана отдельно.

 

Изделия XVII в., которыми владели Великие Моголы (№90-107), отличаются особой роскошью, и драгоценные камни играют в их декоре главную роль. Независимо от формы, размера и назначения почти все эти предметы (кроме №92, 99, 102, 106, 107) сплошь покрыты драгоценными камнями. Подчас трудно сказать, является ли здесь золото фоном для самоцветов или они сами образуют фон, на который наброшена ажурная золотая сетка оправы.

(44/45)

 

Среди камней, украшающих эти изделия, присутствуют главным образом рубины, изумруды, алмазы и жемчуг. Огромное количество вставок из лучших сортов упомянутых самоцветов, поражающих глаз яркостью и сочностью окраски.

 

Рубины в ювелирных изделиях Великих Моголов встречаются чаще всего. Большинство их прекрасного яркого глубокого цвета, главным образом «цвета голубиной крови». Невооружённому глазу они кажутся совершенно чистыми, однако при большом увеличении видно, что многие из них содержат характерную сетку из тончайших игл рутила, микроскопические включения бесцветного минерала в виде ромбоэдров или округлых зёрен (по-видимому, кальцит), а также правильных шестигранных кристаллов (апатит?); в некоторых вставках заключены золотистые изометрические кристаллы (пирит или, возможно, пирротин) и жёлтые включения неправильной формы (сфалерит?). Обнаружены также вставки из сдвойникованных кристаллов рубина. Люминесценция в ультрафиолетовом свете большинства вставок очень яркая. Судя по цвету, люминесценции и минеральным включениям, основная масса рубинов из рассматриваемых изделий добыта в месторождении Могок (Верхняя Бирма); наличие сетки из длинных, тонких игл рутила, включения пирита (или пирротина) свидетельствуют о том, что часть камней, очевидно, из Шри-Ланки, а сдвойникованные рубины, скорее всего, из Таиланда. Большинство вставок в различной степени «трещиноваты», а иногда и замутнены, однако эти пороки не уменьшают их яркости, блеска и красоты в целом.

 

Основная масса рубинов обработана в виде кабошонов. При этом только небольшая часть вставок является правильными классическими кабошонами, большинство же имеет более или менее выпуклую форму неправильных очертаний, повторяющую форму естественного окатыша, с выемками, обусловленными удалением дефектов камня, иногда с просверленными с той же целью канальцами. Дело в том, что большинство добываемых рубинов не имеет чисто красного цвета, а характеризуется присутствием синеватого, фиолетового или желтоватого оттенков, которые можно уничтожить при осторожном нагревании.

 

[96] Кольцо (VЗ-703)

(Открыть в новом окне)

 

Этот способ облагораживания рубинов известен очень давно. Однако он применим лишь для камней, не содержащих явных пороков (особенно крупных газово-жидких включений). В противном случае минерал при нагревании раскалывается. Для удаления порока рубин перед нагреванием просверливался, а образовавшееся отверстие иногда заделывали золотой проволочкой или даже крохотной рубиновой же вставочкой. Такой камень не считался бракованным и цена его не уменьшалась. [1] Изредка в виде вставок использовались также бусины. Лишь в трёх вещах (два браслета №91 и кольцо №96) мастера отступили от традиционной округлой выпуклой формы и отшлифовали рубин в виде плоских вставок (подробнее об этом см. ниже). Размеры рубинов невелики. Самые крупные из них 1,4×0,8 см и вряд ли достигают веса более шести-восьми карат. Обычно рубины помещены на золотой фольге, изредка (недостаточно яркие) — на красной подложке.

 

Изумруды в рассматриваемых предметах хорошего густого тёмно-зелёного цвета. Иногда попадаются среди них и довольно светлые камни, однако нет явных бериллов, приобретающих изумрудно-зелёный цвет лишь благодаря подложке, как это наблюдается в ювелирных изделиях не столь высокого класса.

 

Обработаны изумруды в большинстве изделий так же, как рубины, а на двух кувшинах (№94, 105) имеются, кроме того, резные камни, представляющие собой высокие кабошоны с радиально расходящимися от центра желобками. Подобные изумруды редко встречаются в изделиях, однако их достаточно много среди индийских драгоценностей времён Великих Моголов. [2] Эта форма обработки камней была хорошо известна на Востоке с древности. Ещё Бируни упоминает чётки из яхонта сорта руммани (самого высокого для рубина), принадлежавшие жене Харун ар-Рашида — владыки Багдадского халифата (786-809), имевшие вид лещинных орешков с выточенными дольками, как у дыни. [3] Наиболее крупные изумруды в описываемой коллекции Эрмитажа 1,5×1,2 см

(45/46)

и вес их не менее 10 карат. Как и рубины, изумруды подсвечиваются золотой подложкой и лишь наиболее бледные из них — зелёной.

[101] Кувшин (VЗ-715)

(Открыть в новом окне)

 

Среди изумрудов редко бывают камни чистой воды. Это объясняется тем, что образование их почти всегда связано с подвижками в земной коре, во время которых минерал разбивается многочисленными трещинами. В дальнейшем эти трещинки в большинстве своём залечиваются, но следы их остаются в виде «сетей» и «вуалей», состоящих из мельчайших газово-жидких включений. Они пересекают камень в различных направлениях, уменьшая его чистоту и прозрачность. Кроме того, изумруд почти всегда содержит крошечные включения разных минералов, редко различимых простым глазом, но хорошо видимых под микроскопом. Среди них в изумрудах из вещей Великих Моголов обнаружены кристаллы золотистого пирита, белого альбита (?), мелкие скопления чёрного углистого вещества. За немногим исключением (часть на тарелке №97 и кувшинах №101 и 105), изумруды ярко-красные под фильтром Челси. Все эти признаки заставляют считать, что большинство из них — колумбийские.

 

Завоевав Колумбию, испанцы нашли тщательно скрывавшиеся от них индейцами месторождения изумрудов Чивор (1537) и Музо (1564). Считается, что лучшие из поступавших колумбийских изумрудов оседали в Европе, а низкосортные продавались на Восток. Однако обилие и качество (судя по описываемым вещам) изумрудов в сокровищнице Великих Моголов не позволяют согласиться с таким мнением. [4] По-видимому, нельзя оставлять без внимания утверждение Ж.-Б. Тавернье о том, что изумруды поступали в Индию от испанцев через Тихий океан и Филиппины. [5] Побывавший несколько позднее на Востоке Ж. Шарден (вторая половина XVII в.) также полагал, что изумруды на азиатские рынки идут через Филиппины. [6] Так или иначе, но колумбийское происхождение большинства изумрудов в ювелирных изделиях, принадлежавших Великим Моголам, не вызывает сомнения, [7] тем более что в XVI — начале XVIII в. нигде, кроме Южной Америки, и не добывались изумруды такого качества и в больших количествах. С древности известные копи Клеопатры (Египет) и Хабахталь (современная Австрия) к этому времени были заброшены, а изумрудные копи Урала ещё не открыты.

[91] Браслет (VЗ-720)

(Открыть в новом окне)

 

Алмазы играют подчинённую роль в украшении большинства рассматриваемых изделий. Лишь в кольце Шах-Джахана (№96), в браслетах (№91) и джика (№90) они занимают центральное место и представлены крупными экземплярами (в настоящее время самый крупный из них — в кольце Шах-Джахана — 6,5 карат). [8] Обычно они мелкие, плоские, бесцветные или чуть желтоватые. Многие содержат минеральные включения. Форма камней произвольная, определяемая очертаниями найденных в россыпях кристаллов алмаза или чаще их обломков. Огранка большинства алмазов чрезвычайно примитивная. Обычно подшлифованы грани кристаллов или сделано несколько искусственных граней — типа несовершенной розы, при этом углы между плоскостями произвольны, благодаря чему алмазы лишены присущей им игры. Самые крупные имеют огранку могольского типа — две параллельные плоскости (обычно по спайности кристалла), между которыми расположены два (а иногда и один) ряда фасеток. Наиболее искусно огранены алмазы в браслетах — они имеют правильную круглую форму, фасетки между параллельными плоскостями расположены симметрично, их огранка приближается к формам первых бриллиантов.

 

Подложка у алмазов обычно серебристая, не дающая постороннего надцвета, но иногда используется и золотая, что связано, по-видимому, с тем, что в Индии высоко ценились не только белые (то есть бесцветные), но и жёлтые алмазы. [9]

 

По поводу месторождений алмазов разночтений не может быть, так как во всем мире до 1725 г. алмазы добывались только в Индии.

 

Жемчуг — реже, нежели другие драгоценные камни, употребляется в украшении описываемых изделий, хотя Индия в большом количестве добывала его в Персидском заливе. Много его только на кувшине (№100) и столике-подставке (№95). Ещё на двух кувшинах (№104, 105) находится по одной жемчужине, венчающей крышку.

(46/47)

 

Следует отметить, что коллекция описываемых вещей Великих Моголов необычайно выдержана по минеральному составу драгоценных камней. Очень часто в других восточных изделиях помимо драгоценных камней присутствуют и имитирующие их полудрагоценные. Так, среди рубинов часто встречается шпинель (лал), также достаточно высоко ценимый на Востоке, гранат, а иногда и горный хрусталь и даже стекло на красной подложке. Среди изумрудов можно встретить слабо окрашенные и бесцветные бериллы, горный хрусталь и стекло на зелёной краске. Ничего подобного нет в изделиях, принадлежавших Великим Моголам. Среди многих тысяч камней (в том числе около 10400 рубинов) только два красных камня — в замочке одного из браслетов и наверху джика — оказались гранатами. Индийские ювелиры превосходно знали камни, поэтому трудно предположить здесь ошибку. Возможно только сознательное помещение граната в изделиях или более поздняя замена вставок (как это было сделано в той же джика с алмазами).

 

Как уже упоминалось выше, почти все использованные вставки драгоценных камней сохраняют очертания, близкие к природным формам минералов или их окатышей. Многие из них лишь подшлифованы или обработаны в виде различной формы кабошонов (рубины и изумруды), или слегка огранены (алмазы). В соответствии с этим оправа, обрамляющая камни, хотя и имеет общий правильный геометрический рисунок, в деталях подчинена нестандартному размеру и форме вставок. В трёх вещах — в ножных браслетах и кольце Шах-Джахана (№91, 96) — встречен иной тип обработки камня, когда оправа полностью определяет его форму. В браслетах, где наряду с камнями большую роль в украшении играет и цветная эмаль (главным образом с внутренней стороны изделий), мастер создал чёткий рисунок из золотых перегородок и заполнил выемки между ними слабо выпуклыми и совершенно плоскими вставками рубина и изумруда, полностью повторяющими извилистые очертания оправы. Некоторые гнёзда заполнены вставками, составленными из нескольких плотно смыкающихся пришлифованных плоских частей. Подсвеченные золотой фольгой, прекрасно окрашенные, с ярким блеском камни при беглом взгляде неотличимы от цветной прозрачной (тоже на золотом гильошированном фоне) эмали, декорирующей некоторые изделия коллекции. В браслетах мы видим редкое использование сочетания двух типов эмали — выемчатой и так называемой «холодной» (из кусочков камня).

 

Ещё большее сходство с эмалью имеют камни на внутренней стороне кольца Шах-Джахана, где персидская надпись выполнена тонкой прорезью в золоте, заполненной плотно подогнанными к очертаниям прорези кроваво-красными вставками рубина и вставками изумрудов по краю медальона.

 

Холодная эмаль известна с глубокой древности (она была обнаружена ещё в изделиях II тыс. до н.э. в гробнице Тутанхамона), но для неё обычно использовались недорогие камни — бирюза, сердолик — или кусочки цветного стекла. Применение же для такой цели драгоценных камней — явление весьма редкое.

 

Необычайно любопытен для нас подбор камней, украшающих индийские ювелирные изделия времён Великих Моголов. В Индии и близлежащих странах с древности известны месторождения самых разнообразных драгоценных камней. В пределах самой Индии, в знаменитых россыпях Голконды, с незапамятных времён добывались алмазы. Существуют легенды о добыче алмазов в горах Индии, где в недоступных людям горных долинах алмазы добывались с помощью орлов, выносящих из пропастей брошенное туда мясо вместе с прилипшими к нему кристаллами. Об этом месторождении говорится в «Сказках 1001 ночи», знал о нём Александр Македонский, будто бы побывавший в тех местах, описывает его и Марко Поло. [10] Рядом, в Бирме, тоже с древнейших времён добывались самые лучшие в мире рубины, а также большое количество сапфиров, шпинелей и цирконов. У подножия одной из самых высоких гор Шри-Ланки, упоминаемой ещё в древних буддийских книгах, испокон веков разрабатываются богатейшие россыпи драгоценных камней — рубинов, разноцветных сапфиров, шпинелей, гранатов, цирконов, горного хрусталя и других менее ценных камней. С античного времени известны хризолиты острова Заберджет в Красном море, бирюза Нишапура, ляпис-

(47/48)

лазурь Бадахшана. В Персидском заливе с древности вылавливали лучший в мире жемчуг.

 

В XVI-XVIII вв. добыча этих камней продолжалась. Таким образом, возможности в выборе драгоценных камней у индийских мастеров были практически неограниченными. Тем не менее из всего имеющегося в их распоряжении многообразия самоцветов использованы только рубин, алмаз, жемчуг, а также изумруд, месторождений которого в это время поблизости не было. [11] При этом рубины и изумруды мы видим во всех описываемых вещах, алмаз и жемчуг встречаются реже. В целом, в пятнадцати изделиях насчитывается более 16500 вставок, среди которых упомянутые выше камни располагаются (по мере уменьшения их количества) в следующем порядке: рубин, изумруд, алмаз, жемчуг. Несмотря на отсутствие изумруда в близлежащих странах, он занимает равное с рубином место по количеству украшаемых им изделий и второе по абсолютному числу использованных вставок. Если же говорить о величине камней, то изумруду, безусловно, принадлежит первенство. По-видимому, не степенью доступности тех или иных камней определялся их выбор для ювелирных изделий. Скорее всего, он был в значительной мере традиционен. [12]

 

В древних северо-индийских лапидариях (книгах о камнях) описываются девять камней, связанных с астральными представлениями индусов. В число их входят алмаз, жемчуг, рубин, сапфир и изумруд (первая группа) и циркон, восточный топаз (то есть жёлтый сапфир), кошачий глаз, [13] коралл (вторая группа). В некоторых текстах к ним присоединяются ещё горный хрусталь, оникс, гранат, сердолик. [14] В литературном памятнике II-III вв. Южной Индии мы встречаем описание предметов, украшенных рубинами и алмазами, с подставкой, украшенной кораллами, «...браслеты из жемчуга и коралла, ... кольцо с рубином ... перстень с изумрудом и алмазом...», «... драгоценные камни ... алмазы четырёх цветов, изумруды лучшей воды», «... рубин „алый лотос”, синие сапфиры, жемчуг, ... кошачий глаз, сардоникс, ляпис-лазурь, опал». [15] И до сих пор в Индии распространены украшения нава-ратна (или нао-ратна), состоящие из девяти традиционных камней. Из этого набора в предметах, принадлежавших Великим Моголам, присутствуют лишь четыре из пяти камней первой группы. Если даже не принимать в расчёт опал, упоминаемый лишь в «Повести о браслете», нахождение которого в древнеиндийских изделиях весьма сомнительно, [16] то остаётся ещё несколько камней, обязательно присутствующих в большинстве индийских работ о камнях. При этом если предположить, что изделия Великих Моголов украшались наиболее редкими и дорогими камнями, то совершенно неясно, почему в них не использовался сапфир, очень почитаемый в Индии. Может быть, причину следует искать в мусульманском влиянии на индийское искусство этого времени. Мусульмане, захватив власть в Индии, многое восприняли от индийцев, в том числе и любовь к драгоценным камням и украшениям из них, которые поначалу не носили, так как это запрещалось Кораном. Однако прямых указаний на зависимость употребления определённых камней от мусульманских традиций найти в доступной нам литературе не удалось. Так, в описании драгоценных камней Мухаммада ибн Мансура — автора XIII в. — интересующие нас четыре камня (алмаз, рубин, изумруд и жемчуг) описываются первыми, но за ними следуют ещё более тридцати различных считавшихся ценными камней и ни один из них не выделяется среди прочих какими-либо особыми свойствами. [17] В одном из собраний легенд о драгоценных камнях сообщается, что у мусульман шесть или семь камней считалось обладающими особыми свойствами. Среди них — рубин, изумруд, жемчуг и гиацинт, [18] что тоже лишь частично соответствует набору камней в описываемых изделиях индо-мусульманского искусства.

 

Кроме предметов, принадлежавших Великим Моголам, в коллекции Эрмитажа имеются также украшенные драгоценными камнями индийские кинжалы (XVII-XVIII вв.) и ювелирные украшения XVII-XIX вв.

 

Камни, орнаментирующие индийское оружие, по существу, ничем на отличаются от описанных ранее. Это в основном те же кроваво-красные рубины и насыщенные по цвету изумруды, однако среди последних, хоть и редко, всё же встречаются бледно-окрашенные бериллы на зелёной подложке. Алмаз срав-

(48/49)

нительно редко украшает индийские кинжалы, о чём свидетельствует не только коллекция Эрмитажа, но и кинжалы XVII-XVIII вв. из других собраний. [19] Лишь на пяти из известных нам двадцати двух кинжалов этого времени обнаружены алмазы. И совсем редким является украшение кинжалов жемчугом. Среди упомянутых кинжалов только два с жемчужным декором, причем на одном из них (№111) он в виде мелких бусин присутствует не на самом кинжале, а на кисти подвески, прикреплённой к ножнам, а у второго (№109) украшены жемчугом затыльник и устье (ножны этого кинжала иранской работы).

 

Огранка камней и способ их закрепления также почти не отличаются от рассмотренных ранее вещей. Здесь встречаются все ранее упомянутые виды обработки камней. Основная масса рубинов и изумрудов отшлифована кабошонами, алмазы имеют форму табличек с незакономерно расположенными фасетками, а наиболее крупные из них огранены могольским способом или розой.

 

Обычно очертания кабошонов не соответствуют форме каст и рисунок орнамента определяется только формой оправы. В двух же кинжалах (№110, 111) помимо кабошонов использованы плоские вставки рубинов и изумрудов, вырезанные по форме каст. При этом иногда сложной формы касты заполняются плотно подогнанными вставками одного или разных камней, как, например, в кинжале (№111), где в один и тот же каст помещены рубины и изумруды, образующие единую разноцветную вставку. Все камни поставлены на фольгу, что придаёт им более яркий блеск.

 

При изучении камней в двух кинжалах обнаружено несколько стёкол, однако они, безусловно, не всегда были в этих вещах. На затыльнике кинжала (№112) помещено жёлто-зелёное (цвета хризолита) стекло ступенчатой огранки — формы, отсутствующей в индийских вещах XVII-XVIII вв. В кинжале (№110) обнаружены два зелёных стекла, хоть и шлифованных кабошонами, но не соответствующих формам каст, в которые они вставлены. Всё это говорит о позднем появлении стеклянных вставок в индийских вещах.

 

Интересно, что в индийских кинжалах Эрмитажа, декорированных драгоценными камнями, в качестве основного материала для рукоятей, а также для устьев и наконечников ножен в большинстве случаев использован не металл, а камень. Из шести кинжалов только один имеет золотую рукоять, в четырёх из них рукоятки из белого и светло-зелёного нефрита и в одном — из очень чистого горного хрусталя. Это является, по-видимому, вообще характерной чертой индийских кинжалов XVII-XVIII вв., так как из шестнадцати кинжалов этого времени, выставлявшихся в последнее время в Англии (двенадцать из них принадлежали Великим Моголам), девять имеют рукояти из светлых сортов нефрита и три — из горного хрусталя. [20] Широкое применение нефрита в кинжалах, возможно, связано в какой-то степени с тем, что на Востоке он считался камнем победы; [21] связано это также с необычайной вязкостью и прочностью этого материала.

 

Из остальных индийских вещей с драгоценными камнями интересна джика (№92), поскольку это единственное изделие, украшенное наряду с рубинами и изумрудами агатами (ониксами). Агаты все одинаковые — трёхслойные камни, имеющие две широкие зоны (чёрную и почти бесцветную, слегка желтоватую), разделённые тонкой белой полосой. Скорее всего, они крашеные, так как цвет чёрной зоны очень густой (способы окраски агатов известны на Востоке с глубокой древности). Как и другие камни, они поставлены на фольгу, отчего прозрачные участки их ярко сияют. Поскольку вещь была, очевидно, не очень дорогая, из четырёх имеющихся в ней зелёных камней лишь один является настоящим изумрудом, а остальные — бледные бериллы на зелёной подложке, выцветшей к нашему времени. То же соотношение изумрудов и бериллов видим мы и на нефритовой подвеске (№115).

 

Особняком в ряду индийских вещей с драгоценными камнями стоят парные браслеты (№119). Внешне в них соблюдены каноны употребления драгоценных камней определённого вида — в данном случае красных и бесцветных. Однако если красные вставки представлены традиционными рубинами, то вместо бесцветных алмазов здесь использованы корунды на фольге, лишь отдалённо на-

(49/50)

поминающие по блеску имитируемые ими алмазы. Такая замена объясняется, по-видимому, поздним временем их изготовления и невысокой художественной и коммерческой ценностью изделий.

 

Иранские изделия.   ^

 

Иранские изделия с драгоценными камнями представлены в коллекции Эрмитажа оружием XVI-XIX вв. (кинжалы и сабли), золотой чашей и цинковым тазиком XVI в., а также несколькими ювелирными украшениями XIX в.

 

Драгоценные камни большей части иранских изделий повторяют цветовую гамму индийских вещей. В них также преобладают красные и зелёные камни, реже появляются бесцветные и белые, но, в отличие от индийских, здесь мы иногда встречаемся и с голубыми (бирюза). Отличительной чертой иранских изделий по сравнению с индийскими является более разнообразный минералогический состав драгоценных камней, особенно красных. Так, появление граната среди красных камней в индийских вещах Эрмитажа — большая редкость, а шпинель в них не известна вовсе. Индийские изделия, собранные в других коллекциях, также очень редко украшены этими камнями, причём они, как правило, играют в декорируемых ими изделиях самостоятельную роль и почти никогда не смешиваются с другими красными камнями (в этом отношении предметы из Эрмитажа представляют собой исключение из правила). В иранских же изделиях появление шпинели (и в меньшей мере граната) среди рубинов — обычное явление. В одном и том же изделии, в аналогичных местах орнамента могут быть размещены наряду с рубинами вставки граната и особенно часто шпинели. При этом нет сомнения, что мастера хорошо различали эти камни. Об этом свидетельствует, в частности, различная форма огранки рубина и шпинели. По-видимому, более низкая стоимость шпинеля (её научились отличать от рубина на Востоке на рубеже I и II тысячелетий, после чего цена её упала [22]), более частые находки крупных кристаллов её и достаточно большое внешнее сходство красных разновидностей шпинели с рубином привели к тому, что во многих изделиях именно она играет главную роль среди красных камней, занимая в виде наиболее крупных вставок центральные места в орнаменте. Возможно, не только эти обстоятельства, но и какие-то местные традиции (а может быть, главным образом именно они) способствовали широкому использованию шпинели в ювелирном деле.

 

Рубины, изумруды и алмазы в иранских ювелирных изделиях, по существу, ничем не отличаются от уже охарактеризованных в индийских вещах. Иран не имел своих драгоценных камней и ввозил их из других стран. Месторождения камней иранских изделий, безусловно, те же, что и драгоценностей индийцев. Качество многих вставок, особенно изумрудов, несколько ниже, чем в индийских вещах, но основная масса камней высокого сорта. Большинство вставок невелико и лишь отдельные достигают относительно больших размеров.

 

Рубин в иранских ювелирных изделиях, как и в индийских, присутствует во всех декорированных камнями предметах. В ранних изделиях он шлифован главным образом кабошонами произвольной формы. Особенно хороши они в чашечке (№51), своей яркостью и неправильными очертаниями напоминающие зёрна плодов граната. Наряду с кабошонами уже среди вещей XVII-XVIII вв. появляются вставки ступенчатой, а в XIX в. и смешанной огранки. Цвет рубинов от густого кроваво-красного до бледно-розового. Бледные вставки подцвечены ярко-красными подложками. Размеры рубинов в основном невелики. Самый крупный весит примерно 6 карат.

 

[51] Чашечка (VЗ-722)

(Открыть в новом окне)

[53] Кинжал (ОР-448). Мастер Мухаммад Лари

(Открыть в новом окне)

 

Изумруды присутствуют в большинстве изделий. Они очень различны по качеству. Так, например, в кинжале (№53) прекрасного густого цвета камни, один из которых достигает 6 карат, сочетаются с бледными разновидностями и светлыми бериллами, окрашенными за счёт зелёной подложки. Хорошего качества колумбийские изумруды украшают кинжал мастера Таки (№59) и огромное количество их в сабле (№64). Изумруды в иранских изделиях редко шлифуются кабошонами. Почти все они (даже в чашечке XVI в., №51) ступенчатой огранки, что, по всей вероятности, обусловлено европейским влиянием.

(50/51)

 

Алмазы редко украшают ранние иранские вещи коллекции Эрмитажа. Из семи предметов XVI-XVIII вв. они присутствуют только в кинжале мастера Таки (№59). Рукоять его украшают два крупных (по 5 карат каждый) чистых плоских, круглых в плане, алмаза с выгравированными надписями. Кроме того, ножны декорированы ещё двадцатью семью алмазами разной величины и огранки.

 

Здесь интересно отметить, что на затыльнике этого кинжала располагается в окружении рубинов достаточно крупный бесцветный камень. В плане он имеет неправильные очертания, огранён таблицей с небольшим количеством фасеток. Этот камень, явно имитирующий алмаз старой огранки, в действительности является единственным среди иранских ювелирных изделий горным хрусталём, поставленным на серебристую фольгу. Трудно с уверенностью судить о том, когда появилась эта вставка. Однако, поскольку рукоять и ножны кинжала покрыты прекрасной драгоценной эмалью и украшены, кроме того, большим количеством алмазов, рубинов, изумрудов, а прикреплённая к ножнам подвеска ещё и жемчугом, кажется невозможным предположение, что первоначальная вставка на этом дорогом и высокохудожественном изделии, да ещё на такой особо украшаемой части, как затыльник, изначально была из горного хрусталя. Более вероятным представляется позднее появление этого камня. Если это так, то горный хрусталь следует исключить из списка камней, украшающих иранские ювелирные изделия Эрмитажа.

 

[59] Кинжал (OP-513). Мастер Таки.

(Открыть в новом окне)

[64] Сабля и ножны (ОР-46)

(Открыть в новом окне)

[63] Сабля (ОР-63). Деталь.

(Открыть в новом окне)

 

Поздние иранские изделия — сабли и ювелирные украшения ХIХ в. — щедро украшены алмазами. На сабле (№64) появляются первые плохой огранки бриллианты (так называемые «голландские»), но основная масса алмазов даже в вещах XIX в. повторяет старые формы. Это объясняется, скорее всего, тем, что при изготовлении новых предметов использовались камни из старых изделий.

 

Жемчуг редко встречается в иранских изделиях из Эрмитажа. Как украшение оружия он не характерен, но всё же им украшены два кинжала, причём в одном из них (№53) он расположен на затыльнике, а на другом (№59) лишь на кистях прикреплённой к кинжалу подвески. В имеющихся в коллекции ювелирных украшениях он также редок и декорирует только подвеску (№80).

 

Шпинель, как уже упоминалось, является одним из любимых камней в Иране и распространена в ювелирных изделиях достаточно широко. При этом, однако, следует отметить, что в вещах XIX в. она встречается гораздо чаще, чем в более ранних. Среди изделий XVI-XVII вв. известна лишь одна вставка — в затыльнике кинжала (№53). Возможно поэтому, что почти все шпинели в иранских изделиях Эрмитажа имеют ступенчатую или смешанную огранку; в виде кабошонов она здесь практически не встречается, в редких случаях огранена розой.

 

Цвет шпинели достаточно разнообразен, но только красных тонов: ярко- и светло-красный, чисто розовый, розовый с фиолетовым или коричневатым оттенком. Истинный цвет камня часто бывает невозможно определить, так как под все без исключения вставки подложена покрытая красным лаком фольга или просто красная краска. Благодаря такому приёму почти всегда шпинель выглядит, как рубин. Размеры шпинелей в иранских изделиях различны: как правило, они крупнее рубинов в тех же предметах. Наиболее крупная шпинель светло-красного цвета расположена в центре подвески на перевязи сабли (№63). Она имеет форму широкой подковы, размером 2,5×2,5 см и весом 40-45 карат. Огранена розой.

 

Среди шпинелей нередки камни чистой воды, но всё же большая часть их содержит различные минеральные включения, позволяющие с известной долей вероятности судить о месторождениях, из которых она добыта. Чаще всего она содержит бесцветные длиннопризматические кристаллики апатита (характерные для шпинели из Бирмы и Шри-Ланки) и ромбоэдрические — кальцита (Бирма). Иногда в ней встречаются чёрные изометрические непрозрачные включения (такая шпинель добывается в Шри-Ланке и в Таиланде). Среди фиолетово-розовых шпинелей возможно также присутствие камней из Бадахшана (месторождение Кухи-Лал, Таджикская ССР).

(51/52)

 

Существенным отличием иранских ювелирных вещей от индийских является использование в них бирюзы, практически отсутствующей в индийских вещах. Правда, учитывая то обстоятельство, что Иран с древности обладал богатым месторождением лучшей в мире бирюзы близ Нишапура, можно было бы ожидать гораздо более широкого применения её, чем это наблюдается в действительности. В коллекции Эрмитажа бирюзой украшены только три ранних изделия (нож №50, тазик №49 и чаша №51), где этот камень использован в виде очень мелких вставок. В предметах XIX в. бирюзы нет совсем. Отшлифована бирюза в виде кабошонов произвольной формы (тазик), кабошонов по форме каст (чаша) и плоских вставок (нож).

 

Интересным является присутствие в затыльнике иранского ножа XVI в. довольно крупного кабошона гелиотропа, нигде более не встреченного.

 

В подвеске XIX в. (№81) с мелкими рубинами, бериллами и стеклами под изумруд обнаружены лейкосапфиры, имитирующие алмаз.

 

В двух предметах (нож №50 и сабля №65) обнаружено несколько стёкол вместо зелёных и красных камней. Но, как и в вышеописанном случае с горным хрусталём (в кинжале №59), это вероятнее всего, поздние вставки.

 

Из прочих камней следует ещё упомянуть нефрит, из которого сделана рукоять одного из кинжалов (№52).

 

Как и в индийском и иранском оружии, украшенном камнями, если судить по коллекции Эрмитажа, рукояти в большинстве случаев (особенно в XVII-XVIII вв.) не делались из металла. Но, в отличие от индийских, здесь материалом для них обычно служит не камень, а кость.

 


 

[1] См.: Бируни, с. 40.

[2] См.: Meen — Tushingham, р. 57, 64, 123.

[3] См.: Бируни, с.55.

[4] См.: Meen — Tushingham, p. 31, 62, 64, 120, 123.

[5] См.: Tavernier, v. II, p. 82.

[6] См: Chardin, v. III, p. 363-364.

[7] См.: Meen — Tushingham, p. 31.

[8] См.: Иванов. Кольцо. В прошлом наиболее крупные алмазы были, если судить по вмещавшим их кастам, в джика №90, но впоследствии уже в Петербурге в 1882 г. они были заменены горным хрусталём.

[9] См.: Бируни, с. 82.

[10] Марко Поло, с. 211.

[11] Месторождение изумрудов было открыто в Индии в 1943 г. Можно поэтому предположить, что и в прежние времена какое-то количество изумрудов индийцы добывали у себя в стране. Однако ни Бируни (X-XI вв.), ни Тавернье (XVII в.) не обнаружили там месторождений этого камня. Тавернье пишет, что сведения о существовании индийских изумрудов ошибочны (см.: Таvernier, v. II, p. 82). Все сообщения нашего времени (до 1943 г.) о находках изумрудов в Индии также при проверке не подтверждались: камни оказывались зелёными бериллами (см.: Webster, р. 94-95).

[12] Вероятно, эта традиционность была связана с магическими представлениями (см.: Wojtilla, р. 214-216).

[13] Очевидно, хризоберилл.

[14] Леммлейн, с. 318-319.

[15] Повесть, с. 51, 56, 105.

[16] Месторождение опалов в Червенци (ЧССР) было известно ещё в античное время, и, может быть, через Грецию и Рим он и мог оказаться в Индии, но тогда это явление уникальное, так как опал не был известен на Востоке даже такому знатоку минералогии, как Бируни. Не знают его и мусульмане других стран (см.: Семёнов) и даже армяне XVII в. (см.: Патканов).

[17] См.: Hammer, S. 128-131.

[18] См.: Kunz, p.349.

[19] См.: The Indian Héritage; Islamic Art.

[20] См.: The Indian Héritage; Islamic Art.

[21] См.: Бируни, с.74.

[22] См.: Бируни, с. 74.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки / оглавление каталога